Конфликты в малых социальных группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:19, реферат

Описание работы

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.)

Работа содержит 1 файл

Конфликты в малых соц.группах.docx

— 88.89 Кб (Скачать)

Для усиления положительного влияния взаимоотношений на функционирование  малой   группы  необходимо строить  их на принципах уважения  и  субординации, сплоченности, гуманизма, групповой устремленности.

Принцип уважения  и  субординации предполагает создание  в   малой   группе  таких взаимоотношений, которые  соответствуют нормам общественной морали  и  нравственности, традициям, установленным в интересах общения  и   взаимодействия  людей. Не менее  важен учет индивидуальных  и   социально-психологических  особенностей всех членов  группы, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами малой   группы  личного достоинства, профессионального и   социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности членов  группы  требует формирования у  всех его членов взаимопомощи, поддержки,  взаимодействия   и  взаимопонимания. Все члены  малой  группы обязаны  высоко ценить и дорожить принадлежностью  к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать от недостойных для данной группы поступков.

Принцип гуманизма придает  взаимоотношениям чуткость, отзывчивость, справедливость  и  человечность которые проявляются в доверии  друг другу, искренности  и  доступности.

Групповые устремления - это  цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности) лежащие в основе поведения  и  совместных усилий членов  малой   группы. В них комплексно  и обобщенно выражаются объективно встающие перед ними общие для всех  и индивидуальные для каждого цели  и задачи, а также реализуются их конкретные интересы, отвечающие потребностям каждого в отдельности и всех вместе. Именно устремления ориентируют и ведут малую   группу  в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Через них периодически опосредованно контролируются промежуточные результаты их жизни  и  совместной деятельности. Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия  и  непосредственную активность членов  малой   группы  в различных обстоятельствах  и  условиях объективной реальности. Следовательно, в системе совместной деятельности членов  малой   группы  устремления выполняют конкретные функции, к числу которых относятся ценностно-нормативная (возможность устремлений отражать запросы всех членов  группы), организационно-функциональная (групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутригруппового  и  межгруппового взаимодействия)  и индивидуально-мотивационная (фиксация личностного смысла и значимости совместной деятельности для всех членов  малой   группы).

Внутригрупповые структуры

Одни и те же члены группы в различных характерных для  нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более  точной характеристики места каждого  человека в структуре внутригрупповых  отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя  установка» и «роль».

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение  человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями  данного человека с остальными членами  группы. От позиции, занимаемой человеком  в группе, зависит степень его  потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

В отличие от позиции статус индивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. Когда о школьнике, например, говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в классе (председатель совета, староста и т.п.). Если же об ученике говорят, что он имеет высокий статус, то под этим подразумевается, что данный школьник пользуется признанием и авторитетом среди товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказывать на членов группы существенное Психологическое влияние.

Внутренняя установка  человека в системе внутригрупповых  отношений это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень  влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать или  расходиться. Например, школьник, считающий, что товарищи по классу его уважают, на самом деле может обладать посредственным и даже низким статусом, а учащийся, который думает, что его авторитет в классе низок, напротив, может пользоваться большим влиянием на товарищей.

Следующее понятие, характеризующее  положение индивида в группе, это  роль. В социальной психологии роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец  поведения, ожидаемого от человека, занимающего  в группе определенную позицию. Роль может определяться официальной  должностью, может избираться самим  членом группы (скажем, роль лидера, шута). Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает  к ней, и сами члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых  отношений.

Социально-психологическую  структуру группы, кроме перечисленных, описывают также в понятиях композиции, каналов коммуникаций.

Композиция - это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. О тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной, или гомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально очень различных людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.

Конформность - это приспособленчество, сознательное нежелание человека идти против мнения большинства в группе, чтобы не создавать себе проблем в общении.

Ролевая структура  малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;

г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает  работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием  поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;

г) нормировщик – нормирует  происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой структуры  малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

 

 

Иерархия доминирования

Один из создателей современной конфликтологии, западногерманский социолог Р. Дарендорф, в основу  социальных  конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой  социальной   группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его последователей, является стремление к  доминированию. Обычно дается такое истолкование этому положению: человеческие существа от природы склонны формировать иерархии   социального   доминирования и бороться за приобретенные позиции в группе, общности и т.д.  Иерархия   социального   доминирования, включая в себя определенную степень достижения  социального   доминирования, при определенных предпосылках могут привести к конфликту. Непосредственными причинами возникновения конфликтов могут послужить дефицит ресурсов, идеологические различия и т. д. Однако склонность к  доминированию,  социальные  притязания людей не следует трактовать как их естественные, вечные инстинкты. Они формируются на основе сопоставления положения одних людей с положением других. Следовательно, социальный конфликт - это всегда следствие социального неравенства.

Проблемы лидерства  в группе

Проблема лидерства и  руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо  оба эти процесса не просто относятся  к проблеме интеграции групповой  деятельности, а психологически описывают  субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической  традиции, связанной с исследованием  данного феномена. В современных  условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства  группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

В русском языке для  обозначения этих двух различных  явлений существуют два специальных  термина и определены различия в  содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия  «лидер» в политической терминологии.

Лидер и руководитель имеют  дело с однопорядковым типом проблем, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решении определенных задач, заботиться о средствах, при которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что дает право при рассмотрении проблемы описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает, как регламентированный обществом правовой процесс.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается  в результате взаимодействия членов группы для организации группы при  решении конкретной задачи. Он демонстрирует  более высокий, чем другие члены  группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается  в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные  члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет  вести, а они будут ведомыми. Лидерство  необходимо рассматривать как групповое  явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой  структуры, а лидерство есть система  отношений в этой структуре. Поэтому  феномен лидерства относится  к динамическим процессам малой  группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выявить действительные возможности лидера, значит выявить, как воспринимают лидера другие члены группы.

Групповые нормы, ценности и способы поведения.

Субкультура группы

Групповые нормы – общие  правила поведения, которых придерживаются все члены группы. Групповые нормы  обеспечивают предсказуемость поведения  и способы координации деятельности, регулируют и оценивают поведение  членов, сохраняют стабильность и  упорядоченность группы, создают  индивидуальное лицо группы.

Групповые (социальные) нормы  являются стандартом поведения в  малой группе, регулятором отношений, которые в ней складываются. В  процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые  в той или иной степени должны разделять все участники.

 Характеристикой жизнедеятельности  группы является функционирование  в ней процессов нормативного  поведения, связанного с реализацией  групповых норм.

 Под нормой понимается  стандартизованные нормы поведения,  принятые членами группы, они  регулируют деятельность группы, как организованной единицы. Функционирование  групповых норм непосредственно  связано из социальным контролем и поведением индивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующими санкциями.

 Групповые нормы - это  определенные правила, выработанные  группой, принятые ее большинством  и регулирующие взаимоотношения  между членами группы. Для обеспечения  соблюдения этих норм всеми  членами группы вырабатывается  также и система санкций. Санкции  могут иметь поощрительный или  запретительный характер. При поощрительном  характере группа поощряет тех  членов, которые выполняют требования  группы - растет их статус, повышается  уровень их эмоционального принятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. При запретительном характере группа в большей степени склонна на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть психологические методы воздействия, снижение общения с "провинившимися", понижение их статуса внутри групповых связей.

Норма не является единственным регулятором, постепенно создаются  традиции, иерархия ценностей, язык внутригруппового общения. Все это вместе составляет субкультуру группы.

Виды групповых  конфликтов

Любая социальная группа - сложное  социальное, социально-психологическое  образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения  в группе включают ценностно-нормативную  систему, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Такая группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества. Поэтому в ней, в той или иной степени, могут возникать самые разнообразные конфликты. Наиболее характерными из них являются:

Информация о работе Конфликты в малых социальных группах