Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:19, реферат
История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.)
Введение
История человеческой цивилизации
насыщена различного рода конфликтами.
Одни конфликты охватывали целые
континенты и десятки стран и
народов, другие вовлекали большие
и малые социальные общности, третьи
происходили между отдельными людьми.
С древнейших времен люди пытаются
решить возникающие противоречия и
мечтают о бесконфликтном обществе.
Возникновение
На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.
К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более ожесточенные конфликты.
Сегодня конфликты — повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.
Групповыми конфликтами
называют конфликты, возникающие между
представителями разных социальных
групп или одним человеком
и социальной группой. Они отличаются
от межличностных своей
Малая социальная группа как первичный элемент сплочения индивидов.
Групповые конфликты бывают двух видов:
- межгрупповой конфликт (МГК) - это конфликт между малыми социальными группами.
- внутригрупповой конфликт (ВГК) - это конфликт внутри малой социальной группы. Может принимать формы:
Групповые конфликты происходят в социальных группах. Большие социальные группы достаточно аморфны, непосредственное общение в них затрудненно, поэтому столкновения обычно протекают в малых группах.
Непосредственным проводником
влияния общества и больших социальных
групп на индивида является малая
группа. Она представляет собой небольшое
объединение людей (от 2—3 до 20—30 человек),
занятых каким-либо общим делом
и находящихся в прямых взаимоотношениях
друг с другом. Малая группа представляет
собой элементарную ячейку общества.
В ней человек проводит большую
часть своей жизни. Известный
тезис о зависимости психологии
и поведения личности от социальной
среды правильнее было бы сформулировать
как мысль о зависимости
Малую группу характеризует
психологическая и
Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Признаки такой социальной группы:
В зависимости от целей и способов объединения малые социальные группы делятся на временные и постоянные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные и неформальные.
Формальные группы образуются по заданным параметрам: определенная структура организации, строгая иерархия, наличие должностей, прав и обязанностей, регламентация деятельности, определенная процедура власти и подчинения. Формальные отношения между людьми в основном обусловлены не личными качествами, а безличными статусно-ролевыми позициями.
Неформальные группы возникают стихийно. Основанием для их образования являются взаимные потребности, интересы, ценности. В неформальных группах отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства. Распределение функциональных обязанностей и ролей происходит стихийно в результате внутригруппового взаимодействия и зависит от личностных качеств каждого члена группы. Лидер группы определяется произвольно.
А Б
Пара
А А В
Д
С
С
В
Треугольник Квадрат
С
Д
В
А
Д
А
Цепочка
С
В
Е
Звезда
Рис. 1. Схема структурных композиций.
Роли в неформальной группе
постепенно закрепляются за каждым членом,
их исполнение становится обязательным.
Неисполнение ролей или их «несанкционированное»
перераспределение чревато
Структура группы подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).
Групповые процессы подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
Виды малых групп
1. По роду деятельности: промышленные, учебные, любительские.
2. По способу возникновения:
3. По степени развития межличностных отношений: от дифференциальных групп до коллектива.
4. По значимости индивида:
Функции групп:
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.
Экспрессивная и поддерживающая
функции связаны с
Групповая динамика включает следующие процессы:
Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.
Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению. Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.
Противоположная сторона конформизма - негативизм.
Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.
Управление - набор действий, включающих:
Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).
Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.
Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.
Применительно к малым
группам действует принцип
Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.
Взаимодействие и взаимозависимость
Взаимоотношения (межличностные
отношения) в малой группе - субъективные
связи, возникающие в результате
взаимодействия ее членов и сопровождаемые
различными эмоциональными переживаниями
индивидов, в них участвующих. В
силу своей внутренней психологической
обусловленности и сложности
система межличностных
В структуре взаимоотношений
людей в психологии обычно выделяют
три взаимосвязанных
Когнитивный компонент взаимоотношений
в малой группе включает в себя
все психические познавательные
процессы (ощущения, восприятие, память,
представление, воображение, внимание,
мышление, речь). Взаимодействующий
с другими людьми человек с
их помощью познает индивидуально-
Под влиянием особенностей взаимных восприятий складывается взаимопонимание, существенно влияющие на характер взаимоотношений. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация. Первая представляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Вторая рассматривается как отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. В этом проявляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается определением сходства или различия между двумя личностями в сознании каждого из них.
Эмоциональный компонент
взаимоотношений выражает положительные
или отрицательные переживания,
возникающие у человека под влиянием
индивидуально-психологических
Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет поведенческий компонент, который включает в себя мимику, жестикуляцию (жесты), пантомимику, речь и действия, выражающие отношение одного человека к другим людям и группе в целом.
Считается, что основным
критерием оценки взаимоотношений
является состояние удовлетворенности-