Концепция всеобщего управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

В современном бизнесе конкурентоспособность компании зависит от качества менеджмента организации. В России с каждым годом все большее число руководителей видят стабильность своих предприятий в отлаженной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема качества менеджмента тем более актуальна в свете планируемого вступления России в ВТО и появления конкуренции со стороны иностранных компаний. Задача руководителей российских компаний и проста и сложна одновременно - "не изобретать велосипед", а постепенно и целенаправленно перенимать более чем полувековой опыт управления у зарубежных компаний, учитывая национальную специфику, а также учиться на примерах отечественных предприятий-лидеров.

Сегодня арсенал инструментов совершенствования бизнеса достаточно велик и продолжает пополняется все новыми подходами: 6-Сигма, стандарты ИСО серии 9000, сбалансированная система показателей ( Balanced Scorecard ), структурирование функций качества ( Quality Function Deployment ), анализ характера и последствий отказов ( Failure Mode and Effect Analysis ), модели самооценки организации Т. Конти, Дж. Далгаарда, Д. Клеммера, бенчмаркинг и другие. Подавляющее большинство предлагаемых подходов основаны на принципах всеобщего управления качеством. Аббревиатура TQM уже знакома российским менеджерам, однако для большинства из них TQM так и остается аббревиатурой. Безусловно, это явление временное - еще 10-12 лет назад мало кто в России различал понятия "менеджмент" и "маркетинг", а сегодня это неотъемлемые атрибуты деятельности любого российского предприятия, от крупного до малого.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…2

Понятие системы «Всеобщее управление качеством» (TQM)………….……3

Проблемы опыта внедрения TQM в российском бизнесе……………………4

Возможности развития TQM………………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

КОНЦЕПЦИЯ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.docx

— 34.86 Кб (Скачать)

      Бенчмаркинг или эталонное сопоставление  за последние десять лет стало  одним из эффективных и признанных  инструментов совершенствования  организации в современном бизнесе  и на протяжении последних  лет входит в тройку самых  популярных среди топ-менеджеров  крупных компаний инструментов  управления (по данным BAIN & Co). В  России появляются фирмы, использующие  бенчмаркинг, но пока таких  компаний единицы, и в основном  это представители крупного бизнеса,  имеющие деловые контакты с  зарубежными партнерами. Для большинства  руководителей малых и средних  предприятий России "бенчмаркинг"  – это незнакомое слово, а  эталонное сопоставление воспринимается  не как метод управления, а  как обычный анализ конкурентов  или маркетинговое исследования. Кроме того, развитию бенчмаркинга  в России мешает "комплекс засекреченности"  отечественного бизнеса.

      Анализируя любой из инструментов  совершенствования, мы приходим  к одному выводу, что отсутствие  базовой культуры TQM мешает эффективному  внедрению и применению этих  инструментов в российском бизнесе.  Ожидать вовлечения компании  в процесс совершенствования,  когда культура и философия  качества на этом предприятии  отсутствует или создана только  на бумаге – это означает "ставить  телегу впереди лошади". Нельзя  совершенствовать то, чего еще  нет. Сначала формирование культуры  качества – и только затем  ее совершенствование. Первый  шаг здесь – повернуться лицом  к потребителю, не декларативно, а реально. И это следующий  подводный камень.

5. Удовлетворение потребителей. Мнение потребителя стало важным для российских компаний, когда пришлось за него бороться. Российские компании уже довольно хорошо овладели навыками исследования рынка и привлечения новых клиентов. Однако удовлетворение потребителей не означает лишь умение навязать свой товар, удовлетворение потребителей – это искусство дать потребителю то, что он ожидает и даже больше. Для российских менеджеров важно прочувствовать логическую цепочку с точки зрения потребителя: покупка – удовлетворение – повторная покупка. Для зарубежных компаний ставится задача не столько найти новых клиентов, сколько удержать уже имеющихся, т.е. увеличить долю постоянных клиентов. Российскому бизнесу следует осознать, что удовлетворение потребителей – это лояльность к компании, чем больше лояльных клиентов, тем уверенней компания чувствует себя на рынке. Следовательно, необходимо менять и подходы в маркетинге – от общего и нишевого маркетинга к маркетингу один-на-один, маркетингу по базам данных.

      Еще один фактор, связанный с  удовлетворением потребителей –  это одностороннее восприятие  клиентов – только как конечных  покупателей продукта или услуги. Концепция внутреннего потребителя,  когда следующий процесс является  потребителем предыдущего, не  используется в большинстве российских  организаций, так как компании  редко рассматривают свою деятельность  как совокупность процессов. Но  именно процессный подход является  одним из основных принципов  TQM , и качество каждого отдельного  процесса организации составляет  качество в целом. Качественный  бизнес-процесс обеспечивает удовлетворение  своих внутренних потребителей, что позволяет произвести в  итоге качественный продукт или  услугу.

   
 
 
 
 
 
 
 
 

Возможности развития TQM

   Подводные  камни, хотя и являются ощутимыми  проблемами для внедрения TQM в  России, не могут стать непреодолимыми  барьерами этому процессу. Адекватное  восприятие действительности и  грамотная политика, как со стороны  бизнес-сообщества, так и со стороны  государства, помогут миновать  эти преграды. Далее рассмотрим  возможности, реализация которых  поможет российскому бизнесу  влиться в мировое движение  качества.

1. Формирование методологической базы адаптации TQM в России . Пять лет назад ощущалась серьезная нехватка научных дискуссий, публикаций, изданий по вопросам менеджмента качества в России. Сегодня интерес к вопросам качества возрос в разы. В последние годы вышли в свет более 20 учебников и учебных пособий по управлению качеством, появилось много новых журналов, значительно возросло количество публикаций по вопросам TQM в периодических изданиях, стремительно растет число интернет-сайтов, посвященных проблемам качества. Однако сегодняшнюю ситуацию в сфере управления качеством, учитывая опыт Советского Союза, все еще можно охарактеризовать только как подготовительный этап к формированию фундамента TQM в России.

      Имеющуюся информацию по проблемам  менеджмента качеством можно  разделить по двум направлениям: (1) основы TQM на базе зарубежных  источников и (2) практический  опыт отдельных отечественных  организаций по разработке систем  управления качеством и использованию  методов совершенствования. Необходимость  формирования научной базы внедрения  и адаптации TQM в России назрела,  сегодня важно четко определить  барьеры и ключевые факторы  успеха. Эмпирическая база, включающая  опыт построения систем управления  качества на российских компаниях,  как успешный, так и неудачный,  сформировалась и достаточна  для определения тенденций и  формирования научных основ.

2. Лидерство руководства. Успех компании в первую очередь зависит от лидерских качеств руководителя, его уверенности в необходимости изменений, умении увлечь за собой работников. Не случайно "лидерство" – это первый критерий моделей ведущих мировых премий качества: премии Болдриджа и европейской премии, присуждаемой Европейским фондом управления качеством. Проблема руководителей России в неправильной трактовке понятия лидера. Умение заинтересовать работников и вовлечь их в процесс совершенствования не означает директивно заставить работников работать по-другому. Тем не менее, авторитарный стиль управления присущ все еще многим российским компаниям. Последние исследования, проводимые с целью выявить основные качества, которыми необходимо обладать руководителю в России для успешного внедрения TQM , выделяют в первую очередь …:

    •  профессиональные навыки бизнеса;

    •  концептуальные навыки (например, возможность  принимать решения и решать  проблемы);

    •  навыки общения;

    •  личные качества (энтузиазм и  постоянство).

   Перечисленные  качества составляют типичный  набор для западного лидера. Таким  образом, изменения в организации  должны начинаться с изменения  самих руководителей. Борьба стилей  управления, авторитарного и демократического, ведется достаточно остро, и  можно с уверенностью отмечать, что, особенно с приходом молодых  руководителей, демократические  ценности берут верх, доказывая  свою большую эффективность.

3. Обучение менеджеров. Руководители и менеджеры российских предприятий за последние 10-15 лет активно включились в образовательный процесс с целью получить теоретическую подготовку в сфере экономики и управления. На возросший спрос на экономические знания сфера образования ответила появлением новых образовательных программ. Экономических факультеты появились почти в каждом государственном вузе России, практически все частные вузы также готовят специалистов для бизнеса. Эффективным инструментом в деле обучения менеджеров для российской экономики является "Программа переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации", широко известная как "Президентская программа".

Задачи, которые  призвана решать программа, следующие:

    •  подготовка руководителей со  знанием современных подходов  к управлению, способных эффективно  работать в рыночных условиях;

    •  содействие модернизации экономики  и процессам реструктуризации  российских предприятий; развитию  предпринимательства, малых и  средних предприятий;

    •  содействие интеграции России  в мировую экономику, создание  условий для развития сотрудничества  между российскими и зарубежными  компаниями.

   Руководители  проходят 500-600 часовую подготовку  по специальностям: “Менеджмент”, “Маркетинг”, “Финансы и кредит”,  а также совершенствуют знания  иностранного языка. В реализации  российского этапа подготовки  принимают участие более 2500 преподавателей  из 86 образовательных учреждений  и бизнес-школ.

   После  завершения подготовки в России  участникам Программы предоставляется  возможность прохождения стажировки  на профильных зарубежных предприятиях  продолжительностью от 3 недель до 3-4 месяцев. В организации и  проведении зарубежных стажировок  принимают участие 12 стран и  Программа Европейского союза  TACIS. За 7 лет существования программы  более 7136 человек прошли обучение  за рубежом.

   По мнению  выпускников, а многие из них  имеют первое образование, не  связанное с экономикой, программа  восполняет пробелы в теоретической  подготовке по экономике и  менеджменту, а зарубежные стажировки, дают действительно полезный  практический опыт. Первое знакомство  с принципами TQM и современными  инструментами совершенствования  многие руководители и менеджеры  получают именно на "Президентской  программе".

4. Государственная политика. Повышение культуры качества и эффективности работы компаний благотворно отражается на экономике страны. Укоренение философии качества в бизнес-сообществе является сегодня оной из важных задач государства. В США качество стало государственной политикой с 1987 года, когда с целью вернуть утраченное лидерство американских продуктов и услуг на внутреннем и мировом рынках Конгрессом Соединенных Штатов была учреждена Национальная премия качества Малколма Болдриджа. Критерии Болдриджа помогли американской экономике выйти из кризиса, а компаниям США привить философию качества – со дня вручения первой премии в 1988 году разошлось более 2 млн. копий "Руководства" по применению критериев Болдриджа, и это без учета книг, описывающих модель и электронных версий, которые распространяются через интернет-сайт конкурса.

      Макроэкономический эффект станет  белее очевиден, когда (1) на одном  языке будут говорить большинство  компаний, (2) консультационные фирмы  пополнят свой арсенал услуг оценкой организации по критериям Российской премии качества, (3) современные методы совершенствования будут известны и доступны не только крупным компаниям, но и предприятиям малого и среднего бизнеса.

5. Психология потребителей. Потребитель является движущей силой процесса совершенствования в бизнесе, предъявляя все новые требования к качеству продуктов и услуг. Российский потребитель сегодня не может в полной степени играть эту роль. Невысокий уровень доходов большинства населения определяет цену решающим фактором при выборе товара. Качество же является важным, но все же не всегда решающим аргументом. Когда спрос на качество возобладает, производитель, по законам рынка, должен будет его предоставить, иначе не выжить в конкурентной борьбе. Стабильность экономики и рост доходов россиян можно рассматривать как залог развития бизнеса России, поступенчатого, эволюционного, в соответствии с требованиями рынка. Культура качества может сформироваться только под воздействием потребителей. Потребители же, в свою очередь, сами должны впитать эту культуру.

      Кроме того, все еще силен стереотип,  что качественными могут быть  только западные товары, российские  же продукты и услуги заведомо  не обладают нужными потребительскими  свойствами. Такое мнение российских  покупателей укоренилось с советских  времен и по сегодняшний день  подтверждается многочисленными  фактами. Бизнесу России предстоит  доказать свою состоятельность  в глазах потребителей. Это важно  начинать делать уже сейчас, т.к.  при вступлении в ВТО давление  со стороны иностранных конкурентов  может возрасти в разы, и развиваться  в такой ситуации будет гораздо  труднее. Поэтому те компании, которые начали процесс совершенствования,  основанный на управлении качеством,  уже имеют преимущества перед  конкурентами в борьбе за потребителя  и более других чувствуют уверенность  в завтрашнем дне. 
 
 
 
 

Заключение

     Внедрение TQM в России, как и любые перемены, связанные с переходом к рыночной системе хозяйствования, сопровождаются рядом барьеров, одни из которых –наследство советского прошлого, другие – объективная реальность настоящего.

   Успех  и реализация потенциала российского  бизнеса в первую очередь зависит  от адекватного восприятия происходящего  всеми участниками процесса. Каждый  из них, не питая иллюзий,  обязан профессионально выполнять  свою роль:

    •  потребители – защищать и отстаивать  свои интересы;

    •  компании – удовлетворять требования  и пожелания потребителей;

Информация о работе Концепция всеобщего управления качеством