Классификация ресторанов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день ресторанный бизнес во всем мире считается одним из наиболее быстроокупаемых направлений инвестирования. Сравнительно небольшие капитальные затраты в создание ресторана могут окупиться, по словам специалистов, за 2-3 года. Однако в ряде случаев - особенно если речь идет о "дорогих ресторанах" - они являются своего рода бизнесом "для души" и не предполагают быстрой окупаемости и высокой рентабельности. В то же время, ресторанный бизнес является одним из наиболее рискованных, поскольку ошибка, допущенная лишь в одном из множества ключевых факторов успеха, может обусловить убыточность бизнеса в целом.

Содержание

Глава 1
Введение……………………………………………….……………….………….3
1 Классификация ресторанов…….………………………………………………5
1.1 Эволюция спроса и предложения…………………………...……………….9
1.2 Современное положение ресторанного бизнеса…………...…..………….11
Глава 2
2 Новые форматы Российского ресторанного бизнеса……………….…….…15
2.1 Разработка проекта ресторана высшего класса………………..……..……17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………………………………..….22

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Российская  международная академия туризма

Тульский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине:

Гостиничное и ресторанное  обслуживание

На тему: “Классификация ресторанов” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:.

Группы: Менеджмент гостеприимства

Проверила:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011

Содержание 
 
 

Глава 1

Введение……………………………………………….……………….………….3

1 Классификация ресторанов…….………………………………………………5

1.1 Эволюция спроса и предложения…………………………...……………….9

1.2 Современное положение ресторанного бизнеса…………...…..………….11

Глава 2

2 Новые форматы Российского ресторанного бизнеса……………….…….…15

2.1 Разработка проекта ресторана высшего класса………………..……..……17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список используемой литературы…………………………………………..….22

 

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ 

     На  сегодняшний день ресторанный бизнес во всем мире считается одним из наиболее быстроокупаемых направлений инвестирования. Сравнительно небольшие капитальные затраты в создание ресторана могут окупиться, по словам специалистов, за 2-3 года. Однако в ряде случаев - особенно если речь идет о "дорогих ресторанах" - они являются своего рода бизнесом "для души" и не предполагают быстрой окупаемости и высокой рентабельности. В то же время, ресторанный бизнес является одним из наиболее рискованных, поскольку ошибка, допущенная лишь в одном из множества ключевых факторов успеха, может обусловить убыточность бизнеса в целом.

     Слово "ресторан" имеет французское происхождение и означает "восстанавливающий" (силу, здоровье). Современный ресторан представляет собой заведение общественного питания, деятельность которого (в отличие от формата фаст-фуд) основана на работе с сырьем, а не с полуфабрикатами, что обусловливает наличие собственной кухни.

     Кроме того, обслуживание клиентов в ресторанах происходит с помощью официантов. По правилам, в ресторане в обязательном порядке должен быть гардероб, отдельные санузлы для мужчин и женщин. Паркинг для автомобилей клиентов хотя и не обязателен, но его наличие указывает на статус заведения. Однако на практике многие кафе позиционируют себя как рестораны, исходя из своей ценовой категории, если величина среднего чека выше, чем в среднем в кафе. И наоборот, ресторан может называть себя кафе или кафе-баром, чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов излишней дороговизной, с которой ассоциируется понятие ресторан.

     В общем понятие "ресторан" не имеет  четко сложившегося определения, можно сказать, что ресторан - это такое заведение коммерческого питания, которое продает не только еду как таковую, но еще и атмосферу, новые впечатления, сервис, удовольствие, социальный статус, отдых и т.д. Конечно, на самом деле заведения фаст-фуд также продают эти компоненты, но ресторан предлагает их в более концентрированной форме. В ресторане все должно быть на порядок выше: еда более вкусная, посуда более качественная и стильная, атмосфера максимально комфортная, обслуживание индивидуальное и, соответственно, средний счет более высокий.

     "Концепция", "позиционирование", "высокая  кухня" - эти слова звучат как  музыка. Очарованные обаянием бизнеса,  состоятельные люди устремляются  в ряды рестораторов. О том, что более половины российских ресторанов терпят убытки, догадываются немногие. Высокие коммерческие риски характеризуют ресторанные проекты во всем мире.

     По  статистике, 70 ресторанов из 100 закрываются  в течение двух лет после открытия. Однако если в Европе высокая степень риска обусловлена жесткой конкуренцией, то в российском бизнесе, где ресторанный рынок еще далек от насыщения, основные причины разорения - ошибки менеджмента, некомпетентность персонала, нежизнеспособность концепции. 

 

1. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕСТОРАНОВ 

     Существует  несколько подходов к классификации  ресторанов. Называют следующие: "по принципу обслуживания клиентов (классический, ресторан быстрого обслуживания, быстрого питания - фаст-фуд), по этническому признаку (кухня какой страны преобладает), по уровню качества предоставляемого сервиса - эта классификация относится, как правило, к классическим ресторанам".

     Отличие ресторанов с разными принципами обслуживания клиентов заключается  в следующем:

     - В классическом ресторане приготовление всех блюд осуществляется непосредственно после заказа клиентом и исключительно из свежих продуктов, без использования полуфабрикатов.

     - Ресторан быстрого обслуживания, исходя из предполагаемой (прогнозируемой) посещаемости ресторана на короткий период (несколько часов), заготавливает силами своего персонала небольшое количество полуфабрикатов, но всегда только из свежих или частично консервированных продуктов.

     - Ресторан быстрого питания (фаст-фуд)  предполагает оперативное приготовление  ограниченного ассортиментного перечня блюд из полуфабрикатов, изготовляемых в фабричных условиях и доставляемых в рестораны централизовано.

     По  ценовому критерию, исходя из величины среднего чека, рестораны делят на такие виды:

     - Элитные рестораны, или рестораны  премиум-класса. Заведения, относящиеся к этому виду, отличаются высоким показателем среднего чека, концептуальным интерьером, наличием винной карты с ассортиментом элитных вин, обширным меню (холодные, горячие закуски, салаты, горячие блюда, первые блюда, гарниры, десерты). Важной характеристикой элитного ресторана является обслуживание клиентов: официанты должны в полной мере изучить правила этикета, уметь полностью сервировать стол, знать, как и когда подавать и уносить блюда, как рассчитывать клиента. К тому же, персонал должен разбираться в меню и винной карте в достаточной степени для того, чтобы в случае необходимости помочь посетителю подобрать блюда и напитки по его вкусу. Рестораны премиум-класса отличаются очень высоким качеством посуды, столовых приборов и стекла, скатертей и салфеток. Наценка в таких ресторанах составляет 350-400%.

     - Среднеценовые рестораны. Эти  заведения отличаются большей  демократичностью по сравнению  с элитными ресторанами. Меню  среднеценовых ресторанов может  быть таким же, как в ресторанах премиум-класса, или же немного отличаться в плане широты ассортимента. Однако в среднеценовых ресторанах не так дорого обходятся элементы декора помещения. Предметы сервировки высококачественные, но ниже по цене. Сервировка стола в этих заведениях может быть и неполной, обслуживание, в целом, более демократичное. Наценка составляет 200-300%.

     - В нижнем ценовом сегменте  представлены недорогие рестораны,  кафе и бары. В этих заведениях  нет высоких требований к интерьеру  - оформление простое, без особых изысков. Ассортимент предлагаемой еды также относительно прост. Приборы и посуда недорогие, сервировка стола и обслуживание клиента минимальны. Отсюда - невысокий средний счет в таких заведениях.

     Кроме того, по критерию позиционирования рестораны  разделяют на гастрономические, рестораны национальной кухни, классические, модные, рестораны для особого случая, семейного отдыха и другие.

     В профессиональном ресторанном бизнесе  заведения классифицируются по характеру  их задач. Например, цели амбициозных  проектов многомиллионной стоимости далеки от достижения экономической выгоды. Такое заведение - это не просто очередной объект общепита, это визитная карточка владельца, важный инструмент формирования имиджа. Встреча с деловыми партнерами в собственном ресторане имеет глубокий символический смысл. Совместная трапеза сокращает дистанцию между ее участниками, элегантная и комфортная обстановка свидетельствует о благосостоянии хозяина, а приглашение посетить кулуары, т.е. кухню, воспринимается как доказательство открытости и прозрачности его бизнеса.

     На  первый взгляд трудно связать эффект от "дипломатических раутов" с  практической доходностью ресторана. Однако такое предприятие достойно выполняет свою миссию - повышает статус владельца, помогает налаживать отношения с партнерами, а значит, заключать выгодные сделки. Можно сказать, что в итоге инвестиции возвращаются, хотя и косвенным путем.

     И все-таки большинство предприятий  общепита развивается по законам  рынка. Заведения премиум-класса стали  первыми осваивать Екатеринбург и привносить на уральскую почву элементы современной европейской ресторанной культуры и стандарты услуг. Постепенное расширение целевой аудитории потребовало сегментировать клиентов по ключевым характеристикам и сформировать дифференцированное предложение. Среди пионеров рынка - семейное кафе "Ирландский дворик", романтичная "Градара". Они остаются верны первоначально выбранной концепции и попрежнему пользуются популярностью.

     Сегмент элитных ресторанов далеко не исчерпал свой потенциал с точки зрения структуры спроса. Но индустрия общепита, как и торговли, жестко привязана к внешним факторам городской инфраструктуры, к рынку коммерческой недвижимости. Большинство требований к профильным помещениям он выполнить не может. Одно из этих требований - расположение в престижном центре. Ресторан премиум-класса невозможно представить в подвале, цоколе или в хрущевке. Расположение за пределами крупных потребительских потоков, например, в спальном районе или в тихом переулке, также нанесет ущерб репутации и стилю заведения.

     Одна  из особенностей ресторанного рынка - мобильность и чувствительность к внешней среде. Форматы заведений  часто меняются в зависимости  от предпочтений публики. Поэтому карта  ресторанного Екатеринбурга непредсказуема: в условиях нехватки площадей мы можем наблюдать постоянную ротацию идей и концепций в одних и тех же помещениях.

     Кафе  и рестораны демократичного уровня поделили рынок согласно гастрономическим предпочтениям целевых групп. Конечно, высокая кухня - прерогатива элитных  ресторанов - опосредованно влияет на развитие общих тенденций и модных направлений во всех сегментах рынка. Но решающее значение в общепите экономкласса имеют технологии массового производства и традиционные вкусы потребителей. Наиболее востребованное меню в ресторанах со средним чеком от 200 до 500 рублей включает классические блюда русской, украинской и азиатской кухонь. Домашний вкус, выгодная цена, калорийная пища - таковы основные показатели качества для ресторанов данного сегмента.

     Национальные  кухни стран ближнего зарубежья по-прежнему в почете. Азиатские и кавказские кафе всех форматов и ценовых уровней успешно конкурируют по посещаемости и рентабельности с высокотехнологичными предприятиями быстрого питания. Не прилагая лишних усилий, испытывают стабильный спрос на свои услуги, имеют многочисленных приверженцев и демонстрируют высокую эффективность бизнеса.

 

      1.1 ЭВОЛЮЦИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

     Общая схема развития отечественного ресторанного дела: после перестройки стали  появляться первые коммерческие рестораны, рассчитанные на только начавшую формироваться деловую элиту.

     Это были элитные заведения с непомерно  высокими ценами и, соответственно, огромными  заработками. Так, в 1995-1998 годах ресторан стоимостью $1 миллион мог окупиться  менее чем за год. Позднее, к 1999-2000 году, стали появляться среднеценовые заведения, рассчитанные на формирующийся средний класс, и первые заведения фаст-фуд.

     Говоря  об уровне насыщенности рынка, эксперты, прежде всего, оперируют таким показателем, как количество посадочных мест на потребителя услуг заведений общепита.

     Если  же анализировать данные по обеспеченности всех жителей нашей страны ресторанами, ситуация будет намного более  красноречивой.

     Выделяют две причины, обуславливающие ненасыщенность отечественного ресторанного рынка: "Первая причина - этот рынок никогда не был насыщен. Благосостояние людей постоянно растет, и, естественно, увеличивается потребность рынка общественного питания во всех его сегментах.

Информация о работе Классификация ресторанов