Качество продукции: понятие, показатели качества, стандартизация и сертификация продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Становление Российской Федерации как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
I. Сущность и значение качества продукции…………………………..4
1.1 Понятие качество продукции………………………………...4
1.2 Показатели качества продукции……………………………..7
II. Стандартизация……………………………………………………...13
2.1 Понятие стандартизации продукции……………………….13
2.2 Разновидности стандартов…………………………………16
III. Сертификация качества продукции……………………………….19
3.1. Понятие сертификации продукции………………………..19
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………….24

Работа содержит 1 файл

2. Готовая Курсовая.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время проявляется  стремление следовать таким важным ориентирам, как экология, безопасность, надежность, совместимость и взаимозаменяемость продукции, ресурсосбережение и  внедрение информационных технологий. 

2.2 Разновидности стандартов.

     Результатом деятельности системы стандартизации должен стать оптимальный по структуре  и составу фонд нормативно-технической  документации и эффективное использование  этого фонда для содействия управления народным хозяйством. Этот фонд должен постоянно усовершенствоваться и пополняться. Документы должны быть рациональными как по форме, так и по содержанию, отвечать современному уровню достижений науки и техники.

     Нормативные документы по стандартизации делятся  на следующие разновидности:

    • государственные стандарты России;
    • отраслевые стандарты;
    • стандарты научно-технических и инженерных объединений;
    • технические условия;
    • стандарты предприятий.

     К государственным стандартам России приравниваются государственные строительные нормы и правила, а также государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации. Порядок и правила разработки и применения государственных классификаторов устанавливается Государственным комитетом России по стандартизации, метрологии и сертификации.

     Международные, региональные и национальные стандарты  других стран используются в России в соответствии с ее международными договорами. Как государственные  стандарты России используются также  республиканские стандарты Российской ССР до их замены или отмены.

     Государственные стандарты России разрабатываются  на организационно-методические и общетехнические объекты.

     Обязательные  требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.

     Рекомендационные  требования государственных стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:

    • это предусмотрено соответствующими законодательными актами;
    • эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
    • изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.

     Государственные стандарты России утверждаются Государственным  комитетом России по стандартизации, метрологии и сертификации, а государственные  стандарты в отрасли строительства  и промышленности строительных материалов – Министерством России по делам строительства и архитектуры.

     Имущественная часть авторского права на государственные  стандарты принадлежит государству  независимо от источников финансирования их разработки.

     Отраслевые  стандарты разрабатываются на продукцию  при отсутствии государственных стандартов России или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.

     Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в  случае необходимости расширения результатов  фундаментальных исследований в  сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.

     Технические условия и стандарты предприятий  содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции.

 

      III. Сертификация качества продукции

     3.1. Понятие сертификации продукции 

     В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право  самостоятельного выхода на внешний  рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

     Международный опыт свидетельствует о том, что  необходимым инструментом гарантирующим  соответствие качества продукции требованиям  нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать.

     Сертификация  в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и  кто устанавливает это соответствие.

     Сертификация  – это документальное подтверждение  соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или  техническим условиям.

     Сертификация  продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.

     Сертификация  появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы  безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее.

     Таким образом, устанавливается ограничение  на ввод в обращение продукции, которая  в целом или по каким-либо отдельным  параметрам подпадает под действие законодательных актов.

     Поскольку процедура сертификации весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что в свою очередь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения выгоды из процедуры сертификации, например, посредством проведения рекламной компании с привлечением заключения независимой третьей стороны.

     В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:

    • Испытания образца продукции.
    • Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.
    • Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.
    • Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода.
    • Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.
    • Только оценка заводского управления качеством.
    • Проверка партий изделий.
    • 100%-ный контроль.

     В процессе деятельности по сертификации продукции, поставщик может столкнуться  с двумя субъектами этого процесса.  

 

 

      Заключение 

     Качество  — одна сторона товара, другой стороной являются совокупные затраты за его  жизненный цикл (в политической экономии вместо совокупных затрат была принята  категория стоимости товара, не включающая эксплуатационные затраты). Неправомерно в состав показателей качества товара включать его экономические показатели. Также методологически некорректно, на наш взгляд, интегральный показатель качества определять делением суммарного полезного эффекта товара на совокупные затраты за его жизненный цикл (этот показатель правильнее называть эффективностью товара).

     Для реализации права потребителей на информацию считаем необходимым в нормативно-методические документы на товар включать расширенную  номенклатуру показателей, характеризующих  полезность товара, его безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, экологичность, безопасность применения, затраты на обслуживание и ремонты.

     Фирмам, стремящимся выйти в лидеры, рекомендуется  при формировании стратегии развития применять опережающую базу сравнения, ориентированную на конкурентоспособность объекта в момент выхода с ним на рынок.

     Важным  элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров  является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.

     Сертификация  – это документальное подтверждение  соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или  техническим условиям.

     Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе, обладающей собственными правилами.

     Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством). 

 

            Список  использованной литературы 

    1. О сертификации продукции и услуг (с изменениями  и дополнениями на 2 марта 1998 года) Закон  Российской Федерации от 10. 06. 93 N 5151-1
    2. О стандартизации (с дополнениями от 27 декабря 1995 года) Закон Российской Федерации от 10. 06. 93 N 5154-1
    3. Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг (с изменениями от 12 января 1996 года) Постановление Правительства Российской Федерации от 12. 02. 94 N 100
    4. Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации Постановление Госстандарта России от 16. 02. 94 N 3
    5. Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (с изменениями на 11 июля 1994 года)
    6. Соглашение Госстандарта России и Госсанэпидемнадзора России «О сертификации продукции»
    7. Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 1996 года) Постановление Госстандарта России от 21. 09. 94 N 15
    8. Библиография
    9. Купряков Е. М. Стандарт и качество промышленной продукции. 1991.
    10. Статистика: национальные счета, показатели и методы анализа/ Под. ред. Теслюкова. Минск. 1995.
    11. Толковый словарь по управлению. М.: Аланс., 1994.

Информация о работе Качество продукции: понятие, показатели качества, стандартизация и сертификация продукции