Качество продукции: понятие, показатели качества, стандартизация и сертификация продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Становление Российской Федерации как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
I. Сущность и значение качества продукции…………………………..4
1.1 Понятие качество продукции………………………………...4
1.2 Показатели качества продукции……………………………..7
II. Стандартизация……………………………………………………...13
2.1 Понятие стандартизации продукции……………………….13
2.2 Разновидности стандартов…………………………………16
III. Сертификация качества продукции……………………………….19
3.1. Понятие сертификации продукции………………………..19
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………….24

Работа содержит 1 файл

2. Готовая Курсовая.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

       - срок службы до первого капитального ремонта,

      - гамма - процентный ресурс, т.е. наработка, в течении которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью, а также другие показатели (ГОСТ 27.002-83).

     Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

     К основным показателям технологичности конструкций относятся следующие:

    • коэффициент меж проектной унификации (заимствования) компонентов конструкций;
    • коэффициент унификации компонентов технологических процессов;
    • удельный вес деталей с механической обработкой;
    • коэффициент прогрессивности технологических процессов.

     Эти показатели оказывают непосредственное влияние на массу изделия, коэффициент  использования материалов, трудоемкость технологической подготовки производства, собственного производства, подготовки к функционированию, технического обслуживания и восстановления объекта, затраты по стадиям жизненного цикла.

     Показатели  стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации.

     По  сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

     К показателям стандартизации и унификации относятся следующие:

     - коэффициент стандартизации объекта;

     - коэффициент повторяемости составных  частей объекта.

     Также рассчитываются и анализируются  коэффициенты повторяемости и унификации по конструктивным элементам: размеры, радиусы, диаметры, резьбы, фаски, материалы, покрытия, термообработка, окраска, мощность и другие элементы.

     Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием. К таким показателям можно отнести, например, усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.

     Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения, стабильность товарного вида изделия.

     Конструирование современных изделий должно вестись  с соблюдением ряда эстетических требований, которые предъявляются  к ним в связи с растущими  запросами потребителей, желающие принести в свой быт красоту окружающих его изделий, жить и работать в красивых, светлых, чистых помещениях, пользоваться удобным оборудованием, имеющим приятный внешний вид. 

      Показатели  транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.

     Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать в изделиях новые технические решения, а также решения, защищенные патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

     Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.

     К конкретным показателям экологичности  товара относятся:

    • содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов,
    • выброс вредных веществ в воздушный бассейн, воду, почву (включая недра земли), химических, нефтехимических, горнодобывающих, металлургических, энергетических, деревообрабатывающих, пищевых и других производств,
    • радиоактивность функционирования объектов, связанных с исследованиями, «приручением» и использованием атомной энергии,
    • уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств различного назначения и других машин и агрегатов.

     Все эти показатели по различным объектам регламентируются в соответствующих  нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах).

     Показатели  безопасности характеризуют особенности использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении. Транспортировании, потреблении продукции.

     Количественное  значение показателей качества продукции  определяется методами:

    • экспериментальным, который базируется на применении технических средств и дает возможность оценить наиболее объективно качество продукции,
    • -рганолептическим, позволяющим определить качество продукции с помощью органов чувств по пяти-бальной системе,
    • социологическим, который основывается на использовании данных учета и анализа потребителей продукции,
    • экспертных оценок, базирующемся на количественных оценках специалистами данных видов продукции.

     Рассмотренная система показателей используется для определения уровня качества, представляющего собой относительную  характеристику, основанную на сравнении  совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей  совокупностью его базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.

     Интегральным  экономическим фактором обеспечения  качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержки, понесенных предприятием в следствии отказов от изделий.

     Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, цена единицы качества.  
 
 

      II. Стандартизация

     2.1 Понятие стандартизации продукции. 

     Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам обеспечения качества. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции и свойственного ей практического опыта.

     Требования  к качеству устанавливаются и  фиксируются в нормативных и  нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

     Система качества, отношения производителя  и потребителя к качеству и  другие механизмы управления качеством  прошли сложный и длительный этап совершенствования в условиях глубокого  экономического кризиса.

     Прошедшие в течение последнего десятка  лет политические, социальные и экономические  изменения поставили Россию в  новые, мало для нее знакомые условия  существования. К сожалению, эти  процессы сопровождались инфляцией, повышением цен, снижением трудовой активности и дисциплины, кризисом власти и, следовательно, падением жизненного уровня большей части населения независимой России.

     Остались  за рубежом основные сырьевые и энергетические источники, жизненно важные для непрерывного процесса производства и достаточных темпов воспроизводства предприятий практически всех отраслей промышленности. В течение нескольких лет в России не осталось ни одного предприятия, которого не коснулся бы топливно-энергетический "голод". В этих условиях еще более усилилась необходимость развития внешних торгово-экономических отношений с другими странами ближнего и дальнего зарубежья. С развитием этих отношений Российская Федерация стала огромным рынком сбыта промышленных и потребительских товаров, что не могло не сказаться на проходящей этап возрождения экономики и промышленности.

     Для предприятий существенно усложнилась  реализация продукции: на внутреннем рынке - из-за ввоза импортной продукции  и резкого снижения платежеспособного  спроса, на внешнем рынке - вследствие не способности конкурировать продукции российских предприятий, отсутствия опыта и навыков торговли на насыщенных рынках, пренебрежения принятыми там правилами взаимоотношений, в том числе требованиями наличия сертификатов на продукцию и системы качества.

     Серьезным препятствием на пути экспорта российской продукции на западные и другие зарубежные рынки является значительное отставание отечественных предприятий от мировой практики в части создания современных систем качества и подтверждения их соответствия общепринятым международным требованиям.

     Утвержденные  в 1987г. международные стандарты ISO серии 9000 на системы качества в настоящее время являются нормой взаимоотношений на рынках практически всех стран мира. Наличие сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие MC ISO 9000, становится в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции. При этом деятельность по международной стандартизации систем качества постоянно активизируется и развивается.

 

      Общей целью развития и внедрения стандартизации можно считать:

    • определение приоритетных направлений исследований и создание научно-технических программ в рамках межгосударственного и международного сотрудничества;
    • разработку проектов законодательных актов и стандартов;
    • создание оптимальной структуры фонда стандартов;
    • создание оптимального состава мероприятий и методов обеспечения единства измерений;
    • обеспечение единства перспективного и текущего планирования;
    • формирование системы управляющих и исполнительных органов, служб стандартизации и сертификации;
    • установление рациональной формы и содержания стандартов как носителей нормативно-технической информации;
    • широкое внедрение методов обработки информации с помощью современного информационно вычислительного оборудования.

     Система стандартизации должна базироваться на таких принципах:

     соблюдение  уровня развития науки и техники, экономической целостности и  эффективности производства для  производителя, пользы и безопасности для потребителя и общества в  целом;

     создание  комплекса нормативно-технических документов, которые имеют общехозяйственный характер и касаются жизненного окружения, продукции;

     доступность и открытость информации о действующих  стандартах и программах работ по стандартизации;

     взаимосвязь и соответствие документов всех уровней.

     В динамичных условиях переходного периода  в развивающейся экономике и  отношений в обществе система  стандартизации должна не только гармонично адаптироваться, но и усиленно влиять на формирование и функционирование хозяйственного механизма, качество и конкурентоспособность продукции.

Информация о работе Качество продукции: понятие, показатели качества, стандартизация и сертификация продукции