Качество продукции: понятие, показатели качества, стандартизация и сертификация продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Становление Российской Федерации как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
I. Сущность и значение качества продукции…………………………..4
1.1 Понятие качество продукции………………………………...4
1.2 Показатели качества продукции……………………………..7
II. Стандартизация……………………………………………………...13
2.1 Понятие стандартизации продукции……………………….13
2.2 Разновидности стандартов…………………………………16
III. Сертификация качества продукции……………………………….19
3.1. Понятие сертификации продукции………………………..19
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………….24

Работа содержит 1 файл

2. Готовая Курсовая.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Содержание:

      Введение………………………………………………………………….2

      I. Сущность и значение качества продукции…………………………..4

        1.1 Понятие качество продукции………………………………...4

        1.2 Показатели качества продукции……………………………..7

      II. Стандартизация……………………………………………………...13

        2.1 Понятие стандартизации продукции……………………….13

           2.2 Разновидности  стандартов…………………………………16

      III. Сертификация качества продукции……………………………….19

        3.1. Понятие сертификации продукции………………………..19

      Заключение……………………………………………………………..22

      Список использованной литературы………………………………….24

 

       Введение.

    Становление Российской Федерации как суверенного  правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое  сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных  систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

    Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы России как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям, а также обеспечивать проведение единой технической политики.

    Стандартизация  и сертификация, обеспеченные взаимосвязанными методами и способами измерений, являются неотъемлемой составной частью общественного производства и одновременно создают эффективный механизм управления качеством и номенклатурой продукции.

    Качество  продукции является одним из важнейших  факторов успешной деятельности любой  организации. В настоящее время  во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.

    Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции, установленных в технических условиях.

 

      I. Сущность и значение качества продукции. 

    1.1. Понятие качество продукции. 

     Проблема  качества продукции носит в современном мире универсальный характер.

     От  того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни страны. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные  причины наших экономических  и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

     Качество  товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

     Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

     В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

     Новейший  подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим -снижения издержек производства.

     Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единице. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.

     Качество-это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Являясь продуктом труда, качество товара - категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительской стоимостью.

     Потребительная  стоимость характеризует способность  вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость  может в различной степени  удовлетворять потребность. Поэтому  качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.

     Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.

     Качество прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению.

     Особенно  динамично процесс развития и  изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему. Наиболее интенсивно этот процесс протекал, в частности, в Японии, ставшей в 70-80-е годы фактически мировым лидером в определении уровня качества по многим видам товаров. Динамику развития уровней качества в Японии в послевоенный период можно представить следующим образом.

     I уровень - «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта - технические условия, договор и т.д.). Этот уровень характерен для 50-х годов.

     II уровень (1960г.) - «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

     III уровень - «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара. Данный уровень характерен для 70-х годов.

     IV уровень (1980г.) - «соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям». Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнении с другими потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.

     Такой же путь, как Япония, но с некоторым  отставанием во времени, проходят и  другие развитые страны с рыночной экономикой. В условиях конкурентной среды производители в своей  деятельности не могут не следовать этим требованиям повышения уровня качества. Подобную эволюцию качества предстоит пройти по мере становления цивилизованного рынка казахстанским производителям и потребителям.

 

     

     1.2 Показатели качества продукции. 

     Качество  продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств товаров по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

    • показатели назначения товара,
    • показатели надежности,
    • показатели технологичности,
    • показатели стандартизации и унификации,
    • эргономические показатели,
    • эстетические показатели,
    • показатели транспортабельности,
    • патентно-правовые показатели,
    • экологические показатели,
    • показатели безопасности.
 

     Показатели  назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции  по назначению и обуславливают область  применения продукции. Для продукции  производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности. Данный показатель позволяет определить, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

     Надежность  товара - сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из этих показателей.

     Безотказность - свойство надежности товара сохранять работоспособность, в течении некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов.

  К показателям безотказности относятся:

    • вероятность безотказной работы,
    • средняя наработка до первого отказа,
    • наработка на отказ,
    • гарантийная наработка (ГОСТ 27.004-85 Надежность в технике системы технологические, термины и определения.).

     Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

     Сохраняемость свойств качества объекта характеризует  долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности, патентоспособности по мере использования товара.

     В первое время использования товара показатели его качества не ухудшаются. А затем начинается ежегодное  снижение показателей качества и чем больше срок службы товара, тем больше доля его ежегодного снижения.

     Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. 

     К показателям долговечности объекта  относят:

       - нормативный срок службы (срок хранения),

Информация о работе Качество продукции: понятие, показатели качества, стандартизация и сертификация продукции