Экономика предприятия. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 09:21, курс лекций

Описание работы

8 тем.

Работа содержит 1 файл

Лекция по Экономике предприятия МАР-08.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

    Предприятие осуществляет внешнеэкономическую  деятельность через свои внешнеторговые фирмы, филиалы, дочерние фирмы, представительства  за рубежом.

    Небольшие предприятия создают отделы по внешнеэкономическим  связям. Основными задачами отдела являются:

    • Поиска рынков сбыта для продукции;
    • Организация загрузки производства экспортными заказами;
    • Подготовка, оформление и организация выполнения контрактов на поставки экспортной продукции.

    В состав отдела по ВЭС входят специалисты:

  1. Начальник отдела;
  2. Заместитель начальника отдела;
  3. Ведущий экономист по ВЭС;
  4. Переводчики;
  5. Экономисты по ВЭС;
  6. Экономисты по сбыту;
  7. Специалисты по таможенному оформлению.

    Крупные предприятия, осуществляя внешнеэкономическую  деятельность организуют собственные  внешнеторговые фирмы. Такие фирмы создаются в двух видах:

  1. Фирмы с правом юридического лица;
  2. Фирмы без права юридического лица.

    Для осуществления внешнеэкономической  деятельности российские предприятия  могут использовать внутренних российских и внешних посредников.

    Внутренними посредниками являются специализированные внешнеэкономические организации, которые специализируются на торговле определенными товарами либо с группой стран. К ним относятся, прежде всего, объединения системы Минэконоразвития, объединения системы ТПП РФ, коммерческие фирмы, совместные предприятия, торговые дома, ассоциации делового сотрудничества и др. Их организационная структура приспособлена к осуществлению внешнеэкономической деятельности.

    Внешними  посредниками являются иностранные  фирмы, обеспечивающие продвижение российскими предприятиями своих товаров на внешних рынках. Целесообразно создавать российским предприятиям собственные представительства, филиалы, совместные общества за рубежом.

    Согласно  российскому законодательству предприятия  с посредниками заключают:

  1. Агентский договор;
  2. Договор комиссии;
  3. Договор поручения.

    Процесс выхода предприятия на внешний рынок  включает в себя ряд этапов:

      • Изучение правовой базы ВЭД;
      • Выбор объекта внешнеторговой сделки;
      • Поиск и выбор иностранных контрагентов;
      • Анализ внешнеторговых цен;
      • Выбор способа заключения сделки;
      • Проведение переговоров с иностранными партнерами;
      • Проработка условий внешнеторгового контракта;
      • Исполнение внешнеторгового контракта.

    Договор международной купли-продажи товаров  включает в себя следующие условия:

      1. Предмет контракта – определенный вид действия (экспорт или импорт), наименование товара, определение базиса поставки (согласно Инкотермс- 2000);
      2. Определение срока поставки: обозначенная дата, определенный период, немедленная поставка, при наступлении согласованных условий;
      3. Количество товара:
        • Способ определения: по отгруженному весу, по выгруженному весу;
        • Оговорки «около», «опцион продавца/ покупателя», «Естественная убыль»;
        • Вопрос включения тары в упаковку: вес нетто, брутто, брутто за нетто;
      4. Характеристика качества товара:
        • Способы определения: по предварительному осмотру, по стандарту, по техническим условиям, по образцу, «телькель», по выходу готового продукта, по содержанию отдельных веществ в товаре, по справедливому среднему качеству, по спецификации, по описанию, по натурному весу;
        • Гарантии качества гарантийный срок эксплуатации, срок хранения, срок годности;
      5. Установление цены контракта:
  • Способы установления: твердая, с последующей фиксацией, скользящая;
  • Скидки  с цены: простая, сложная, прогрессивная, бонусная;
      1. условия платежа:
  • валюта платежа;
  • способы платежа; наличными (аккредитив, инкассо, открытый счет), в кредит (отсрочка платежа, вексель), комбинированная форма;
      1. условия сдачи-приемки товара:
  • по количеству;
  • по качеству;
      1. транспортные условия;
      2. санкции;
      3. форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы);
      4. порядок разрешения споров, арбитраж;
      5. прочие условия контракта.
 
 

       

    Лекция 8. Риски в предпринимательстве и банкротство предприятия 

    В соответствии с Федеральным законом  РФ «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26 октября 2002 г. Под банкротством предприятия понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обстоятельствам и исполнить обязанность по оплате обязательных платежей.

    При этом в законе определены два внешних  признака несостоятельности:

    • Денежные обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения;
    • Минимальный размер денежных обязательств и обязательных платежей составляет не менее 500 размеров минимальной месячной заработной платы, утвержденной Правительством РФ.
 

    Причинами банкротства предприятий являются:

  1. внешние факторы:
    • экономические факторы;
    • социальные факторы;
    • правовые факторы;
    • природно-климатические и экологические факторы;
 
  1. внутренние  факторы:
 
  • материально-технические;
  • организационные;
  • социально-экономические.
 

От состояния  предприятий-банкротов следует отличать:

        1. фиктивное банкротство;
        2. преднамеренное банкротство;
 

Различают следующие стадии банкротства:

          • допустимое банкротство;
          • критическое банкротство;
          • катастрофическое банкротство.
 

Существуют  два вида тактики финансового  оздоровления:

  1. защитная тактика;
  2. наступательная тактика.
 

Государственное регулирование банкротства в России включает:

    • правовое обеспечение;
    • налоговое регулирование;
    • реструктуризацию;
    • приватизацию несостоятельных предприятий;
    • социальную защиту работников предприятия-банкрота.
 

Основными принципами управления банкротством являются:

  • создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;
  • уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством;
  • предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;
  • введение системы безопасных мер при банкротстве;
  • сохранение перспективных предприятий, имеющих временные трудности.

Способы ликвидации банкротства делятся  на два вида (рис.8):

  • Реорганизационные процедуры банкротства;
  • Ликвидационные процедуры банкротства.

                  Рис.8. Способы ликвидации банкротства 

Законом определения очередность при  расчетах с кредиторами:

  1. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению деятельности предприятия-банкрота в период его правления;
  2. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью;
  3. Во вторую очередь покрываются требования по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам, и по выплате авторских вознаграждений;
  4. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
  5. Далее – требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
  6. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Информация о работе Экономика предприятия. Лекции