Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 09:21, курс лекций
8 тем.
Рис.3. Классификация персонала предприятия.
Работники производственного персонала в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов, подразделяются на две основные группы: рабочие и служащие.
Рабочие предприятия (основная категория производственного персонала) – лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей (добыча топливно-энергетических ресурсов) или работами по оказанию производственных услуг (переработка ресурсов) и перемещению грузов (транспортировка ресурсов). Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.
Служащие – такие категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие.
Правильная организация труда, квалифицированный персонал, соответствующая система мотивации труда являются основными факторами эффективного функционирования предприятия.
Оплата труда работников.
Существуют следующие системы оплаты труда работников:
Тарифная система включает в себя следующие элементы:
На тарифной системе основаны следующие формы оплаты труда (рис.4).
Рис.4. Формы оплаты труда.
Бестарифная система оплаты труда подразумевает разделение всех работников на квалификационные группы, каждой из которых присваивается определенное количество баллов. Цена одного балла в месяц определяются делением заработанного подразделением фонда оплаты труда за месяц. Фактическая заработная плата работника определяются путем умножение цены 1 балла на количество его баллов в месяц.
Контрактная форма предполагает заключение трудового контракта обычно сроком на 5 лет. Трудовой контракт составляется в письменной форме в двух экземплярах (один – в отдел кадров, другой – работнику).
Контракт включает:
После заключения контракта издается приказ о приеме на работу и делается запись в трудовой книжке.
Производительность труда.
Производительность труда измеряется количеством продукции (работы), произведенной работником в единицу времени (количество продукции /число работников).
В зависимости от метода измерение различают следующие показатели производительности труда:
1) натуральный показатель;
2) стоимостной показатель;
3) трудовой
показатель;
величина
закупки материалов.
Лекция
3. Формирование издержек
производства предприятия
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции и реализацию.
В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по следующим элементам:
- материальные затраты;
-
затраты на оплату труда
-
отчисления на социальные
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
По способу перенесения на себестоимость затраты делятся на:
Таблица
3. Перечень основных
постоянных и переменных
издержек в структуре
цены
Постоянные издержки | Переменные издержки | |
прямые | косвенные | |
Расходы
на содержание и эксплуатацию оборудования
Амортизационные отчисления Расходы
на содержание административно- Расходы на НИОКР Социальное страхование Арендная плата Сбытовые расходы Расходы на рекламу Выплата налогов и сборов Финансовые расходы (выплаты % по кредитам, банковские расходы) |
Расходы
на сырье и материалы
Прямые
выплаты заработной платы промышленно- Расходы на приобретение инструмента Расходы на упаковку Транспортные расходы Страхование груза Выплата комиссионного вознаграждения посредникам |
Оплата рабочих,
занятых на вспомогательных операциях
Расходы на вспомогательные материалы Расходы на электроэнергию для производственных целей Расходы на хранение товаров |
По экономической роли в процессе производства:
По характеру связи с объемом производства:
По месту формирования:
В зависимости
от времени возникновения и
Отношение отдельных элементов затрат к их общей сумме называется структура себестоимости. Структура себестоимости продукции определяется технико-экономическим особенностями отрасли, географическим размещением предприятий, размерами предприятий, уровнем развития техники и технологии.
В сфере можно выделить следующие группы отраслей, имеющих различную структуру себестоимости:
Лекция
4. Оценка конкурентоспособности
продукции предприятия
Конкурентоспособность товара – это такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдается интересы производителя и потребителя, означающие полное соответствие товара условиям рынка.
Конкурентоспособность
товара определяется совокупностью качественных,
экономических и маркетинговых характеристик
(рис.6).
Рис.
6 Составляющие конкурентоспособности
товара/услуги.
Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.
За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец.
Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.
Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддерживания продукции на высоком уровне. Это важный фактор при определении, процветает ли компания, просто ли держится на плаву или терпит крах.
Предприятия конкурируют друг с другом разными способами, среди которых выделяют такие факторы повышения конкурентоспособности, как:
Потенциал предприятия – совокупная мощность производственных сил, т.е. основных производственных фондов, сырьевых и трудовых ресурсов, квалификации работников.
Главной
экономической задачей
Каждое предприятие должно определять:
Потенциал предприятия выражается кривой производственных возможностей.
Рынок действует по двум составляющим – спрос и предложение.
Потенциал предприятия неразрывно связан с конкурентоспособностью его продукции, которая обеспечивается не только ценовыми параметрами, но и качественными характеристиками.
Ценовая конкуренция – основным методом воздействия на потребителя является цена.
Неценовая конкуренция – основным методом воздействия на потребителя являются следующие факторы: