Экономика предприятия. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 09:21, курс лекций

Описание работы

8 тем.

Работа содержит 1 файл

Лекция по Экономике предприятия МАР-08.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

    - участниками общества могут  быть граждане и юр.лица.

   - госорганы и органы местного  самоуправления не вправе выступать  участниками общества;

   - ООО  может быть учреждено  одним лицом;

   - число участников ООО не должно  быть более 50.

   2. По имуществу общества:

   - уставный капитал общества состоит  из номинальной стоимости долей  его участников;

   - предприятия  форме ООО –  большей  части малые и средние  предприятия. Минимальный размер  уставного капитала для ООО установлен ФЗ в размере 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда на дату представления документов на гос. регистрацию;

   - паевые свидетельства в отличие  от акций не являются ценными  бумагами,  соответственно и не  обращаются на рынке.

   3. Прибыль, предназначенная для  распределения между его участниками  распределяется пропорционально  их долях в ООО.

   Акционерное общество – коммерческая организация, уставный капитал которой образуется за счет номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами и удостоверяющих права этих акционеров.

   Правовое  положение АО определяют ГК РФ, ФЗ «Об  АО» от 26 декабря 1995 г.

   В характеристике АО необходимо выделить следующее:

   - АО – коммерческая организация  цель которой получение прибыли;

   - УК АО разделен на определенное число равных долей, каждой их которых соответствует акция – ценная бумага, наделяющая любого ее владельца равными правами;

   - участники АО не отвечают по  его обязательствам,  а общество  не отвечает по долгам своих  участников.

   Экономической основой деятельности АО является уставный капитал.

   УК  АО образуется двумя способами:

    - публичной подпиской на акции;

   - распределение акций среди учредителей.

   В первом случае образуется открытое акционерное  общество, во втором закрытое.

    Предпринимательская среда и экономика предприятия. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

    Внешняя и внутренняя предпринимательская  среда деятельности предприятия

      Предприятие функционирует в определенной предпринимательской  среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

      Предпринимательская среда делится на внешнюю и  внутреннюю.

      Внешняя предпринимательская среда -  это  факторы, условия, силы и субъекты, влияющие на ситуацию в отрасли извне.

      Внешняя среда делится на два вида:

  1. среда косвенного воздействия – внешняя макросреда;
  2. среда непосредственного воздействия -  внешняя микросреда.

       Внешняя макросреда функционирования предприятия  – это совокупность факторов, воздействующих на все субъекты микросреды предприятия:

    • демографические факторы;
    • природно-географические и экологические факторы;
    • научно-технические факторы;
    • политические факторы;
    • правовые факторы;
    • культурные факторы;
    • социальные факторы.

      Внешняя микросреда функционирования предприятия  – это среда, которая включает в себя группы фирм, организаций или отдельных лиц, которые имеют непосредственные связи или прямое отношение к обеспечению успешного функционирования предприятия:

    • потребители
    • конкуренты
    • посредники
    • поставщики
    • контактные аудитории: финансовые круги, контактные аудитории государственных учреждений, гражданские группы действий, местные органы власти, общественность.

      Внутренняя  предпринимательская среда –  это та часть общей среды, которая  находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое  непосредственное воздействие на функционирование организации:

    • персонал организации;
    • технология производства;
    • маркетинг;
    • финансовые ресурсы;
    • НИОКР;

Государственное регулирование  хозяйственной  деятельности предприятия

    Государственное регулирование – процесс воздействия  государства на хозяйственную деятельность предприятия, в ходе которого реализуется государственная экономическая политика.

    Цель  государственного регулирования –  обеспечение благоприятной среды  для создания и функционирования предпринимательства.

    В этой связи государство выполняет следующие функции:

       1. создание правовой основы -  разрабатывает  и принимает законы, направленные  на регулирование предпринимательской  деятельности;

       2. обеспечение надлежащего правопорядка  в стране и национальной безопасности, поскольку преступность, коррупция в стране оказывает негативное влияние на предпринимательскую деятельность и экономику в целом;

          3. стабилизация экономики – обеспечение  устойчивого развития экономики,  поддержание на оптимальном уровне  основных макроэкономических показателей: ВНП, уровня инфляции, безработицы, дефицита бюджета и др.;

          4. обеспечение социальной защиты  и социальной гарантии -  обеспечение  минимального прожиточного уровня  всем гражданам, недопущение социальной  напряженности в обществе (выдача  пенсий, пособий);

          5. защита конкуренции.

    Таким образом, направлениями государственного регулирования предпринимательства  являются:

    • Формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства;
    • Формирование системы государственного регулирования процесса финансового обеспечения и поддержки предпринимательства;
    • Формирования системы организационно - инфраструктурного обеспечения предпринимательства.

    Средствами  государственного регулирования являются:

    1. экономические рычаги (методы косвенного воздействия): налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы;
    2. административно-правовые методы (методы прямого действия): приказы, распоряжения, инструкции принудительного характера;
    3. социально-психологические: непосредственное воздействие на человека.

    В целях регулирования предпринимательской  деятельности государство проводит фискальную, кредитно-денежную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую политику.

    Фискальная (бюджетная) политика – это регулирование государственным бюджетом и налогообложением. В период спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает расходы на реализацию государственных программ (рост государственных закупок), тем самым, оживляя различные отрасли и фирмы. Уменьшая налоги с населения и предприятий, государство способствует подъему экономики.

    Кредитно-денежная политика – целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитом. Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет ЦБ России. Регулируя процентную ставку, он расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

    Научно-техническая  политика – система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники (финансирование, участие в международном научно-техническом сотрудничестве).

    Инвестиционная  политика – государственная инвестиционная политика и политика привлечения  иностранных инвестиций.

    Ценовая политика – воздействие на спрос  и предложение, перераспределение  дохода и ресурсов, обеспечение стабильности цен, борьба с инфляцией. 
 
 

Лекция 2.   Экономические  ресурсы предприятия

Основные  фонды предприятия  сущность, содержание и классификация. Методы оценки основных фондов. Амортизация  основных фондов. Показатели использования основных фондов. 

    Основные  производственные средства предприятия  – это стоимостное выражение  средств труда, которые участвуют  во многих производственных циклах, сохраняя свою натуральную форму. Главным  определяющим признаком основных средств  выступает способ перенесения стоимости на продукт – постепенно: в течение ряда производственных циклов, частями: по мере износа.

    Основные  фонды -  это средства труда, которые:

    • Обслуживают большое число производственных циклов;
    • Участвуют в процессе производства длительное время;
    • Постепенно изнашиваясь в производственном процессе, переносят свою стоимость на готовую продукцию частями по мере износа, сохраняя при этом свою натуральную форму.

    Основные  фонды можно классифицировать следующим  образом (рис 2). 

     

    Рис 2. Классификация основных фондов. 

   Для управления основным капиталом на всех уровнях хозяйствования первостепенное значение имеет функционально-видовая  группировка средств труда. Она  позволяет получить информацию о  важнейших качественных изменениях, происходящих в экономическом потенциале предприятия.

   В соответствии с Общероссийским классификатором, введенным в действие с 1996 г, основные средства объединены  в 10 групп.

   Материальные  основные производственные фонды предприятия  подразделяются на следующие группы и подгруппы:

        1. здания;
        2. сооружения;
        3. передаточные устройства;
        4. машины и оборудование:

             а. силовые машины и оборудование;

             б. рабочие машины и оборудование;

             в. рабочие машины и оборудование;

        5. транспортные средства;

        6. инструменты: производственный инвентарь и принадлежности; хозяйственный инвентарь;

        7. рабочий скот;

        8. продуктивный скот;

        9. многолетние насаждения

        9. прочие основные фонды. 

        По  видовой структуре производственных фондов основные фонды подразделяются на активную и пассивную части. К активной части относятся основные фонды непосредственно участвующие в создании продукта (машины, оборудование, транспортные средства, и др.) к пассивной части относят средства, обеспечивающие условия осуществления производственного процесса (здания, сооружения и др.). Чем выше доля  активной части средств, тем большими возможностями располагает предприятие по увеличению  выпуска продукции.

        Для оценки основных средств применяются:

        1. физические показатели;
        2. стоимостные показатели.

Информация о работе Экономика предприятия. Лекции