Экономика отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.

Содержание

Введение 3
1. Интеграция и ее виды (вертикальная и горизонтальная). Слияния и поглощения. 5
2. Понятие и определение барьеров входа в отрасль и выхода из отрасли. 9
3. Понятие трансакционных издержек и издержек по контролю. Размеры предприятия и факторы его определяющие 15
Практический блок 18
1. Характеристика отрасли: черная и цветная металлургия. 18
2. Особенности современного развития отраслей черной и цветной металлургии. 21
3. SWOT – анализ черная или цветная металлургия (на выбор). 32
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

металл.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

    8. Компетентность — найм лучших  сотрудников. Знание о том,  как лучше всего сделать то, что прежде всего ценит клиент, является часто недооцениваемым  барьером. Основной момент — определить наиболее важные профессиональные навыки персонала и затем добиться, чтобы ваша фирма в этой области была лучше, чем кто-либо другой. Например, в сфере розничной торговли товарами массового производства ключевыми являются навыки в области закупок и продаж. Wal-Mart, ведущая фирма в области розничной торговли в США, имеет огромное преимущество, потому что в этой фирме работают лучшие специалисты в области закупок и у фирмы налажены наилучшие отношения с поставщиками. Привлечение на работу лучших специалистов в отрасли может быть эффективной тактикой, однако только если эти люди соответствуют культуре компании или культура может быть адаптирована таким образом, чтобы полностью реализовать потенциал этих работников.

    9. Компетентность в области интеллектуальной собственности — патенты. Логическим продолжением пункта 8 во многих случаях становится получение патента. В некоторых сферах бизнеса, таких как фармацевтика, патенты чрезвычайно важны и обеспечивают получение гораздо более высоких прибылей по сравнению с теми, которые были бы возможны в случае их отсутствия. Интеллектуальная собственность имеет большое значение на удивление во многих сферах бизнеса, и, следовательно, стоит постоянно проверять, не может ли что-то из того, чем владеет ваша фирма, быть запатентованным.

    10. Обладание наименьшими затратами.  Один из самых лучших барьеров  — иметь возможность производить  товар или услугу для определенного  рынка с затратами меньшими, чем  у конкурентов, обычно за счет  обладания большей долей рынка  (и соответственно большим масштабом производства) в данном сегменте, и жесткой защиты этого сравнительного преимущества. Для того чтобы быть наиболее эффективным, преимущество в себестоимости должно быть выражено в форме более низких цен, хотя использование больших, чем могут позволить себе конкуренты, средств на рекламу, торговых агентов и исследования также может быть эффективным способом использования преимущества более низких затрат (и более высокой прибыли) для создания барьеров.

    11. Конкурентная реакция. Дать понять конкурентам, что вы будете защищать «свой участок», если необходимо, с помощью «крайних» мер, — очень эффективный входной барьер. Если конкурент игнорирует предупреждения и выходит на рынок, реакция должна быть незамедлительной и сокрушительной, например снижение цен для его потенциальных покупателей.

    12. Соблюдение конфиденциальности. Иногда  прибыльный рынок сравнительно  невелик, и о его существовании  и потенциальной прибыльности  может быть неизвестно конкурентам.

    Очень важно скрыть эти сегменты от конкурентов, если необходимо, это можно сделать даже путем сокрытия или приуменьшения их важности для вашей фирмы. Наоборот, тот, кто стремится выйти на новый рынок, должен вложить все необходимые средства для того, чтобы получить информацию о потенциальных покупателях.

    Барьеры на выходе — это силы, затрудняющие уход с рынка и способствующие тому, что на рынке остается слишком  много конкурентов. Наличие этих барьеров ведет к переизбытку  производственных мощностей и низкой прибыльности, потому что фирмы полагают, что уход из бизнеса будет стоить им очень дорого. Выходные барьеры могут быть реальными или воображаемыми, экономическими или иллюзорными.

    В целом нужно отметить тот факт, что барьерам на выходе уделяется  слишком много внимания, а барьерам на входе — напротив, очень мало.

    1. Затраты, связанные с увольнением  работников. Затраты на выплату  выходных пособий работникам  могут быть очень значительными,  они могут в несколько раз  превосходить ежегодные убытки  от продолжения бизнеса. Если  компания испытывает дефицит денежных средств, возможно, для нее будет лучше продолжать деятельность еще какое-то время, и надеяться на то, что другие фирмы первыми сократят производственные мощности, таким образом, отодвигая во времени или вообще устраняя необходимость тратить деньги на увольнение работников.

    2. Списание капитальных затрат. Уход  из бизнеса может послужить  причиной списания дорогостоящих  заводов и оборудования, которые  могут быть использованы только  в этом бизнесе. Это приводит  к ощущению, что инвестиции были  напрасными и к значительным единовременным убыткам, отражающимся в отчете о прибылях и убытках и ведущим к уменьшению чистых активов в балансе. Однако, как правило, это не является уважительной причиной для того, чтобы не принять решение об уходе из убыточного бизнеса — убытки представляют собой лишь запись на бумаге и не отражают экономическую реальность. Бизнес, в котором должно быть произведено списание средств, но этого не происходит, больше не является ценным и, возможно, менее ценен, чем бизнес, который все же решается на этот шаг. На фондовом рынке понимают это, и часто крупные убытки и списания в действующей фирме сопровождаются ростом цены акций компании, так как инвесторов радует реализм менеджеров и прекращение убыточной деятельности.

    3. Реальные затраты, связанные с уходом из бизнеса. Уход из бизнеса может иногда приводить к реальным единовременным затратам, кроме расходов на увольнение работников. Например, каменоломня, возможно, обязана будет оплатить работы по восстановлению природного ландшафта; магазину, может быть, придется сделать ремонт помещений, прежде чем его покинуть. Одним из наиболее серьезных видов затрат, связанных с уходом из бизнеса, являются долгосрочные договоры на аренду собственности, которая не может быть снова сдана в наем по таким же высоким ставкам, как платит данная фирма, и выплаты по которым должны осуществляться и после того момента, как бизнес будет закрыт.

    4. Совмещенные затраты. Часто трудности  с уходом из убыточного бизнеса  возникают в связи с тем,  что этот уход влечет за  собой рост издержек другого, прежде прибыльного направления деятельности, из-за того, что часть издержек, связанных с ними, были общими. Например, на заводе могут производиться два товара с общими накладными расходами (а иногда общими могут быть и расходы на рабочую силу), или торговые агенты могут продавать два этих товара одним и тем же покупателям. Очень часто, однако, аргумент о наличии совмещенных расходов является лишь предлогом для бездействия. Правильное решение, всегда возможное (сколь бы болезненным оно ни было), заключается в сокращении накладных расходов прибыльного бизнеса до такого уровня, который позволит ему получать прибыль и после закрытия неприбыльного.

    5. Требование клиентами комплексного  обслуживания. Некоторые клиенты  высоко ценят предоставление различных товаров одним и тем же поставщиком и неохотно обращаются к тем, кто предлагает ограниченный ассортимент только прибыльных товаров. Например, супермаркет, который отказался от продажи тех товаров, которые специально продаются с убытком для привлечения покупателей, таких, как жареные бобы или молоко, может лишиться многих покупателей. Очень часто, однако, это является лишь отговоркой, так как покупатели стали бы покупать и более узкий ассортимент продукции, если бы для них это было действительно выгодно.

    6. Неэкономические причины. Барьеры  на выходе очень часто являются  откровенно неэкономическими, как,  например, в тех случаях, когда  правительство или профсоюзы  требуют, чтобы фирма продолжала  работать, и обладают властью  для обеспечения этого решения. Среди более завуалированных неэкономических причин можно назвать честолюбие менеджмента и их эмоциональную привязанность к бизнесу, опасение (обычно необоснованное или преувеличенное), что выход из бизнеса повлияет на имидж фирмы и взаимоотношения с партнерами, или же просто бездействие и выбор пути наименьшего сопротивления. Неэкономические барьеры постепенно теряют свое значение, хотя они могут принести вам определенную выгоду, если вы менее сентиментальны, чем ваши конкуренты, или если правительства государств, в которых работают ваши конкуренты, не очень сильны в экономике. 

 

     3. Понятие трансакционных издержек  и издержек по контролю. Размеры предприятия и факторы его определяющие 

    Трансакция  – это не обмен товарами, а  отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом. Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.

    Понятие трансакционных издержек было введено  Р. Коузом в 30е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких  противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

    В экономической литературе существует множество классификаций и типологий  трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология, включающая пять типов трансакционных издержек:

    1. Издержки поиска  информации. Перед тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

    2. Издержки ведения  переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.

    3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга-это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

    4. Издержки спецификации  и защиты прав  собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов6 необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

    5. Издержки оппортунистического  поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек.

    Различают две основных формы оппортунистического  поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает  тогда, когда в договоре одна сторона  полагается на другую, а получение  действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

    Вторая  форма оппортунистического поведения - вымогательство.  Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

    Противоположными  трансакционным издержкам являются издержки контроля, то есть затраты на контроль любых внутренних взаимодействий в фирме.

    Например, две фирмы заключают между  собой сделки, взаимодействуют, подписывают  контракты и т.д. Издержки на их взаимодействие - являются трансакционными. Потом эти фирмы объединились и стали одной организацией. В этом случае все издержки, которые возникают в процессе взаимодействия двух подразделений одной фирмы (отделений, филиалов и т.д. - смотря по какому принципу объединились две организации) становятся издержками контроля.

Информация о работе Экономика отрасли