Экономическое обоснование, оценка эффективности и методика управления конкурентоспособностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи проекта. Целью работы является экономическое обоснование, оценка эффективности и анализ методики управления конкурентоспособностью предприятия ОАО «РЖД». Для достижения поставленной цели последовательно решаются следующие задачи:
1. характеризуется предприятие ОАО «РЖД»: раскрываются основные направления деятельности, анализируются финансовые показатели.
2. исследуется категория «конкурентоспособность», оцениваются конкурентные преимущества предприятия.
3. изучается содержание конкурентной стратегии предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……3
1.Характеристика ОАО «РЖД»……………………………………..……...5
2.Конкурентоспособность: категория и свойство предприятия в современных условиях экономики……………………………..……..…..11
3. Оценка конкурентных преимуществ предприятия………………..…..14
4. Содержание конкурентной стратегии предприятия……….........…….16
5. Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия….20
6.Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия и оценка его эффективности…24
7. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия……………………………………………………..…………26
8.Направления совершенствования системы управления конкурентоспособностью…………………………………...…………….28
9.Автоматизированные технологии управления конкурентоспособностью……………………….……………………..30
Заключение………………………………...………………………………32
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая конкурентоспос РЖД.doc

— 221.00 Кб (Скачать)


5

 

Министерство образования и науки российской федерации

ФГБОУ ВПО госуниверситет - УНПК

Факультет Экономики и менеджмента

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по экономике предприятия

 

 

на тему «Экономическое обоснование, оценка эффективности и методика управления конкурентоспособностью предприятия»

по материалам предприятия ОАО «РЖД»

Студента 2 курса  специальности 080503 «Антикризисное управление» Манчевской Ксении

Научный руководитель к.э.н.,доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Головина Т.А.

                                                              

Курсовая работа сдана на рецензию _____________________________________

Отметка о допуске к защите_____________________________________________

Курсовая работа защищена на оценку_____________________________________

 

 

 

 

 

 

                                                    Орел 2011

                               СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..……3

1.Характеристика ОАО «РЖД»……………………………………..……...5

2.Конкурентоспособность:  категория и свойство предприятия в современных условиях экономики……………………………..……..…..11

3. Оценка конкурентных преимуществ предприятия………………..…..14

4. Содержание конкурентной стратегии предприятия……….........…….16

5. Методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия….20

6.Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия и оценка его эффективности…24

7. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия……………………………………………………..…………26

8.Направления совершенствования системы управления конкурентоспособностью…………………………………...…………….28

9.Автоматизированные технологии управления конкурентоспособностью……………………….……………………..30

Заключение………………………………...………………………………32

Список использованной литературы…………………………………….34

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях ускоренной глобализации экономических процессов, вступления во Всемирную торговую организацию, происходит переход к новой модели управления развитием компаний сферы транспорта, основанной на обеспечении конкурентоспособности, следовательно, на рационализации стратегии экономического поведения. Развитие автомобильного, воздушного и др. видов транспорта усиливает конкуренцию на рынке транспортных услуг, что повышает значимость развития и удержания конкурентных преимуществ. В целом, совершенствование механизма формирования конкурентоспособности предприятия с учетом более полного отражения специфики отрасли относится сегодня к числу приоритетных задач отечественной экономической науки и практики, поскольку успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения высокого уровня конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его долгосрочное устойчивое положение на рынке.

Цель и задачи проекта. Целью работы является экономическое обоснование, оценка эффективности и анализ методики управления конкурентоспособностью предприятия ОАО «РЖД». Для достижения поставленной цели последовательно решаются следующие задачи:

1.                  характеризуется предприятие ОАО «РЖД»: раскрываются основные направления деятельности, анализируются финансовые показатели.

2.                  исследуется категория «конкурентоспособность», оцениваются конкурентные преимущества предприятия.

3.                  изучается содержание конкурентной стратегии предприятия.

4.                  рассматриваются методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия.

5.                  раскрываются организационно-экономический механизм и информационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия.

6.                  выявляются направления совершенствования системы управления конкурентоспособностью.

7.                  рассматриваются автоматизированные технологии управления конкурентоспособностью.

Объектом исследования является конкурентоспособность предприятия ОАО «РЖД». Предмет исследования – экономическое обоснование, оценка эффективности и методика управления конкурентоспособностью предприятия. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы российских и зарубежных ученых, специализирующихся в области исследования конкурентоспособности предприятия. При проведении исследования использовались различные методы научного познания, в том числе методы сравнительного анализа, системный подход, метод эмпирических оценок и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика ОАО «РЖД».

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») начало функционировать с 1 октября 2003 г. Учредитель - Правительство Российской Федерации (Постановление от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»»).

ОАО «РЖД» - национальная вертикально интегрированная железнодорожная компания, монополист на рынке грузовых и пассажирских перевозок в РФ. Входит в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Управляет сетью железных дорог России протяженностью 85,2 тыс. км, то есть 99% всех магистралей страны. Около половины этих линий (43,1 тыс. км) электрифицированы – по этому показателю РЖД занимает первое место в мире.[1]

Ежегодно компания перевозит более 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. т грузов. При этом доля РЖД в грузообороте транспортной системы России составляет около 42%, в пассажирообороте – около 33%.

Организационная структура холдинга состоит из материнской компании ОАО "РЖД", 65 дочерних (с долей участия более 50%) и 62 зависимых обществ (с долей участия от 20 до 50%).

Уставный капитал предприятия в последние годы стабильно растет. Так, по состоянию на 1 января 2011г. он составлял 1 698,1 млрд руб. Единственным акционером общества является Российская Федерация. Правительство РФ назначает совет директоров компании, который осуществляет оперативное управление РЖД. Президент РЖД – Владимир Якунин. ОАО «РЖД» может рассматриваться как единый комплексный объект имущества железнодорожного транспорта со всеми входящими в ее состав недвижимыми и движимыми объектами.

 

 

 

Показатели финансово-хозяйственной деятельности за отчетный и предыдущий периоды в действующих и сопоставимых ценах.

Таблица 1 Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»

Показатели

Прошлый период (2009г), тыс. руб.

Отчетный период (2010г)

Отклонение, тыс. руб.

Темп роста, %

в действующих ценах, тыс. руб.

в сопоставимых ценах (с учетом инфляции в 2009г – 8,8%), тыс. руб.

1

Выручка от продажи без НДС

1 050 157 925

1 195 143 530

1 195 143 530*100/ 108.8=  1 098 477 509

48 319 584

+4.4%

2

Себестоимость продаж товаров, работ, услуг

Сумма

Уровень

 

999 853 882

95%

 

1 080 494 709

90%

 

993 101 754

90%

 

6752 128

13%

 

-0.7%

3

Прибыль (убыток) от продаж

Сумма

Уровень

50 221 394

48%

114 612 156

22%

105 342 055

22%

55 120 661

107%

+52%

4

Прочие доходы

Сумма

Уровень

 

174 034 781

16%

 

265 283 406

22%

243 826 659

22%

69 791 878

143%

+28.6%

5

Прочие расходы

Сумма

Уровень

163 940 948

15%

249 535 874

20%

229 352 825

20%

65 411 877

135%

+28.5%

6

Балансовая прибыль, тыс.руб.

60 315 227

130 359 688

119 815 889

59 500 662

+49.7%

7

Уровень рентабельности активов

0,00403 (0,403 копейки)

0.0209 (2.09 копейки)

 

0, 0169

 

+419, 35%

8

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

 

 

179 844 072

267 227 815

245 613 800

65 769 728

+26.7%

9

Фонд оплаты труда (Форма №5)

сумма, тыс.руб.,

уровень, %

335 996 613

 

33.8%

359 008 605

 

33.4%

 

 

329 971 144

6 025 468

- 1.7%

10

Среднесписочная численность работников, чел.

1 055 600

969 700

 

85900

-8,13%

11

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

26.52

30.8

28.35

1.83

+6,4%


 

Чистая прибыль РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в 2010г. выросла в 5,4 раза по сравнению с 2009г. и составила 78,453 млрд. руб., при выручке - 1 трлн 195 млрд. 143 млн. 530 тыс. руб. (+12% к 2009г.). [2]

Рентабельность активов = чистая прибыль / Среднегодовые активы. Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов.

Рентабельность активов в 2010г. = 78453222/((3 823 725 418+3 675 295 787)/2) = 0.0209 (2.09 копейки).

Рентабельность активов в 2009г. = 14447393/ ((3675295787 + 3502043879)/2) = 0,00403 (0,403 копейки).

В целом, показатели результативности финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год характеризуют более устойчивое финансовое положение Общества по сравнению с 2009 годом.

Результат от прочих операций за 2010 год увеличился по сравнению с 2009 г. на 15 747 532 (265 283 406 - 249 535 874 = 15 747 532)  в основном за счет увеличения продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты); разницы между денежной оценкой вклада, согласованной учредителями, и балансовой стоимостью передаваемого в уставный капитал имущества и уменьшением убытка по курсовым разницам, возникающим при переоценке, в установленном порядке, имущества и обязательств в иностранной валюте.

Нераспределенная прибыль на конец года составила 267 227 815, увеличение произошло в результате полученной за отчетный период чистой прибыли в размере 78 453 222, списания сумм дооценки по выбывшим внеоборотным активам – 13 264 743. Уменьшение нераспределенной прибыли за счет отчислений в резервный капитал 722 370, объявлением дивидендов 3 611 848 по итогам деятельности за 2009 г. и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. № 1052-р и прочего выбытия.

              Одним из наиболее информативных показателей финансовой устойчивости предприятия является коэффициент текущей ликвидности (Ктл), который характеризует способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех оборотных активов и определяется следующим образом:

                                                        (1)

 

Ктл 2010 = (271848468-26713886)/ 311640329= 0.8

Ктл 2009 = (205043346-24084999)/ 348350133 = 0.53

 

Из формулы расчета (1) видно, что рост может быть вызван только опережающим ростом оборотных активов. Если основную долю в оборотных активах составляет дебиторская задолженность, в краткосрочных обязательствах – кредиторская, то из балансовых соотношений следует, что само по себе уменьшение кредиторской задолженности невозможно, поскольку оно всегда сопровождается эквивалентным сокращением оборотных активов. Поэтому наиболее приемлемым средством повышения текущей ликвидности является наращивание оборотных активов за счет результатов хозяйственной деятельности с одновременным увеличением пассивной части прибыли. Таким образом, критерием восстановления платежеспособности является получение прибыли в размере, необходимом для обеспечения двукратного превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами [3]. Нормальным считается значение данного коэффициента в пределах от 1,5 до 2. Применительно к конкретному предприятию величина коэффициента может быть значительно ниже, однако финансовое положение предприятия оценивается положительно лишь при коэффициенте текущей ликвидности больше единицы, в этом случае после погашения долгов у предприятия останутся оборотные активы для продолжения деятельности[4].

Рисунок 1. Коэффициент текущей ликвидности ОАО «РЖД»[5]

По итогам 2010 года коэффициент текущей ликвидности составил 0,8. Указанный коэффициент показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. При этом коэффициент текущей ликвидности не находится в зоне рекомендуемых значений, однако повышение коэффициента, по сравнению с 2009 г. свидетельствует об улучшении текущей платежеспособности ОАО «РЖД», о повышении эффективности планирования финансирования расходов и денежных поступлений. Таким образом, реализуемая компанией политика управления ликвидностью, с одной стороны, не в достаточной мере обеспечивает своевременное финансирование оборотных активов, не позволяет существенно сократить потребность привлечений заемных источников финансирования, но с другой стороны, наблюдается положительная динамика.

Коэффициент общей платежеспособности отражает возможность риска банкротства предприятия и измеряется отношением актива баланса к долгам предприятия (кредиторская задолженность и привлеченный капитал). Коп 2010 = 3823725418 / (328817805 +311640329) = 1.109

Т.к. ликвидационная цена составляет от 60% до 40% оценки активов по фактическим затратам на приобретение или остаточной стоимости, то это тоже необходимо учесть при анализе данного коэффициента.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности – характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение 6 месяцев.

Формула расчета следующая:  где Ктл.к - фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности, Ктл.н - значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода, Т - отчетный период, мес., 2 - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, 6 - нормативный период восстановления платежеспособности в месяцах.

Кв = (0.8 + 6/12* (0.8-0.53)) / 2 = 0,46

Коэффициента восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1,  свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время не имеет реальной возможности восстановить платежеспособность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Конкурентоспособность:  категория и свойство предприятия в современных условиях экономики.

Информация о работе Экономическое обоснование, оценка эффективности и методика управления конкурентоспособностью предприятия