Экономическое обоснование мероприятий по снижению себестоимости продукции в ОАОА "БелАЗ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Открытое акционерное общество «Белорусский автомобильный завод» − одно из крупнейших предприятий по выпуску карьерной техники. Предыстория Белорусского автомобильного завода связана с первой послевоенной пятилеткой, когда постановлением Верховного Совета БССР 11.09.1946 №137/308 было принято решение о строительстве завода торфяного машиностроения. В 1950 году предприятие выпустило первую продукцию. В 1951 завод торфяного машиностроения перепрофилирован в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш», а в 1958 предприятие получило новое имя − «Белорусский автомобильный завод».

Работа содержит 1 файл

1 раздел.docx

— 123.59 Кб (Скачать)


1 Общая характеристика ОАО «Белорусский автомобильный завод»

    1. Характеристика предприятия

Открытое акционерное  общество  «Белорусский автомобильный  завод» − одно из крупнейших предприятий по выпуску карьерной техники. Предыстория Белорусского автомобильного завода связана с первой послевоенной пятилеткой, когда постановлением Верховного Совета БССР 11.09.1946 №137/308 было принято решение о строительстве завода торфяного машиностроения. В 1950 году предприятие выпустило первую продукцию. В 1951 завод торфяного машиностроения перепрофилирован в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш», а в 1958 предприятие получило новое имя − «Белорусский автомобильный завод».

БелАЗ сегодня занимает треть мирового рынка карьерных самосвалов и входит в группу ведущих мировых производителей карьерной техники. Кроме того, здесь выпускают фронтальные колёсные погрузчики и бульдозеры, тягачи-эвакуаторы, машины для подземных работ, тяжеловозы для металлургического производства и другую технику.

ОАО «БелАЗ» является государственным предприятием республиканской собственности и осуществляет свою деятельность на основании Устава перерегистрированного решением Миноблисполкома от 23.12.96г. №2677. Объединения находится в ведении Министерства промышленности РБ. Расположено по адресу: 222160, Республика Беларусь, город Жодино Минской области, ул. 40 лет Октября. Акционирование БелАЗа проведено в 2009 году в соответствии с планом приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, утвержденном постановлением Совета Министров от 14 июля 2008 года №1021.

ОАО «Белорусский автомобильный  завод» отныне будет выступать в  качестве управляющей компании «БелАЗ-Холдинг». Укрупнение белорусского автогиганта произошло одновременно с выходом на рынок России двух его серьёзных конкурентов – производителей карьерной техники. В состав холдинга вошли МоАЗ – филиал ОАО «БелАЗ», СЗАО «Могилёвский вагоностроительный завод», ОАО «БелАЗ-Сервис», ОАО «Стародорожский механический завод», ОАО «Кузлитмаш», ОАО «Слуцкий завод подъёмно-транспортного оборудования».

ОАО «БелАЗ» осуществляет разработку, производство и сбыт продукции в Республике Беларусь, государствах СНГ и странах дальнего зарубежья. Это карьерные самосвалы большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 320 тонн), предназначенные для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, строительстве круп-

 

 

 

 

 

 

 

ных промышленных сооружений, специальные транспортные средства.

Прошедший 2011 год стал для ОАО «БелАЗ» ещё одним годом успешной реализации стратегии наращивания и диверсификации продаж на зарубежных рынках. Автомобильная техника и запасные части предприятия были поставлены более чем в 30 стран мира, среди которых традиционные рынки России, Украины, Казахстана, Узбекистана, других стран СНГ, а также рынки Азии, Африки, Латинской Америки, Европы.  

В 2011 году ОАО «БелАЗ» реализовано продукции на рекордную за все время существования предприятия – более 1 млрд. долларов США, при этом темп роста экспорта составил 150,8% к уровню 2010 года (174,9% к уровню 2008 года). Внешнеторговое сальдо превысило 460 млн. руб.

Основными потребителями продукции Белорусского автозавода являются горнодобывающие  предприятия СНГ и, прежде всего, России, Украины. В Республике Беларусь рынок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-55 тонн ограничен использованием их только несколькими добывающими  предприятиями, в карьерах которых  завод проводит и испытания этой техники. Доля поставок в Беларусь составляет около 5% по всей продукции. Осуществляется поставка самосвалов и на рынок дальнего зарубежья.

Характер  распределения поставок карьерной  техники на экспорт можно проследить на примере 2011 года: в Россию поставлено 67,9%, в страны дальнего зарубежья – 15,8%, в станы СНГ поставлено продукции (без России) 11,6% и в Беларусь – 4,7%. Как видно, самый емкий рынок сбыта в России. Основными потребителями являются предприятия Кузбасского угольного бассейна, металлургические и добывающие предприятия Уральского региона, горнодобывающие предприятия Якутии, Дальнего Востока и Кольского полуострова, Курской магнитной аномалии. Основным резервом увеличения экспорта являются страны дальнего зарубежья.

На рисунке 1.1 отображена структура  реализации продукции ОАО «БелАЗ»  в 2011 году по регионам мира.

Рисунок 1.1 −  Структура реализации продукции  в 2011 году по регионам мира

Технический уровень машин высок. Конструкция  автомобилей защищена 30 авторскими свидетельствами.

Изготовление  деталей и узлов автосамосвалов осуществляется по прогрессивной технологии с использованием высокопроизводительного  и высокоточного оборудования. На заводе имеются цех и участки  программных станков с системой централизованного обслуживания, участок  лазерной обработки, автоматические и  поточные линии. Идут работы по внедрению  манипуляторов и роботов на технологических  линиях, созданию гибких автоматизированных производств.

Сырьевой рынок СНГ  и прежде всего России является весьма привлекательным для американских (Caterpillar, Euclid) и японских (Komatzu) производителей горнодобывающей и карьерной техники, являющихся главными конкурентами ОАО «БелАЗ». Конкуренты, предлагая льготные условия поставки техники: лизинг, долгосрочные кредиты, активизировали услуги предприятиям по сбыту их сырья, металлопроката и т.д.

Импортные самосвалы не имеют  существенного преимущества в техническом  уровне над продукцией «БелАЗ», а по стоимости они гораздо дороже.

Достижения коллектива предприятия  в деле повышения качества карьерных  самосвалов не раз отмечались высокими наградами, среди которых «Международная бриллиантовая звезда качества», присужденная ПО «БелАЗ» Мексиканским национальным институтом маркетинга в 1995 году, ХVIII Международный приз «За технологию и качество» Клуба лидеров торговли (штаб квартира – Мадрид, Испания), которого ПО «БелАЗ» удостоено в 1997 году, и Х Золотой приз Америки «За качество», которым ПО «БелАЗ» награждено в 1998 году, «Хрустальная Ника», присужденная Координационным Комитетом Международной Программы «Партнерство ради прогресса» в 2000 году.

    1. Характеристика выпускаемой продукции

Всю продукцию ОАО «БелАЗ» можно условно разделить на четыре группы:

− карьерные автомобили и спецтехника;

− товары народного потребления;

− запасные части;

− кооперация.

Карьерные автомобили и спецтехника  представлены широким кругом серийно  выпускаемой техники с маркой БелАЗ и МоАЗ для различных целей и различной грузоподъемности.  Они делятся на следующие группы:

− самосвалы карьерные  грузоподъемностью от 30 тонн до 320 тонн;

− самосвалы грузоподъемностью 25и 36 тонн;

− для горно-транспортных работ - тягачи-буксировщики;

− строительно-дорожные машины;

− машины для подземных  работ;

− для металлургических предприятий;

− специальные машины;

− грузовой подвижной состав.

Сегодня специалисты ОАО  «Белорусский автомобильный завод» не только постоянно работают над  совершенствованием серийно выпускаемой  техники с маркой БелАЗ и МоАЗ, но и внедряют инновационные разработки научно-технического центра предприятия в области создания конструкций ряда перспективных машин, в числе которых:

− карьерные самосвалы  грузоподъемностью от 30 тонн до 320 тонн, для которых предусмотрена комплектация узлами и системами:

− карьерные самосвалы  БелАЗ-7513, БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130-136 тонн с трансмиссией переменно-переменного  тока на основе использования модульных  электронных блоков преобразования пускорегулирующей системы, электронной  системой контроля и диагностики  работы систем;

− тягачи-буксировщики;

− подземный самосвал БелАЗ-75800 грузоподъемностью 40 тонн;

− шлаковоз БелАЗ-79202;

− тяжеловоз БелАЗ-79261.

Новая техника с маркой МоАЗ:

− скрепер самоходный МоАЗ-60148;

− погрузочно-доставочная  машина МоАЗ-4055 г/п 9 тонн;

− транспортное средство для  перевозки людей МоАЗ-59052 г/п 5 тонн;

− автобетоносмеситель СМБ-372;

− автобетоносмеситель МоАЗ-69000;

− мусоровоз МБЗ-314;

− каток самоходный МоАЗ-64428-9890.

Товары народного потребления  представлены широким перечнем товаров, которые доступны населению в  специализированных магазинах по установленным  на предприятии ценам. В их число  входят:

− автомобильные принадлежности;

− автоприцепы;

− велопринадлежности;

− игрушки;

− инструменты, садово-огородный  инвентарь;

− мебельная фурнитура;

− хозяйственные товары;

− электробытовые приборы.

ОАО «БелАЗ» имеет собственное производство запасных частей. Запчасти проходят строгий контроль качества. Ассортимент запчастей всегда находятся на складе, который непрерывно пополняется и обновляется. На запасные части БелАЗ установлены конкурентоспособные цены, а также имеется удобный сервис по их доставке в регионы. На все запасные части предоставляются длительные гарантии, что является лишним подтверждением их высокого качества.

Под кооперацией понимается производство деталей, сборочных единиц, необходимых другим заводам для производства, возвращаемой в объединение как покупные изделия. В кооперации задействовано 20 предприятий, общее число позиций, производимых в объединении по кооперации, составляет 480.

1.3 Производственная  и организационная структура  предприятия

В структуре Белорусского автомобильного завода находится комплекс основных и вспомогательных цехов, необходимых для выполнения производственного  процесса изготовления карьерной техники, товаров народного потребления  и других видов продукции и  оказания услуг. Также в состав завода входят управления и отделы, обеспечивающие создание и освоение новой техники, технико-экономическое планирование, учет, материально-техническое обеспечение, маркетинговые исследования, реализацию продукции. Изготовление деталей и  узлов автосамосвалов осуществляется по прогрессивной технологии с использованием высокопроизводительного и высокоточного  оборудования. На заводе имеются цех  и участки программных станком с системой централизованного обслуживания, участок лазерной обработки, автоматические и поточные линии. Идут работы по внедрению манипуляторов и роботов на технологических линиях, созданию гибких автоматизированных производств. Завод имеет свой экспериментальный цех научно-технического центра и управление информационных систем.

В составе основного производства РУПП «БелАЗ» имеются следующие цехи и склады:

− цех главного конвейера;

− цех сборки и испытаний  автомобилей и тягачей;

− цех гидроагрегата;

− цех гидротрансмиссии;

− механосборочный цех;

− заготовительный цех;

− сварочно-заготовительный  цех;

− сварочный цех;

− инструментальный цех;

− автоматический цех;

− ремонтно-энергетический цех;

− ремонтно-механический цех;

− экспериментальный цех;

− цех опытного производства;

− цех мелких серий;

− автотранспортный цех;

− цех товаров народного  потребления;

− прессовый цех;

− термогальванический цех;

− ремонтно-строительный цех;

− цех программных станков.

На машиностроительном предприятии  осуществляются две основные совокупности функций по руководству производством. Первое – собственно непосредственное управление, которое принято называть линейным руководством, состоит из письменных и устных команд, распоряжений, инструкций, указаний непосредственным исполнителям или подчиненным руководителям  отдельных подразделений завода.

Вторая совокупность функций  в области управления требует  выполнения определенного объема работ, при помощи специальных работников, с применением особых методов, материальных и технических средств. Эти работы принято называть функциональным руководством.

Под структурой управления заводом понимается состав и подчиненность  линейных и функциональных звеньев  управления.

Во главе ОАО «БелАЗ» стоит совет директоров, возглавляемый генеральным директором, который осуществляет руководство всей производственно-хозяйственной деятельностью завода и несет за нее полную ответственность. Ему подчинены центральная бухгалтерия и управление технического контроля, а также основные цехи через заместителя генерального директора по производству.

Технической подготовкой  производства и его техническим  обслуживанием руководит первый заместитель директора по техническим  вопросам и развитию – главный  инженер. Ему непосредственно подчинены: его первый заместитель – главный  технолог, заместители технического директора по подготовке производства; по оборудованию, капремонту и строймонтажу; по металлургическому производству; по охране труда, техники безопасности и охране окружающей среды.

Информация о работе Экономическое обоснование мероприятий по снижению себестоимости продукции в ОАОА "БелАЗ"