Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа
Открытое акционерное общество «Белорусский автомобильный завод» − одно из крупнейших предприятий по выпуску карьерной техники. Предыстория Белорусского автомобильного завода связана с первой послевоенной пятилеткой, когда постановлением Верховного Совета БССР 11.09.1946 №137/308 было принято решение о строительстве завода торфяного машиностроения. В 1950 году предприятие выпустило первую продукцию. В 1951 завод торфяного машиностроения перепрофилирован в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш», а в 1958 предприятие получило новое имя − «Белорусский автомобильный завод».
1 Общая характеристика ОАО «Белорусский автомобильный завод»
Открытое акционерное общество «Белорусский автомобильный завод» − одно из крупнейших предприятий по выпуску карьерной техники. Предыстория Белорусского автомобильного завода связана с первой послевоенной пятилеткой, когда постановлением Верховного Совета БССР 11.09.1946 №137/308 было принято решение о строительстве завода торфяного машиностроения. В 1950 году предприятие выпустило первую продукцию. В 1951 завод торфяного машиностроения перепрофилирован в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш», а в 1958 предприятие получило новое имя − «Белорусский автомобильный завод».
БелАЗ сегодня занимает треть мирового рынка карьерных самосвалов и входит в группу ведущих мировых производителей карьерной техники. Кроме того, здесь выпускают фронтальные колёсные погрузчики и бульдозеры, тягачи-эвакуаторы, машины для подземных работ, тяжеловозы для металлургического производства и другую технику.
ОАО «БелАЗ» является государственным предприятием республиканской собственности и осуществляет свою деятельность на основании Устава перерегистрированного решением Миноблисполкома от 23.12.96г. №2677. Объединения находится в ведении Министерства промышленности РБ. Расположено по адресу: 222160, Республика Беларусь, город Жодино Минской области, ул. 40 лет Октября. Акционирование БелАЗа проведено в 2009 году в соответствии с планом приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, утвержденном постановлением Совета Министров от 14 июля 2008 года №1021.
ОАО «Белорусский автомобильный завод» отныне будет выступать в качестве управляющей компании «БелАЗ-Холдинг». Укрупнение белорусского автогиганта произошло одновременно с выходом на рынок России двух его серьёзных конкурентов – производителей карьерной техники. В состав холдинга вошли МоАЗ – филиал ОАО «БелАЗ», СЗАО «Могилёвский вагоностроительный завод», ОАО «БелАЗ-Сервис», ОАО «Стародорожский механический завод», ОАО «Кузлитмаш», ОАО «Слуцкий завод подъёмно-транспортного оборудования».
ОАО «БелАЗ» осуществляет разработку, производство и сбыт продукции в Республике Беларусь, государствах СНГ и странах дальнего зарубежья. Это карьерные самосвалы большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 320 тонн), предназначенные для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, строительстве круп-
ных промышленных сооружений, специальные транспортные средства.
Прошедший 2011 год стал для ОАО «БелАЗ» ещё одним годом успешной реализации стратегии наращивания и диверсификации продаж на зарубежных рынках. Автомобильная техника и запасные части предприятия были поставлены более чем в 30 стран мира, среди которых традиционные рынки России, Украины, Казахстана, Узбекистана, других стран СНГ, а также рынки Азии, Африки, Латинской Америки, Европы.
В 2011 году ОАО «БелАЗ» реализовано продукции на рекордную за все время существования предприятия – более 1 млрд. долларов США, при этом темп роста экспорта составил 150,8% к уровню 2010 года (174,9% к уровню 2008 года). Внешнеторговое сальдо превысило 460 млн. руб.
Основными
потребителями продукции
Характер распределения поставок карьерной техники на экспорт можно проследить на примере 2011 года: в Россию поставлено 67,9%, в страны дальнего зарубежья – 15,8%, в станы СНГ поставлено продукции (без России) 11,6% и в Беларусь – 4,7%. Как видно, самый емкий рынок сбыта в России. Основными потребителями являются предприятия Кузбасского угольного бассейна, металлургические и добывающие предприятия Уральского региона, горнодобывающие предприятия Якутии, Дальнего Востока и Кольского полуострова, Курской магнитной аномалии. Основным резервом увеличения экспорта являются страны дальнего зарубежья.
На рисунке 1.1 отображена структура реализации продукции ОАО «БелАЗ» в 2011 году по регионам мира.
Рисунок 1.1 − Структура реализации продукции в 2011 году по регионам мира
Технический уровень машин высок. Конструкция автомобилей защищена 30 авторскими свидетельствами.
Изготовление
деталей и узлов автосамосвалов
осуществляется по прогрессивной технологии
с использованием высокопроизводительного
и высокоточного оборудования. На
заводе имеются цех и участки
программных станков с системой
централизованного
Сырьевой рынок СНГ
и прежде всего России является весьма
привлекательным для
Импортные самосвалы не имеют существенного преимущества в техническом уровне над продукцией «БелАЗ», а по стоимости они гораздо дороже.
Достижения коллектива предприятия в деле повышения качества карьерных самосвалов не раз отмечались высокими наградами, среди которых «Международная бриллиантовая звезда качества», присужденная ПО «БелАЗ» Мексиканским национальным институтом маркетинга в 1995 году, ХVIII Международный приз «За технологию и качество» Клуба лидеров торговли (штаб квартира – Мадрид, Испания), которого ПО «БелАЗ» удостоено в 1997 году, и Х Золотой приз Америки «За качество», которым ПО «БелАЗ» награждено в 1998 году, «Хрустальная Ника», присужденная Координационным Комитетом Международной Программы «Партнерство ради прогресса» в 2000 году.
Всю продукцию ОАО «БелАЗ» можно условно разделить на четыре группы:
− карьерные автомобили и спецтехника;
− товары народного потребления;
− запасные части;
− кооперация.
Карьерные автомобили и спецтехника представлены широким кругом серийно выпускаемой техники с маркой БелАЗ и МоАЗ для различных целей и различной грузоподъемности. Они делятся на следующие группы:
− самосвалы карьерные грузоподъемностью от 30 тонн до 320 тонн;
− самосвалы грузоподъемностью 25и 36 тонн;
− для горно-транспортных работ - тягачи-буксировщики;
− строительно-дорожные машины;
− машины для подземных работ;
− для металлургических предприятий;
− специальные машины;
− грузовой подвижной состав.
Сегодня специалисты ОАО «Белорусский автомобильный завод» не только постоянно работают над совершенствованием серийно выпускаемой техники с маркой БелАЗ и МоАЗ, но и внедряют инновационные разработки научно-технического центра предприятия в области создания конструкций ряда перспективных машин, в числе которых:
− карьерные самосвалы
грузоподъемностью от 30 тонн до 320 тонн,
для которых предусмотрена
− карьерные самосвалы БелАЗ-7513, БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130-136 тонн с трансмиссией переменно-переменного тока на основе использования модульных электронных блоков преобразования пускорегулирующей системы, электронной системой контроля и диагностики работы систем;
− тягачи-буксировщики;
− подземный самосвал БелАЗ-75800 грузоподъемностью 40 тонн;
− шлаковоз БелАЗ-79202;
− тяжеловоз БелАЗ-79261.
Новая техника с маркой МоАЗ:
− скрепер самоходный МоАЗ-60148;
− погрузочно-доставочная машина МоАЗ-4055 г/п 9 тонн;
− транспортное средство для перевозки людей МоАЗ-59052 г/п 5 тонн;
− автобетоносмеситель СМБ-372;
− автобетоносмеситель МоАЗ-69000;
− мусоровоз МБЗ-314;
− каток самоходный МоАЗ-64428-9890.
Товары народного потребления представлены широким перечнем товаров, которые доступны населению в специализированных магазинах по установленным на предприятии ценам. В их число входят:
− автомобильные принадлежности;
− автоприцепы;
− велопринадлежности;
− игрушки;
− инструменты, садово-огородный инвентарь;
− мебельная фурнитура;
− хозяйственные товары;
− электробытовые приборы.
ОАО «БелАЗ» имеет собственное производство запасных частей. Запчасти проходят строгий контроль качества. Ассортимент запчастей всегда находятся на складе, который непрерывно пополняется и обновляется. На запасные части БелАЗ установлены конкурентоспособные цены, а также имеется удобный сервис по их доставке в регионы. На все запасные части предоставляются длительные гарантии, что является лишним подтверждением их высокого качества.
Под кооперацией понимается производство деталей, сборочных единиц, необходимых другим заводам для производства, возвращаемой в объединение как покупные изделия. В кооперации задействовано 20 предприятий, общее число позиций, производимых в объединении по кооперации, составляет 480.
1.3 Производственная и организационная структура предприятия
В структуре Белорусского
автомобильного завода находится комплекс
основных и вспомогательных цехов,
необходимых для выполнения производственного
процесса изготовления карьерной техники,
товаров народного потребления
и других видов продукции и
оказания услуг. Также в состав завода
входят управления и отделы, обеспечивающие
создание и освоение новой техники,
технико-экономическое
В составе основного производства РУПП «БелАЗ» имеются следующие цехи и склады:
− цех главного конвейера;
− цех сборки и испытаний автомобилей и тягачей;
− цех гидроагрегата;
− цех гидротрансмиссии;
− механосборочный цех;
− заготовительный цех;
− сварочно-заготовительный цех;
− сварочный цех;
− инструментальный цех;
− автоматический цех;
− ремонтно-энергетический цех;
− ремонтно-механический цех;
− экспериментальный цех;
− цех опытного производства;
− цех мелких серий;
− автотранспортный цех;
− цех товаров народного потребления;
− прессовый цех;
− термогальванический цех;
− ремонтно-строительный цех;
− цех программных станков.
На машиностроительном предприятии
осуществляются две основные совокупности
функций по руководству производством.
Первое – собственно непосредственное
управление, которое принято называть
линейным руководством, состоит из
письменных и устных команд, распоряжений,
инструкций, указаний непосредственным
исполнителям или подчиненным руководителям
отдельных подразделений
Вторая совокупность функций в области управления требует выполнения определенного объема работ, при помощи специальных работников, с применением особых методов, материальных и технических средств. Эти работы принято называть функциональным руководством.
Под структурой управления заводом понимается состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления.
Во главе ОАО «БелАЗ» стоит совет директоров, возглавляемый генеральным директором, который осуществляет руководство всей производственно-хозяйственной деятельностью завода и несет за нее полную ответственность. Ему подчинены центральная бухгалтерия и управление технического контроля, а также основные цехи через заместителя генерального директора по производству.
Технической подготовкой производства и его техническим обслуживанием руководит первый заместитель директора по техническим вопросам и развитию – главный инженер. Ему непосредственно подчинены: его первый заместитель – главный технолог, заместители технического директора по подготовке производства; по оборудованию, капремонту и строймонтажу; по металлургическому производству; по охране труда, техники безопасности и охране окружающей среды.