Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 03:05, курсовая работа
Цель работы - на основе анализа нормативных актов и литературы рассмотреть структуру, методы управления и планирование потребности в оборотном капитале на предприятии.
Для решения поставленной цели следует решить ряд задач:
- рассмотреть вопрос об экономической сущности и финансовых источниках оборотных активов;
- рассмотреть методы определения плановой потребности в оборотном капитале;
- изучить источники формирования оборотного капитала и финансирование его прироста;
- рассмотреть показатели эффективности использования оборотного капитала.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 4
1.1. СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА 4
1.2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.3. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 14
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» 16
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 17
2.3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАПАСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД». 20
2.4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 31
3.1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 40
Таблица 6
Соотношение доходов, расходов и финансовых результатов
Показатели | 2006г. | 2007 г. | 2008 г. |
1 .Отношение валовой прибыли к выручке | 18,7 | 23,6 | 22,7 |
2. Отношение прибыли от продаж к выручке | 7,1 | 5,8 | 7,5 |
3. Отношение прибыли до налогообложения к выручке | 4,4 | 2,0 | 6,2 |
4. Отношение прибыли от обычной деятельности к выручке | 2,3 | 1,0 | 4,6 |
5. Отношение чистой прибыли к выручке | 2,3 | 1,0 | 4,6 |
6.
Отношение прибыли от продаж
к расходам по обычной |
8,0 | 6,2 | 8,1 |
7.
Отношение себестоимости |
81,0 | 76,4 | 77,3 |
8.
Отношение коммерческих |
1,7 | 1,1 | 0,6 |
9.
Отношение управленческих |
6,1 | 16,7 | 14,6 |
Как показывают данные табл. 6, в 2008 г. произошло снижение процентного отношения валовой прибыли к выручке по сравнению с 2007 г. на 0,9 %. Это связано с тем, что в 2008 г. абсолютная величина валовой прибыли уменьшилась по сравнению с 2007 г. на 670 тыс.р., что в свою очередь связано со снижением объема продаж.
Увеличилось отношение прибыли от продаж к выручке, которое характеризует действительную рентабельность продаж. В отличие от других показателей данной группы этот не испытывает влияния элементов, не относящихся к продажам. В отличие от предыдущего показателя отношение прибыли до налогообложения к выручке изменяется под влиянием не только доходов и расходов, возникающих в связи с процессом производства и продажей продукции, но и операционных и внереализационных доходов и расходов. В результате увеличения прибыли до налогообложения данный показатель увеличился.
Увеличение прибыли от обычной деятельности, приходящейся на рубль продаж, связано с увеличением рентабельности продаж в 2003 г. на 3,6 %, доли результата от полученных операционных доходов и расходов, доли результата от внереализационных операций и доли налоговых отчислений.
По данным формы №2 рассчитаем следующие показатели:
- маржинальный доход, обеспечивающий покрытие постоянных затрат и получение прибыли;
Данные расчетов представим в виде таблице 7.
Как показывает табл.7., на ОАО «Альметьевский хлебозавод» выручка от продаж в 2008 г. составила 28413 тыс.р., по сравнению с 2006 г. она выросла на 382 тыс.р., а по сравнению с 2007 г. снизилась на 1756 тыс.р. Также на предприятии в 2008 г. снизилась себестоимость продукции, работ, услуг. Темп ее роста в 2008 г. по сравнению с 2006 г. составляет 92 %, по сравнению с 2007 г. 95 %. Все эти изменения повлияли на изменение валовой прибыли, в результате чего, она снизилась на 670 тыс. р., и составила на конец 2008 г. 6445 тыс.р. Вследствие снижения себестоимости продукции и валовой прибыли доля маржинального дохода в выручке от продаж снизилась в 2008 г. на 1 пункт и составила 0,23.
Таблица 7
Показатели оценки качественного достижения финансовых результатов
|
Код строки | Ед. изм. | 2006г. | 2007г. | 2008 г. | Отклонение 2008г от | |
|
|
|
|
|
|
2006г. | 2008г. |
1.Выручка от продаж (N) | 010 | Тыс. р. | 28831 | 30169 | 28413 | 382 | -1756 |
2.Себистоимость товаров (S) | 020 | Тыс. р. | 23426 | 23054 | 21968 | -1458 | -1086 |
3.Валовая прибыль (МД) | 029 | Тыс. р. | 5405 | 7115 | 6445 | 1040 | -670 |
4.Доля маржинального дохода в выручке от продаж (d) | пЗ/п1 | - | 0,19 | 0,24 | 0,23 | 0,04 | -0,01 |
5.Постоянные расходы (Sn) | 030 + 040 | Тыс. р. | 3348 | 5365 | 4315 | 967 | -1050 |
6.Критическая точка объема продаж (порог рентабельности) | Sn :d | - | 17904 | 22733 | 19009 | 1105 | -3724 |
7.3апас финансовой прочности | nl-пб | Тыс. р. | 927,0 | 7435,9 | 9404,2 | 8477,2 | 1968,3 |
8.Запас финансовой прочности от объема продаж | и7/п1 | - | 0,03 | 0,25 | 0,33 | 0,30 | 0,08 |
9.Прибыль (убыток) от продаж | 050 | Тыс. р. | 2057 | 1750 | 2130 | 73 | 380 |
.Прибыль от продаж к запасу финансовой прочности | П9/п7 | - | 2,22 | 0,24 | 0,23 | -1,99 | -0,01 |
11
.Сила воздействия |
пЗ/п5 | - | 1,61 | 1,33 | 1,49 | -0,12 | 0,16 |
Постоянные расходы имеют тенденцию к снижению. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. они снизились на 1050 тыс. р., а по сравнению с 2006 г. увеличились на 967 тыс. р. Из - за снижения постоянных расходов, несмотря на снижение валовой прибыли, прибыль от продажи товаров выросла на конец 2008 г. по сравнению с предыдущими периодами и составила 2130 тыс.р. Это увеличение повлияло, в свою очередь, на критическую точку объема продаж или порога рентабельности.
В 2008 г. порог рентабельности составил 19009 тыс. р., что ниже показателя 2007 г. на 3724 тыс. р., но выше уровня 2006 г. на 1105 тыс. р.
Следовательно,
у предприятия достаточно суммы
выручки необходимой для
Запас финансовой прочности в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 1968 тыс.р., а по сравнению с 2006 г. на 8477,2 тыс.р. Данная ситуация показывает, что предприятие в 2008 г. может снизить выручку от реализации продукции на 9404,2 тыс.р. и при этом будет финансово устойчивым.
Показатель затрат на производство и реализацию продукции представлен в таблице 8.
Таблица 8.
Динамика
затрат на рубль продукции ОАО «Альметьевский
хлебозавод» за 2006 – 2008гг.
|
Уровень показателя, р. | Темп роста, % |
|
79,2 | 100 |
|
70,6 | 89,1 |
|
91 | 114,9 |
По данным табл. 8., можно сказать, что за три года предприятие не добилось определенных успехов в снижении затрат на рубль продукции. За этот период уровень данного показателя на анализируемом предприятии увеличился на 11,8 %. Следовательно, у предприятия увеличиваются темпы затрат на рубль продукции.
Затраты
на рубль продукции
Данные расчетов обобщающих показателей эффективности использования материальных ресурсов представим в виде таблицы 9.
Таблица 9.
Анализ
показателей материальных ресурсов
за 2006-2008 гг.
|
Как показывает табл. 9, в 2008 г. предприятие затрачивает на производство продукции меньше материалов, и при этом получает больше прибыли. Прибыль на рубль материальных затрат в 2008 г. увеличилась как по отношению к 2006 г. так и по отношению к 2008 г.
Снижение коэффициента материальных затрат показывает, что на предприятии материалы используются в 2008 г. более экономно. Снизилась и доля материальных затрат в общем объеме себестоимости продукции.
В итоге можно сказать, что материальные ресурсы на предприятии используются с максимальной выгодой при минимальных затратах.
Для оценки финансового состояния предприятия необходимо провести анализ, который позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. К показателям, характеризующим интенсивность производства, относятся коэффициенты оборачиваемости, рентабельности, производительности.
Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств используются следующие показатели:
Фондоотдача (Фо) показывает, сколько продукции получено с каждого рубля вложенного в основные производственные фонды:
Фо
= VРП / ОПФср.г.,
где ОПФср.г. - среднегодовая стоимость основных производственных
фондов;
ОПФср.г. = (ОПФн.г. + ОПФк.г.) / 2 (26)
Фондоемкость (Фе) характеризует величину затрат стоимости основных производственных фондов для получения необходимого количества продукции, или иначе, определяет потребность в основных производственных фондах:
Фе
= 1 / Фо или Фе = ОПФср.г / VРП
Фондорентабельность (Фр) характеризует, сколько прибыли с продаж получено с каждого рубля вложенного в основные производственные фонды:
Фр
= П/ОПФср.г.,
где П - прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
Данные расчетов эффективности использования основных производственных фондов сведем в таблицу 10.
Таблица 10.
Анализ показателей фондоотдачи, фондорентабельности и фондоемкости
ОАО «Альметьевский
хлебозавод» за 2006 - 2008 гг.
|
Информация о работе Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств предприятия