Эффективность организаций гостинично-туристического комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Вопросы эффективности в нашей стране широко освещались в научной литературе и детально рассматривались в нормативно-методических и инструктивных материалах соответствующих органов управления. Однако в условиях государственной собственности и отсутствия рынка ресурсов, продукции, капитала практически все решения в отношении использования ресурсов принимали централизованные органы управления.

Работа содержит 1 файл

эффективность гтк.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

      a                затратную (отношение затрат к достигнутым результатам). Эти виды эффективности образуют целую цепочку: потребностная эффективность предопределяет содержание результативной, а та — затратную (рис. 2.2).

      Вообще  говоря, цепочка «потребности —  цели — задачи — ресурсы» (рис. 2.3) исчерпывает содержание разработки любого стратегического плана. Поэтому  выделенные виды эффективности полностью соответствуют содержанию прогнозов и обеспечивают единство таких функций управления, как планирование и анализ эффективности — и планов, и итогов их выполнения.  

      

      Рис. 2.2. Взаимосвязь видов эффективности

      

      Рис. 2.3. Содержание разработки планов организации

      Если  потребностную (П), результативную (Р) и затратную (3) эффективности выразить отношениями Ц/П, Р/Ц и Р/3, то комплексному понятию эффективности соответствует выражение:

      Э = Ц/П х Р/Ц х Р/3.

      Эффективность управления организацией определяется путем сопоставления эффекта, то есть результата, полученного в системе, с затратами, связанными с достижением данного результата. Оценка эффективности управления в российской экономике базируется на:

      a                критериях эф41ективности управления;

      a                показателях эффективности затрат на управление;

      a                обобщающих показателях эффективности управления;

      a                частных показателях эффективности управления;

      a                показателях соотносительности управленческих и производственных ресурсов.

      Особо следует выделить эффективность  управления организацией гостинично-туристского  бизнеса. Эффективность управления организацией ГТК — категория  сложная и многогранная. Многогранность эффективности управления обуславливает  ряд понятийных схем, требующихся исследователям для ее выражения. В числе таких схем:

      a                эффективность труда управленческого работника;

      a                эффективность труда аппарата управления, его отдельных органов и подразделений;

      a                эффективность процесса управления;

      a                эффективность системы управления.

      В настоящее время определение  эффективности управления производится по следующим основным направлениям:

      a                анализ и оценка организационно-технических мероприятий по совершенствованию управления;

      a                определение общего эффекта, созданного совокупным работником;

      a                определение доли эффекта системы управления в общем эффекте организации ГТК;

      a                определение результатов деятельности функциональных подразделений.

Определение эффективности  управления рекомендуют рассматривать  и как процесс, состоящий из взаимосвязанных  этапов, включающих оценку достижения цели, достижение эффекта, эффективность  использования производственных и  управленческих ресурсов (потенциала). Каждый последующий этап оценки выступает конкретизацией предыдущего этапа, дополняя и уточняя его.

      На  первом этапе выявляется качественная и количественная определенность критерия эффективности управления. Достижение цели служит качественной, а величина социально-экономического эффекта — количественной характеристикой критерия эффективности управления организацией ГТК.

      На  втором этапе оценки определяется эффективность затрат на управление.

      На  третьем этапе определяется эффективность управления имеющимся потенциалом. Показатели формируются на базе обобщающих показателей эффективности использования производственных и управленческих ресурсов и удельных (приведенных) затрат на управление.

      Особенно  важна структуризация критериев  и показателей эффективности  управления в соответствии с многоуровневым и многоаспектным характером отношений и процессов управления, интеграции частных и локальных критериев и показателей в единую систему, возможности «включения» предлагаемых показателей.

      Внутренняя эффективность (производительность) организаций гостинично-туристской сферы определяется на основе соотношения ресурсов (затрат) с объемом реализации туров, количеством продаваемых номеров; внешняя учитывает структуру потребностей и степень удовлетворения ее предприятием ГТК. По мере насыщения рынка при управлении эффективностью фирмы одной из главных задач становится сбалансированность эффективности использования ресурсов и привлекательности турпродукции (услуг) для потребителей или, иначе, внутренней и внешней эффективности.

      Итак, разработка многомерной модели эффективности, рассматривающей систему управления не на одном, а на трех уровнях общности представляет ее:

      1)      как органичную часть более высокой системы, на уровне удовлетворения потребности общества;

      2)      как самостоятельную целостную систему;

      3)      как средоточие компонентов, входящих в эту систему, с присущими им специфическими (частными) свойствами.

      Продукт управления в соответствии с данной моделью трехмерен. Во-первых, он выступает  как конечный — в виде той или иной эффективности туристских услуг, которая есть не что иное, как результат функционирования объектов управления и управляющей системы. Во-вторых, как промежуточный — в виде качества деятельности системы управления. В-третьих, он — исходный, воплощающий качество исполнения функций и управляющих операций, характер использования наличных сил и средств управления.

      Для выбора и группировки наиболее значимых производственных и управленческих факторов как гостиничных, так и  туристских услуг рекомендуют использовать статистические методы, аппарат современной кибернетики. В частности, представляется перспективным использовать для определения эффективности управления аппарат производственных функций в сочетании с факторным и корреляционно-регрессионным анализом. А также, кластерный анализ — достоинство которого в том, что он может быть использован и для выбора, и для группировки факторов. При этом необязательно выражать факторы в количественно одноименных оценках; более того, возможно одновременное использование количественных и качественных характеристик. Вид полученной группировки зависит от заданного исследователем критерия оптимальности группировки, или целевой функции. В качестве такого критерия может быть минимизация внутригрупповых сумм квадратов отклонений.

      Современные стратегии эффективности сочетают управление ресурсами со стремлением  расширить масштабы деятельности. Сложное  взаимодействие между ресурсами  и результатом требует выделения  в структуре эффективности статического и динамического аспектов. Впервые такую классификацию эффективности применил американский экономист (по происхождению австриец) Йозеф Шумпетер при исследовании предпринимательской деятельности. Если статическая эффективность характеризует процесс приспособления к сложившейся экономической ситуации компаний, не рассчитанных на дополнительный рост, то динамическая эффективность характеризует тенденцию к развитию. Понятие динамической эффективности необходимо для стратегического управления. Позднее эту идею классификации поддержали многие экономисты и управленцы.

      Статическая эффективность и способы ее контроля являются основными при управлении текущими процессами деятельности предприятия ГТК на относительно краткосрочном отрезке времени, то есть при решении оперативных и тактических вопросов. В то же время стратегическое управление невозможно без исследования динамических аспектов эффективности, когда предприятия ГТК должны идти на дополнительные издержки в текущем периоде (снижая возможности краткосрочного повышения эффективности) как необходимого условия обеспечения стабильной и высокой эффективности в долгосрочной перспективе. Динамическая эффективность — это основной способ поддержания высокой конкурентоспособности предприятия ГТК в течение максимально длительного периода времени. Необходимо отметить одинаковую ценность для предприятия этих двух аспектов эффективности. Использование лишь способов управления статической эффективностью может отрицательно сказаться на перспективах развития предприятия ГТК. В то же время чрезмерное увлечение динамическим аспектом эффективности, связанным с большим риском, может привести к неоправданным расходам, потере темпов его перехода в новое качество эффективности.

      Система показателей эффективности, применяемая в  отечественной практике производства и управления

      Таблица 2.6.

1. Обобщающие показатели эффективности 1.       Рост производства продукции (услуг) в стоимостном выражении.

2.       Производство продукции на 1 руб. затрат.

3.       Относительная экономия:

—                             основных производственных фондов;

—                             нормируемых оборотных средств;

—                             материальных затрат (без амортизации);

—                             фонда оплаты труда.

4.       Рентабельность как прибыль к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

5.       Затраты на 1 руб. товарной продукции (работ по полной себестоимости).

2. Показатели эффективности живого  труда (трудовых ресурсов). 1.       Производительность труда.

2.       Доля прироста продукции (услуг), полученной за счет производительности труда.

3.       Экономия живого труда.

4.       Отношение темпа прироста средней заработной платы к темпам прироста производительности труда.

3. Показатели эффективности использования  основных фондов, оборотных средств  и капитальных вложений. 1.       Производство продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

2.       Производство продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств:

—                             чистой продукции;

—                             товарной продукции (работ, услуг).

3.       Прирост оборотных средств к приросту товарной продукции.

4.       Отношение прироста чистой продукции к вызвавшим этот прирост капитальным вложениям.

5.       Удельные капитальные вложения:

—                             на единицу вводимой производственной мощности (по важнейшим видам продукции);

—                             на 1 руб. прироста продукции;

6.       Срок окупаемости капитальных вложений как отношение капитальных вложений к сумме прироста прибыли, полученной за счет этих капитальных вложений.

4. Показатели эффективности использования  материальных ресурсов. 1.       Материальные затраты без амортизации на 1 руб. товарной продукции (работ, услуг).

2.       Расход важнейших материальных ресурсов в натуральном выражении на 1 руб. товарной продукции (работ, услуг).

5. Показатели экономической эффективности  новой техники. 1.       Рост производительности труда:

—                             Относительное высвобождение численности работающих;

—                             Относительная экономия фонда заработной платы;

—                             Прирост прибыли (экономия от снижения себестоимости продукции);

—                             Относительная экономия материальных ресурсов.

 

 

      Анализируя  систему показателей эффективности в отечественной науке и практике, можно выделить следующие группы (подробнее см. табл. 2.6):

      1.      Обобщающие показатели эффективности;

      2.      Показатели эффективности живого труда (трудовых ресурсов);

      3.      Показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений;

      4.      Показатели эффективности использования материальных ресурсов;

      5.      Показатели экономической эффективности новой техники (отражение экономической эффективности новой техники в плановых и отчетных показателях).

      В целом можно отметить, что все  рассмотренные варианты системы  показателей эффективности не являются закрытыми, содержание их в значительной мере однородно.

      Система показателей эффективности дополняется  другими характеристиками в зависимости от целей, степени детализации и глубины анализа. В акционерных обществах дополнительно контролируется доходность (прибыльность) акций, что отражает интересы акционеров и будущих инвесторов. При анализе текущей и стратегической эффективности используются показатели, отражающие внутреннюю структуру ресурсов и дающие дополнительную информацию об эффективности предприятия. Наиболее распространенным является тезис, что организация ГТК должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход, который ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов. Исходная посылка такого подхода: любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль (речь идет о прибыли с позиции не разового, но долгосрочного ее получения), но так как на практике достичь такого максимума невозможно, применяется понятие «нормальной» прибыли, то есть прибыли, устраивающей владельцев бизнеса. Прибыльность различных видов услуг может существенно различаться, что не вызывает тем не менее стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный. В основе такого подхода лежит распространенная система ценообразования на производимую продукцию — «себестоимость плюс надбавка».

      Другим  направлением деятельности фирмы и руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта услуг. Обосновывается это тем, что размеры фирмы в большей степени, нежели прибыльность, определяют статус и положение менеджеров (заработную плату, роль в обществе) и руководства организации. В рамках данной теории применяются и другие формальные критерии, в частности, для оценки эффективности фирмы в целом распространен показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестированного капитала».

Информация о работе Эффективность организаций гостинично-туристического комплекса