Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:31, реферат
Вопросы эффективности в нашей стране широко освещались в научной литературе и детально рассматривались в нормативно-методических и инструктивных материалах соответствующих органов управления. Однако в условиях государственной собственности и отсутствия рынка ресурсов, продукции, капитала практически все решения в отношении использования ресурсов принимали централизованные органы управления.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСТИНИЧНО-
Теоретические подходы к определению сущности и содержания эффективности организаций ГТК
В любой деятельности можно выделить определенный результат, последствия которого человек всегда стремился оценить. В отечественной науке управления развитие понятия эффективность исторически начинается с эффективности производства предприятия и несколько позже — эффективности управления производством.
Вопросы
эффективности в нашей стране
широко освещались в научной литературе
и детально рассматривались в нормативно-методических
и инструктивных материалах соответствующих
органов управления. Однако в условиях
государственной собственности и отсутствия
рынка ресурсов, продукции, капитала практически
все решения в отношении использования
ресурсов принимали централизованные
органы управления. Сложный динамический
процесс принятия экономических решений
принимал форму централизованного экономического
планирования. Деятельность предприятий
в основном ограничивалась производством.
Соответственно все усилия были сосредоточены
на анализе, контроле и планировании, как
правило, текущей результативности (эффективности)
производства предприятия.
Причины изменения условий деятельности предприятия (организации) непроизводственной сферы
Таблица 2.1
|
Этапы эволюции систем хозяйственного управления | ||||||
I (с 1965г.) | II (70-80гг.) | III (1987-1989гг.) | IV (1990-1992гг.) | V (с 1992г.) | |||
Факторы внешней среды | Приспособление административной системы руководства экономикой к растущему уровню нестабильности ее развития. Осуществление реформы «сверху», когда не затрагивается центр, в частности его статус в области планирования и управления. Недопущение полной самостоятельности предприятий в области планирования и управления. | Изменение сути и роли деятельности предприятий в обществе (полная самостоятельность на базе многообразия форм собственности при регулировании государством с помощью экономических методов). Поэтапная приватизация, разгосударствление собственности и демонополизация в промышленности. Необходимость развития экономики на базе нововведений. | |||||
Факторы внутренней среды | Оценка
эффективности производства на основе
объемных показателей.
Директивность планирования. Принятие решений на уровне предприятий только оперативного характера. |
Необходимость сочетать централизацию с более широкой децентрализацией в принятии решений. Ориентация на заинтересованность в развитии производства. | Переход к новым видам деятельности, требующим специфических подходов к планированию. | ||||
Необходимость формирования стратегии развития. Переход от экономических нормативов к системе государственных налогов. | Оценка предприятий по рыночным критериям эффективности. Индивидуальность плана. |
На рубеже двух веков, в преддверии нового XXI столетия перспективные проблемы развития управления имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные и глубинные процессы преодоления экономического и управленческого кризисов, перехода к системе рыночных отношений. С учетом новых условий хозяйствования в Российской Федерации можно говорить о новой роли организации непроизводственной сферы (этапы эволюции произошедших изменений представлены в табл. 2.1.), которая становится открытой системой, отвечающей и контролирующей все сферы своей деятельности.
Развитие масштабного характера индустрии туристских услуг спровоцировало появление концепции эффективности организаций ГТК.
В
настоящее время используются различные
термины, по-своему характеризующие
соотношение результата с определенными
целевыми установками —
Эффективность
организаций гостинично-
Под эффективностью понимают:
a определенный конкретный результат (эффективность действия чего-либо);
a соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;
a функциональное разнообразие систем;
a числовую характеристику удовлетворительности функционирования;
a вероятность выполнения целевых установок и функций;
a отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.
В отечественной науке и практике можно выделить материал, посвященный эффективности производства трех видов:
a апробированный, содержащийся в нормативных актах (методиках, инструкциях и т.п.);
a освещающий дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе:
a а также касающийся вопросов, до конца пока не решенных, среди которых комплексная оценка деятельности организаций непроизводственной сферы, в т.ч. ГТК.
Можно выделить, по крайней мере, два результата теоретических разработок проблем эффективности организации, выполненных еще до начала реформирования экономики, но продолжаемых активно использоваться и в настоящее время:
1) определение сущности и содержания основных видов эффективности:
a экономическая, социальная и социально-экономическая;
a народнохозяйственная и хозрасчетная;
a обобщающая (воспроизводства, хозяйства в целом), локальная (отдельных регионов и хозяйственных звеньев), частная (отдельных факторов производства) и отдельных фаз (сфер) воспроизводства.
2) обоснование критериев и показателей эффективности. Критерии отражают сущность эффективности, показатели служат средством измерения и сопоставления эффективности в соответствии с ее критериями.
В процессе эволюции менеджмента как науки и практики произошло изменение содержания критериев эффективности, отражающее новую роль организаций в обществе (табл. 2.2).
Таблица 2.2
|
Оперативное управление организацией, хотя и было направлено на гарантированное выполнение текущих заданий в области производства, снабжения, маркетинга, управления персоналом и финансами, в основном было сосредоточено на производственных аспектах предприятия. Развитие стратегического менеджмента произошло значительно позже, и было направлено на конкретизацию основной цели предприятия (как организации, заинтересованной в развитии всех подсистем хозяйствования) путем принятия решений относительно групп потребления, видов товаров и услуг в соответствии с меняющейся обстановкой. Политика как функция управления рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение продуктивного взаимодействия с внешними и внутренними группами заинтересованных лиц, таким образом, чтобы их интересы соответствовали возможностям предприятия, не лишая его жизненно важных ресурсов.
На современном этапе широко используются все четыре подхода к определению критерия эффективности.
Рис.
2.1 Аспекты разработок оценок эффективности
организации в дореформенный
период
Эффективность
организаций (в том числе гостинично-
В настоящее время организационное управление ГТК вступает в фазу перехода от командно-контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к «информационно-базирующейся» организации, к организации специалистов, глубоко владеющих знаниями. Сегодня мы можем только предполагать, как будет выглядеть эта организация, какими будут ее основные характеристики, черты и требования, что из себя будут представлять ее ценности, структура и поведение. Ориентировочно можно утверждать, что такая организация будет иметь примерно в два раза меньше уровней, чем в настоящее время. Численность менеджеров должна сокращаться по сравнению с сегодняшним уровнем. Конструирование и управление подобной организации ГТК становится задачей ближайшего будущего (пример одного из современных подходов к управлению представлен в табл. 2.3.). Опираясь на понимание составляющих организации ГТК, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей. Составляющие такую организацию лица стремятся удовлетворить свои индивидуальные мотивации, опираясь на нее, а целью менеджера выступает повышение эффективности их совместной деятельности. При этом организация представляет собой взаимодействие ее членов по поводу преобразования полученных ресурсов в требуемый турпродукт.
Эффективность характеризует в широком смысле качественную сторону развития общества. Ее специфика состоит в том, что она показывает, при помощи комбинации каких ресурсов получен конечный результат.
Применительно к проблеме измерения эффективности хозяйствования любой организации ее полезно рассматривать по составляющим оценки:
1) критерию эффективности хозяйствования;
2) ключевому принципу оценки эффективности;
3) показателю (системе показателей) эффективности;
4) методике расчета эффективности хозяйствования;
5) организационно-экологическим мероприятиям по введению новой системы оценки в практику.
Результативный подход к управлению в сопоставлении с обычно применяемым (действенным)
Таблица 2.3.
Результативный подход | Действенный подход | |
Эффективно
действующий управляющий |
Традиционно управляющий стремится: | |
— делать требуемую работу требуемым способом и таким образом быть эффективным | — делать работу требуемым способом, если даже эта работа и не требуется | |
— избегать возникновения проблем, например, путем подбора конструктивных альтернатив, чтобы уменьшить эффект внезапности | — решать проблемы по мере их возникновения посредством управления кризисной ситуацией | |
— оптимально использовать ресурсы посредством замены энергетических и сырьевых материалов на основе более качественной информации | — сохранять ресурсы | |
— повысить прибыли | — снизить себестоимость | |
— достичь лучших результатов | — выполнять должностные обязанности в соответствии с инструкциями | |
— оценивать конечные результаты | — контролировать затраты |
Информация о работе Эффективность организаций гостинично-туристического комплекса