Эффективность организаций гостинично-туристического комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Вопросы эффективности в нашей стране широко освещались в научной литературе и детально рассматривались в нормативно-методических и инструктивных материалах соответствующих органов управления. Однако в условиях государственной собственности и отсутствия рынка ресурсов, продукции, капитала практически все решения в отношении использования ресурсов принимали централизованные органы управления.

Работа содержит 1 файл

эффективность гтк.doc

— 256.50 Кб (Скачать)
 

 

      Затраты (3) и результаты (Р) могут сопоставляться между собой различными способами, при этом получаемые показатели имеют  разный смысл, акцентируя ту или иную сторону категории «эффективность»:

      a                показатель вида Р/3 характеризует результат, получаемый с единицы затрат;

      a                отношение 3/Р означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигаемого результата;

      a                разница Р—3 характеризует абсолютную величину пресыщения результатов над затратами;

      a                показатель вида Р—3/3 дает оптимальную величину эффекта;

      a                показатель Р—З/Р отражает удельную величину эффекта, приходящуюся на единицу получаемого результата.

      В общем виде эффективность выражается через соотношение между результатами, полученными в процессе деятельности организации, и затратами труда, связанными с достижением этих результатов, она является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений формирования материально-ресурсной, функциональной и системной характеристик хозяйственной деятельности.

В настоящее  время наиболее полное и последовательное исследование экономической эффективности  хозяйственной деятельности ГТК дается в теории комплексного экономического анализа, где эффективности посвящены разделы перспективного, текущего и оперативного анализа, на базе которого оценивается достигнутая эффективность хозяйственной деятельности, выявляются факторы ее изменения, неиспользованные возможности и резервы повышения. Анализ общей эффективности хозяйственной деятельности туристского (и гостиничного) предприятия является прерогативой высшего звена принятия управленческих решений, связанных с определением цены услуги (турпродукта), масштабов и направления деятельности, замены оборудования или использования новой информационной технологии. Другие решения также должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и эффективности.

      Основными задачами анализа эффективности  являются:

      a                оценка хозяйственной ситуации;

      a                выявление факторов и причин достигнутого состояния;

      a                подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;

      a                выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

      Расчет  экономической эффективности рекомендуется  производить путем сравнения  затрат с экономическим эффектом как денежным выражением результата. Положительный экономический эффект — это экономия, отрицательный — убыток. Одним из видов экономического аффекта (при повышении качества и надежности предоставленных услуг) является предотвращенный убыток, то есть не возникший отрицательный экономический эффект (этот эффект иногда ошибочно называют экономией).

      Эффективность ГТК может исследоваться с  самых различных сторон: с точки  зрения формирования затрат, планирования объема услуг, прибыли, реализации инвестиционных проектов и др.

      Вместе  с тем анализ затрат, методов их распределения, составление и контроль выполнения смет, калькулирование себестоимости тура или гостиничных расходов, определение порога рентабельности и реализации туристской и гостиничной продукции — все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом анализа общей эффективности деятельности организации, функционирующей на рынке туристских услуг.

      Результаты  анализа дают необходимую информацию администрации гостиничного или  туристского предприятия и другим пользователям — субъектам анализа  — о состоянии анализируемых объектов. Цели субъектов анализа могут быть различными, но все они сходятся в главном — получении ключевых параметров, позволяющих дать точную оценку как текущего состояния объекта, так и ожидаемых перспектив его развития. Если интерес предприятия ранее был определен только лишь вопросами загрузки гостиницы (или количеством продаваемых туров), то при новых условиях хозяйствования необходим учет целей и интересов разных субъектов анализа, заинтересованных в работе организации ГТК (табл. 2.4.).

      В реальной управленческой практике ГТК  существует множество факторов, явлений  и событий, возникающих как в  результате различных комбинаций элементов  данной системы управления и их внутренних взаимосвязей, так и воздействия  внешней среды, влияющих на эффективность управления. В целом все многообразие отмечаемых в литературе факторов можно разбить на такие группы: политические, правовые, организационные, экономические, технические, социальные и психологические. В реальной действительности все эти факторы, как правило, действуют не обособленно, а в тесном взаимодействии друг с другом.

      Уровень эффективности управления ГТК, зависящий  от целого ряда изменяющихся факторов, не является постоянным, в связи  с чем, при решении этой проблемы обычно изучают основные тенденции развития предприятия и взаимосвязи его экономических показателей. При исследовании эффективности определяющим является положение об управлении как основном элементе производственно-хозяйственной деятельности, активно воздействующем на результаты работы предприятия, вследствие чего эффект управления выражается, как правило, в его технико-экономических показателях .  

      Направления и цели анализа  эффективности различных  заинтересованных групп  в сфере гостинично-туристского  бизнеса

      Таблица 2.4

Группа Вклад в организацию Вид интереса Параметры анализа
Собственники Собственный капитал Дивиденды Финансовые  результаты, устойчивость положения
Заимодавцы Заемный капитал

Проценты

Ликвидность
Администрация Знания, компетентность Оплата труда  Карьерный рост Все аспекты  деятельности фирмы
Персонал Труд (работа) Заработная  плата и отчисления на социальные нужды Эффективность хозяйственной деятельности
Партнеры Предоставление  услуг (продуктов) Цена услуги (товара) Финансовое  состояние
Покупатели  — клиенты, потребители услуг) Покупка услуги — товара) Цена услуги (товара) Финансовое  состояние — надежность компании); характеристики услуги (товара)
Налоговые органы Инфраструктура  предприятия Налоги Финансовые  результаты
 

 

      С переходом России к рыночной экономике  действовавшие ранее методики оценки экономической эффективности утратили силу, разработки же по методическим вопросам эффективности переходного периода от плана к рынку до недавнего времени практически отсутствовали. Образовавшийся методический «вакуум» стал заполняться консультациями и пособиями, подготовленными экспертами. Так, например, в 1994г. были опубликованы «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», одобренные Госстроем, Минэкономики, Минфином и Госкомпромом России.

      Проблемы  оценки эффективности деятельности организаций гостинично-туристской сферы аналогичны проблемам оценки эффективности общества в целом. Основным вопросом является: как измерить эффективность предоставленной  услуга и что является критерием эффективности.

      Практика  показывает, что оценка непроизводственной сферы с помощью только лишь показателей  результатно-затратного подхода не нацеливает их на достижение высоких  конечных результатов деятельности, изыскание внутренних резервов и не способствует на деле повышению общей эффективности предоставляемых услуг.

      Одна  из характерных черт рыночных отношений  — прагматизм участников. Любая  ценность материального или нематериального  характера представляет интерес  лишь в том случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего экономических. Достижение поставленных целей считается признаком успешного управления. Деятельность любой организации ГТК в качестве обязательных компонентов включает мотив, побуждающий к действию, цель — представление о будущем результате деятельности и средство достижения цели. Цели в организации ГТК задают и определяют все другие ее параметры, примером чего может служить укрупненная классификация видов эффективности (табл. 2.5.).

      Классификация видов эффективности в зависимости от целей организации ГТК

      Таблица 2.5.

Признаки  классификации целей Виды эффективности
1. Содержание
    a     экономическая

    a     техническая

    a     социальная

    a     научная

    a     организационная

    a     экологическая

2. Характер интересов
    a     внешняя

    a     внутренняя

3. Масштаб
    a     общефирменная

    a     внутрифирменная

    a     групповая

    a     индивидуальная

 

 

      Цели  организации формируются распорядителями  ключевых ресурсов в соответствии с  их системой ценностей. Высшее руководство является одним из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей, добиваясь при этом интеграции ценностей служащих компании и владельцев акций. В научной литературе выделяют следующие обобщенные системы целей организаций ГТК:

      a                выживание в условиях конкурентной борьбы;

      a                избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

      a                лидерство в борьбе с конкурентами;

      a                максимизация «цены» или создание имиджа;

      a                рост экономического потенциала;

      a                рост объемов производства и реализации;

      a                максимизация прибыли;

      a                минимизация расходов;

      a                рентабельность и т.д.

Нередко высказывается мнение, что отношение достигнутых результатов к установленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (затратная или ресурсная эффективность) исчерпывают любую эффективность управленческих процессов. Тем не менее, мало различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Мало говорить о целесообразности результатов и результативности затрат. Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности организаций ГТК. Словом, необходим анализ эффективности последней с точки зрения соответствия ее целей нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым обществом на определенном этапе ее развития.

      На  этом основании выделяют следующие  три вида эффективности:

      a                потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);

      a                результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);

Информация о работе Эффективность организаций гостинично-туристического комплекса