Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:31, реферат
Вопросы эффективности в нашей стране широко освещались в научной литературе и детально рассматривались в нормативно-методических и инструктивных материалах соответствующих органов управления. Однако в условиях государственной собственности и отсутствия рынка ресурсов, продукции, капитала практически все решения в отношении использования ресурсов принимали централизованные органы управления.
Затраты (3) и результаты (Р) могут сопоставляться между собой различными способами, при этом получаемые показатели имеют разный смысл, акцентируя ту или иную сторону категории «эффективность»:
a показатель вида Р/3 характеризует результат, получаемый с единицы затрат;
a отношение 3/Р означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигаемого результата;
a разница Р—3 характеризует абсолютную величину пресыщения результатов над затратами;
a показатель вида Р—3/3 дает оптимальную величину эффекта;
a показатель Р—З/Р отражает удельную величину эффекта, приходящуюся на единицу получаемого результата.
В
общем виде эффективность выражается
через соотношение между
В настоящее время наиболее полное и последовательное исследование экономической эффективности хозяйственной деятельности ГТК дается в теории комплексного экономического анализа, где эффективности посвящены разделы перспективного, текущего и оперативного анализа, на базе которого оценивается достигнутая эффективность хозяйственной деятельности, выявляются факторы ее изменения, неиспользованные возможности и резервы повышения. Анализ общей эффективности хозяйственной деятельности туристского (и гостиничного) предприятия является прерогативой высшего звена принятия управленческих решений, связанных с определением цены услуги (турпродукта), масштабов и направления деятельности, замены оборудования или использования новой информационной технологии. Другие решения также должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и эффективности.
Основными задачами анализа эффективности являются:
a оценка хозяйственной ситуации;
a выявление факторов и причин достигнутого состояния;
a подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;
a выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Расчет
экономической эффективности
Эффективность ГТК может исследоваться с самых различных сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема услуг, прибыли, реализации инвестиционных проектов и др.
Вместе с тем анализ затрат, методов их распределения, составление и контроль выполнения смет, калькулирование себестоимости тура или гостиничных расходов, определение порога рентабельности и реализации туристской и гостиничной продукции — все эти вопросы являются лишь необходимым начальным этапом анализа общей эффективности деятельности организации, функционирующей на рынке туристских услуг.
Результаты
анализа дают необходимую информацию
администрации гостиничного или
туристского предприятия и
В реальной управленческой практике ГТК существует множество факторов, явлений и событий, возникающих как в результате различных комбинаций элементов данной системы управления и их внутренних взаимосвязей, так и воздействия внешней среды, влияющих на эффективность управления. В целом все многообразие отмечаемых в литературе факторов можно разбить на такие группы: политические, правовые, организационные, экономические, технические, социальные и психологические. В реальной действительности все эти факторы, как правило, действуют не обособленно, а в тесном взаимодействии друг с другом.
Уровень
эффективности управления ГТК, зависящий
от целого ряда изменяющихся факторов,
не является постоянным, в связи
с чем, при решении этой проблемы
обычно изучают основные тенденции
развития предприятия и взаимосвязи его
экономических показателей. При исследовании
эффективности определяющим является
положение об управлении как основном
элементе производственно-хозяйственной
деятельности, активно воздействующем
на результаты работы предприятия, вследствие
чего эффект управления выражается, как
правило, в его технико-экономических
показателях .
Направления
и цели анализа
эффективности различных
заинтересованных групп
в сфере гостинично-
Таблица 2.4
Группа | Вклад в организацию | Вид интереса | Параметры анализа |
Собственники | Собственный капитал | Дивиденды | Финансовые результаты, устойчивость положения |
Заимодавцы | Заемный капитал | Проценты |
Ликвидность |
Администрация | Знания, компетентность | Оплата труда Карьерный рост | Все аспекты деятельности фирмы |
Персонал | Труд (работа) | Заработная плата и отчисления на социальные нужды | Эффективность хозяйственной деятельности |
Партнеры | Предоставление услуг (продуктов) | Цена услуги (товара) | Финансовое состояние |
Покупатели — клиенты, потребители услуг) | Покупка услуги — товара) | Цена услуги (товара) | Финансовое состояние — надежность компании); характеристики услуги (товара) |
Налоговые органы | Инфраструктура предприятия | Налоги | Финансовые результаты |
С переходом России к рыночной экономике действовавшие ранее методики оценки экономической эффективности утратили силу, разработки же по методическим вопросам эффективности переходного периода от плана к рынку до недавнего времени практически отсутствовали. Образовавшийся методический «вакуум» стал заполняться консультациями и пособиями, подготовленными экспертами. Так, например, в 1994г. были опубликованы «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», одобренные Госстроем, Минэкономики, Минфином и Госкомпромом России.
Проблемы
оценки эффективности деятельности
организаций гостинично-
Практика показывает, что оценка непроизводственной сферы с помощью только лишь показателей результатно-затратного подхода не нацеливает их на достижение высоких конечных результатов деятельности, изыскание внутренних резервов и не способствует на деле повышению общей эффективности предоставляемых услуг.
Одна
из характерных черт рыночных отношений
— прагматизм участников. Любая
ценность материального или
Классификация видов эффективности в зависимости от целей организации ГТК
Таблица 2.5.
Признаки классификации целей | Виды эффективности |
1. Содержание |
a техническая a социальная a научная a организационная a экологическая |
2. Характер интересов |
a внутренняя |
3. Масштаб |
a внутрифирменная a групповая a индивидуальная |
Цели
организации формируются
a выживание в условиях конкурентной борьбы;
a избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
a лидерство в борьбе с конкурентами;
a максимизация «цены» или создание имиджа;
a рост экономического потенциала;
a рост объемов производства и реализации;
a максимизация прибыли;
a минимизация расходов;
a рентабельность и т.д.
Нередко высказывается мнение, что отношение достигнутых результатов к установленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (затратная или ресурсная эффективность) исчерпывают любую эффективность управленческих процессов. Тем не менее, мало различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Мало говорить о целесообразности результатов и результативности затрат. Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности организаций ГТК. Словом, необходим анализ эффективности последней с точки зрения соответствия ее целей нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым обществом на определенном этапе ее развития.
На этом основании выделяют следующие три вида эффективности:
a потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);
a результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);
Информация о работе Эффективность организаций гостинично-туристического комплекса