Издержки производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:18, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы исследовать работу проводимою на предприятии ООО «БРИЗ», по проведению анализа себестоимости продукции, определить резервы снижения издержек производства.

Задачи дипломной работы:

- определение роли анализа себестоимости при оценке работы предприятия;

- изучение способов проведения анализа себестоимости продукции;

- проведение по данным изучаемого предприятия анализа себестоимости продукции и определение возможных резервов снижения издержек производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА…………………………………….6

1.1.Сущность издержек, их состав и неоклассическая концепция издержек…6

1.2.Класификация издержек в зависимости от объема производимой продукции…………………………………………………………………..…….12

1.3.Значение анализа издержек в системе управления себестоимостью…….18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «БРИЗ»)……………………………………………………….29

2.1.Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности.29

2.2.Анализ затрат по экономическим элементам ……………………………..30

2.3.Анализ прямых материальных и трудовых затрат………………...………36

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..51

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 89.98 Кб (Скачать)

       Именно бухгалтерский баланс  предприятия изучают все, кто  заинтересован в получении важнейшей  информации о нем: инвесторы,  прежде чем вложить в это  предприятие деньги; биржевики, решая  покупать ли его акции; акционеры,  проверяя достаточную ли сумму  дивидендов им выплатили; налоговые  органы – при определении   налогооблагаемой базы 

предприятия. Вместе с тем уровень бухгалтерских  издержек не всегда позволяет верно  судить о состоянии дел на фирме. Вспомним, что только в условиях конкурентного рынка цена способна выполнять информационную функцию. Поэтому точное измерение издержек возможно лишь, когда все затрачиваемые  ресурсы оценены по их рыночной цене.

       Второй недостаток бухгалтерского  метода состоит в том, что  он включает затраты лишь тех  ресурсов, которые фирма приобретает  со стороны (сырье , материалы,  рабочая сила и т.п.). Их называют  явными (внешними) издержками. Явные  издержки отражаются в денежных  выплатах со счетов фирмы поставщикам  ресурсов.

       Однако некоторые ресурсы могут  уже находиться в собственности  предприятия. Поэтому их не  надо нигде покупать, а значит, соответствующие затраты не отражаются  в бухгалтерских документах, хотя  и существуют в действительности. Затраты этих ресурсов образуют  неявные (внутренние) издержки.

       Например, владелец аптечного киоска  на станции метро, сам работающий  в качестве продавца, не станет  с самим собой заключать трудовой  договор, в котором указан размер  заработной платы. Но это не  значит, что он не затрачивает  силы и время, которые имеют  определенную ценность, а потому  тоже являются издержками 

       Существует парадоксальное с  точки зрения бухгалтерского  учета правило менеджеров-практиков:  «…некоторые из ваших наиболее  высоких предстоящих расходов связаны с вещами, которые вы уже купили и оплатили», т.е. которые являются вашей себестоимостью.

        Собственными ресурсами фирмы  обычно выступают предпринимательские  способности ее владельцев (если  последние сами управляют бизнесом ),земля и капитал предпринимателя  или акционеров. Данные ресурсы  играют в рыночной экономике  значительную роль. И именно они  остаются за рамками бухгалтерской  концепции издержек!

        Пусть ресурс Х применим для  производства нескольких благ. Если  данный ресурс использован при  производстве блага А, то его  уже не используешь при производстве  блага В. Например, направив материал  на пошив некоего количества  мини-юбок, фирма автоматически должна  отказаться от использования  этой ткани для выпуска более  консервативных консервативных  моделей женской одежды. Поставим  себя на место предпринимателя,  просчитывающего этот проект. Если  известно, что более строгую одежду  можно было бы продать за 1 млн.руб., то очевидно, что «цена» отказа  от ее выпуска измеряются именно  этой суммой. И ее же фирма  потеряла (упустила), сделав ставку  на мини-юбки. То есть издержки (в смысле упущенных доходов), связанные с направлением ткани  на их пошив, составили 1 млн.руб.   

     При этом в качестве блага В для  оценки размера издержек следует  выбрать лучшую из отвергнутых альтернатив  использования ресурса. В нашем  примере при наличии двух альтернатив  мини-юбкам – макси-юбок и брюки  – для оценки издержек следует  выбрать ту, которая принесла бы больший доход. Итак, согласно концепции  издержек упущенных возможностей, издержки – это ценность других благ, которые  можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.

     Описанный метод оценки затрат ресурсов называют экономическим, сами же издержки именуют  альтернативными (или экономическими), а также издержками упущенных  возможностей. Логика этого метода заключается в поиске ответа на вопрос: от чего нужно отказываться, чтобы получить данное благо?

     К сожалению, альтернативные издержки порой  трудно представить как определенное количество рублей или долларов. В  условиях многотоварного производства и быстро меняющейся экономической  обстановки трудно выбрать лучший способ использования имеющегося ресурса. В рыночном хозяйстве это делает сам предприниматель, как инициатор  и организатор производства. Опираясь на свой опыт и интуицию, он определяет эффект от того или иного направления  применения ресурса. При этом доходы от упущенных возможностей (а значит, и размер альтернативных издержек) всегда являются гипотетическими. 

     В отличие от бухгалтерского метода, концепция альтернативных издержек охватывает своей оценкой как  явные, так и неявные издержки. Действительно, тот доход, который  фирма может получить от альтернативного  применения ресурсов, станет реальностью, только если она готова нести явные  и неявные издержки. Он является плодом тех и других.

Подводя итог анализа упущенных возможностей, отметим, что данная концепция является действенным инструментом в принятии эффективных экономических решений. Для рыночного хозяйства альтернативность и выбор – неотъемлемые черты. Насыщенность товарами и услугами, в которых нуждаются потребители, является устойчивым результатом альтернативных издержек рыночной системы.

     Анализ  природы издержек дает нам ключ к  определению прибыли. В общем  виде прибыль – это разность между  суммарной выручкой от реализации продукции  и суммарными издержками. Если затраты  ресурсов оценены бухгалтерским  методом, то разность между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль. Если затраты  ресурсов оценены экономическим  методом, то разность между выручкой и альтернативными (явными и неявными) издержками дает экономическую прибыль. Явные издержки корректно считать  совпадающими с бухгалтерскими, поэтому бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (внутренних) издержек.

     Бывает  так, что по бухгалтерским меркам предприятие вполне благополучно. Ему  не грозит банкротство. Оно получает прибыль, выплачивает владельцам дивиденды, платит налоги  и т.п. Но экономическая  прибыль оказывается отрицательной. Это означает, что ресурсы и  деньги были вложены не лучшим образом. Занявшись иным видом бизнеса, фирма  получила бы большую прибыль.

     Вот почему выделяют еще и категорию  нормальной прибыли. Как ясно из самого названия, величина нормальной прибыли  тяготеет к средней, обычной в  данной экономике норме прибыльности. Можно определить ее и по-другому: нормальным является минимальный уровень  прибыльности, достаточный для того чтобы владельцы предприятия  считали для себя выгодным продолжение  занятий данным видом бизнеса. Действительно, если проект приносит меньше прибыли, чем другие виды бизнеса, то зачем  им заниматься? Смысл оставаться в  деле сохраняется, лишь в том случае, если уровень прибыльности не ниже среднего. 

     Когда владелец сам управляет фирмой, нормальная прибыль выступает в качестве «справедливой» (обычной, средней) оплаты его труда и способностей предпринимателя, а так же соответствующего по размерам вознаграждения за риск собственным  капиталом, вложенным в дело. Легко  понять, что в данном случае нормальная прибыль является неявными издержками предпринимателя. Их величина определяется доходом, который мог бы иметь  предприниматель при альтернативном использовании своего капитала.

Если  фирма представляет собой акционерное  общество, акции которого распределены среди множества акционеров, а  функции управления выполняют наемные  менеджеры, то нормальную прибыль можно  рассматривать как «справедливые» выплаты за использование акционерного капитала, т.е. денежных средств и  другого имущества акционеров, переданных ими уставный фонд предприятия в обмен на акции. И в этом случае нормальную прибыль можно считать неявными издержками. Их величина определяется доходами, которые могли бы иметь акционеры от альтернативного применения своих средств, например, если бы купили акции другого предприятия или положили бы деньги на депозит в банк. Итак, нормальную прибыль следует относить к неявным издержкам.

     Сопоставим  размеры всех трех показателей прибыли. Чтобы получать бухгалтерскую прибыль, фирме достаточно добиться превышения доходов над явными издержками. Поэтому  наличие положительной бухгалтерской  прибыли только в первом приближении  может свидетельствовать о благополучии фирмы. Оно говорит лишь о том, что фирма не несет убытков, не разоряется. При этом капиталисты  вполне могут стремиться изъять капиталы из бухгалтерски прибыльного бизнеса, если уровень прибылей недостаточен.

     Чтобы предприниматели не уходили из дела, величина бухгалтерской прибыли  должна хотя бы равняться нормальной (т.е. покрывать неявные издержки). Экономическая прибыль возникает  лишь у того предприятия, доход которого больше суммы явных и неявных  издержек. Поэтому о предприятии, приносящем нормальную прибыль, можно  сказать, что оно получает нулевую  экономическую прибыль. 

     Наконец положительная экономическая прибыль  всегда больше нормальной. Это стимулирует  приток капиталов и предпринимательских  талантов в соответствующую фирму  или отрасль. И не мудрено: ведь там  доходность выше, чем в среднем  по экономике.

     Можно выразить ту же мысль иначе. Бухгалтерская  прибыль – это абсолютный (а  не сравнительный) показатель положения  дел на предприятии, фиксирующий  наличие прибылей или убытков. Она  ничего не говорит о положении  предприятия в сравнении с  другими фирмами. Нормальная прибыль  свидетельствует о том, что бизнес идет не хуже, чем в среднем по экономике, наличие же положительной  экономической прибыли означает, что данное предприятие лучше других распоряжается ресурсами, в том числе и предпринимательским талантом. Таким образом, именно

положительная экономическая прибыль – наиболее точный индикатор эффективности  работы предприятия.   

1.2.  Классификация  издержек в зависимости от  объема производимой продукции.

        Краткосрочный (или короткий) (shot-run) период – это отрезок времени, в течении которого одни факторы производства являются постоянными, а другие переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество фирм, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т.д.).

     Долгосрочный (длительный) (long-run) период- это отрезок времени, в течении которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т.д., а отрасль – число функционирующих в ней фирм. Долгосрочный период – это период, в течении которого преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. В отличие от кратчайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все параметры производства. Разграничение периодов имеет важное значение для анализа издержек и особенностей поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции и других типов рыночных структур.

     Постоянные  издержки (fixed cost) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

     Следует учесть, однако, что административные расходы и расходы по ремонту  могут быть отнесены к постоянным издержкам с известной долей  условности, так как они в некоторой  степени зависят от размеров производства.

Понятие постоянных издержек может быть проиллюстрировано  на графике (рис.1) 

                  с 

Информация о работе Издержки производства