Издержки производства в системе показателей экономического состояния фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения его деятельности для достижения поставленных целей. Наибольшее значение имеет управление затратами на производство, включающее контроль и регулирование. Возникает задача снижения издержек производства до нормативного уровня. Соблюдение нормативов в этом случае является целью управления затратами на производство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Сущность и состав издержек производства.……………………….…...5
2. Структура издержек производства ………………….………….….......7
1. Явные и альтернативные (вмененные) издержки…………………8
2. Прямые и косвенные издержки……………………………………..10
3. Издержки производства в краткосрочном периоде…………………..16
4. Издержки производства в долгосрочном периоде……………………19
5. Взаимосвязь между издержками и ценами…………..………...………20
6. Сокращение издержек как важнейшее условие стабилизации цен и понижения их уровня…………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..…34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

титульник новый1.doc

— 518.00 Кб (Скачать)

      8) коммерческие расходы.

       Первые семь статей являются непосредственно производственными расходами, и они составляют производственную себестоимость. Восьмая статья — это расходы, связанные с реализацией продукции (например, затраты на упаковку, транспорт, рекламу и т.д.). В совокупности производственные и коммерческие расходы составляют полную себестоимость продукции.

  1. Сокращение издержек как важнейшее условие стабилизации цен и понижения их уровня

     В решении задачи удвоения к 2010 г. ВВП  весьма важная роль отводится росту национального дохода или прибавочного продукта за счет значительного роста производительности общественного труда и снижения издержек.

     С переходом к рыночным методам  хозяйствования в России был провозглашен лозунг свободного ценообразования на основе согласования спроса и предложения. Следовательно, утратилось внимание к уровню издержек в отраслях и сферах экономики.

     Между тем рыночная экономика не отрицает роли издержек в формировании цены. Другое дело, что в рыночных условиях кардинально меняются их роль и значение в образовании цен. В условиях централизованной экономики цены формировались главным образом на базе затрат, а спрос и предложение при образовании цен не учитывались и ценообразование носило затратный характер. В условиях рыночных отношений главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение, конкуренция и другие факторы. Однако это совсем не означает, что издержки не принимаются во внимание при установлении цен. Зарубежная практика и отечественный опыт это подтверждают.

     Недооценка  роли издержек в переходный период и отсутствие контроля за их уровнем привели к негативным последствиям в ценообразовании. Это выразилось прежде всего в том, что рост издержек считался нормальным явлением, что вызывало постоянное повышение цен, и прежде всего в отраслях-монополистах. Ценообразование в этих отраслях носило затратный характер.

     Затратный характер ценообразования в этих отраслях сохранился до сих пор. К ним относятся нефтяная, газовая, угольная, электроэнергетика, транспорт и некоторые другие. Издержки и цены на их продукцию и услуги постоянно растут.

     Следует, однако, отметить, что одним из объективных  факторов роста затрат и цен в добывающих отраслях является переход от лучших месторождений к худшим, что ведет к росту издержек. В этих условиях тем более важно установить контроль за тем, чтобы в издержки, принимаемые за базу цены, были включены только те реальные затраты, которые также связаны и с ухудшением природных условий добычи. Этот контроль должны осуществлять прежде всего финансовые и налоговые органы.

     Стратегической  целью рыночных реформ в России является повышение эффективности и конкурентоспособности экономики страны за счет увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, повышения производительности труда и снижения издержек.

     В настоящее время основополагающим документом по формированию расходов любой организации является глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этому Кодексу расходами считаются обоснованные и документально подтвержденные осуществленные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

     Центральное место здесь занимают расходы, связанные с производством и реализацией. Они включают в себя:

     - расходы, связанные с производством, хранением и доставкой

     товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров;

     - расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое

     обслуживание  основных средств и иного имущества, а также на содержание их в исправном  состоянии;

     - расходы на освоение природных ресурсов;

     - расходы на научные исследования  и опытно-конструкторские

     разработки;

     - расходы на обязательное и добровольное страхование;

     - прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

     Расходы, связанные с производством и  реализацией, подразделяются:

     — на материальные расходы;

     — расходы на оплату труда;

     — суммы начисленной амортизации;

     — прочие расходы.

     Таким образом, для обоснования цены должны использоваться экономически обоснованные расходы, которые формируются на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями федеральных законодательных и нормативных актов.

     Эти расходы — важнейший внутрипроизводственный показатель, необходимый для определения цены предложения, а также для выработки эффективной предпринимательской политики.

     Не  вызывает удивления, если фирма, производя  товары, с целью получения прибыли пытается максимизировать соотношение между прибылью и затратами за счет максимально возможного сокращения своих издержек. Однако возможности конкретного предприятия в установлении цены на рынке ограничены типом рыночной системы и, кроме того, уровень цен складывается под воздействием целого ряда рыночных факторов, прежде всего спроса и предложения. Поэтому для любого производителя главным, а иногда и единственным источником увеличения прибыли становится снижение издержек. Отсюда следует, что основная цель рыночного анализа затрат — выявить оптимальное соотношение между издержками и доходами, что является важнейшим условием выживания и благополучия фирмы. Однако изложенная ситуация соответствует нормальной рыночной экономике, где широко развита честная конкуренция товаропроизводителей. В условиях же российской экономики, когда конкурентная ценовая среда развита весьма слабо, многие продавцы мало заботятся о снижении своих издержек, добиваясь желаемой прибыли за счет повышения цен на свои товары.

     В практике ценообразования на предприятии  в условиях рынка принято различать бухгалтерские и предпринимательские (экономические) издержки.

     Факторы снижения издержек можно условно подразделить на две группы: 1) затратные; 2) ценовые.

     К затратным факторам следует отнести прежде всего сокращение издержек производства в добывающих и обрабатывающих отраслях хозяйства: угольной, нефтяной, газовой, электроэнергетике, а также на транспорте, в металлургии, машиностроении, легкой и пищевой промышленности. Этого можно достичь за счет экономии материальных ресурсов, внедрения более производительной техники и наукоемкой технологии, использования передовой организации производства и труда.

     В настоящих условиях снижение издержек может быть достигнуто только за счет всемирного внедрения энерго- и материалосберегающих технологий, чего, к сожалению, пока не делается.

     Особо важную роль в сокращении издержек играет повышение производительности труда на предприятиях и организациях путем использования контрольных функций трудовых коллективов и акционеров.

     Следовательно, сокращение издержек во всех отраслях и сферах экономики приобретает сейчас жизненно важное значение и является одним из главных резервов увеличения чистого дохода и повышения эффективности хозяйственности. В период решения задачи удвоения ВВП сокращение и полученная за счет этого прибыль должна стать основным источником финансовых средств для развития производства, и прежде всего реального сектора экономики.

     Для повышения эффективности производства, увеличения прибыли следует на предприятиях государственного сектора экономики установить контроль за снижением издержек за счет роста производительности труда, экономии материальных затрат, сокращения и ликвидации потерь от брака, сокращения административно-управленческих расходов, ликвидации непроизводительных расходов и увеличения выпуска продукции.

     Важная  часть контроля за затратами —  составление краткосрочных, среднесрочных  и долгосрочных прогнозов их динамики. Такие прогнозы позволяют с достаточной степенью точности определять перспективные потребности регионального хозяйства финансовых ресурсов, а также наиболее эффективные пути использования этих ресурсов.

     Условия обоснованности таких прогнозов — полнота базы данных и правильный учет удорожающих и удешевляющих факторов.

     Именно  различные сочетания этих факторов, их взаимная динамика предопределяют основные сдвиги в структуре и  динамике затрат.

     Следовательно, этими факторами будут определяться и масштабы заказа, и объемы его финансирования.

     Моделирование системы «затраты — цены» позволит анализировать отклонения в динамике затрат на конкретных предприятиях от общей динамики и своевременно принимать управленческие решения, позволяющие повысить эффективность функционирования регионального хозяйства.

     Важную  роль в сокращении издержек играют противозатратные методы ценообразования. Противозатратные методы ценообразования должны быть направлены на создание у владельцев предприятий экономической заинтересованности в снижении себестоимости и цен уже на стадии проектирования новых изделий. На практике довольно часто используются следующие противозатратные методы ценообразования:

     — нормативный метод, который заключается  в установлении оптовых цен на основе единых прогрессивных отраслевых нормативов затрат сырья, материалов, заработной платы, накладных расходов и накоплений, которые разрабатываются, в частности, отраслевыми НИИ и лабораториями;

     — параметрический метод, при котором  цена определяется с учетом потребительских свойств нового изделия и не зависит от его индивидуальной себестоимости;

     — нормативно-параметрический метод, при котором отраслевые нормативы затрат устанавливаются в расчете на определенные потребительские свойства изделий.

     Для недопущения роста затрат большое значение имеет экспертиза проекта цен параметрическим методом. Суть его заключается в определении расчетного, значения цены на основе математической зависимости цен изделий одинакового функционального значения от их потребительских свойств. Если проект цены предприятия отклоняется от расчетного значения цены на определенную величину, то такой проект цены нуждается в доработке.

     К ценовым факторам сокращения издержек относятся мероприятия, связанные с изменением цен на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, транспорт и т.д. Постоянный рост цен на эти ресурсы и тарифов транспорта вызывает непрерывный рост издержек во всех отраслях и сферах экономики и ведет к инфляционному росту цен по народному хозяйству в целом. Такая модель ценообразования обладает недостатками, которые связаны в первую очередь с методами калькулирования косвенных затрат, которые являются произвольными.

     Энергетическая  и транспортная составляющие, как  правило, являются главными элементами удорожания издержек. Именно на стабилизацию и снижение этих составляющих издержек необходимо обратить особое внимание.

     Помимо  издержек производства, имеются еще  издержки, связанные с продвижением продукции от производителя до конечного потребителя, т.е. издержки посреднических звеньев. Их многочисленность в современной России и относительно высокий уровень их издержек оказывает значительное влияние на уровень конечных цен. Снижение затрат, а также цен в посреднических звеньях может быть осуществлено двояким образом:

     1) лимитированием и, как следствие, сокращением их уровня;

     2) уменьшением количества звеньев  прохождения продукции путем расширения практики установления прямых связей между производителем товаров и их конечным потребителем, совершенствованием товаропроводящей сети. Представляется также целесообразным в целях снижения издержек по доставке и реализации товаров, уменьшения числа посредников создавать холдинговые компании в качестве торговых операторов по реализации различных видов товаров.

     Исключительно важным фактором сокращения издержек является обеспечение режима честной конкуренции. Собственник предприятия должен постоянно стремиться снижать свои издержки за счет роста производительности труда и повышения эффективности своей деятельности, чтобы выдержать конкуренцию на рынке. Отсюда конкурентные цены не только не позволяют возрастать издержкам, являясь ограничителем их роста, но и активно способствуют их снижению. Однако очевидно, что в условиях российской экономики честная конкуренция развита пока еще слабо, особенно в отраслях реального сектора экономики, что сдерживает сокращение издержек.

Информация о работе Издержки производства в системе показателей экономического состояния фирмы