Издержки производства в системе показателей экономического состояния фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Управление предприятием представляет собой процесс обеспечения его деятельности для достижения поставленных целей. Наибольшее значение имеет управление затратами на производство, включающее контроль и регулирование. Возникает задача снижения издержек производства до нормативного уровня. Соблюдение нормативов в этом случае является целью управления затратами на производство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Сущность и состав издержек производства.……………………….…...5
2. Структура издержек производства ………………….………….….......7
1. Явные и альтернативные (вмененные) издержки…………………8
2. Прямые и косвенные издержки……………………………………..10
3. Издержки производства в краткосрочном периоде…………………..16
4. Издержки производства в долгосрочном периоде……………………19
5. Взаимосвязь между издержками и ценами…………..………...………20
6. Сокращение издержек как важнейшее условие стабилизации цен и понижения их уровня…………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..…34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

титульник новый1.doc

— 518.00 Кб (Скачать)

     Взаимосвязь издержек в краткосрочном и долгосрочном масштабах поможет понять рис. 6.

     

     Рис. 6. Кривая долгосрочных издержек «обволакивает»

       кривые краткосрочных издержек 

     На  рис. 6 изображена серия кривых краткосрочных издержек, соответствующих различным размерам предприятия (масштабам производства). Пусть первоначально предприниматель находился в краткосрочном периоде 1. Он может наращивать производство, пока не наступит эффект убывания отдачи, т.е. пока краткосрочные средние издержки не начнут расти. Далее возможности наращивания производства исчерпываются в краткосрочном периоде. Требуется некоторое время, чтобы предприниматель мог организовать производство в новом масштабе, например, построить новый завод, открыть новый цех, установить дополнительную партию станков. То есть должны быть изменены параметры всех видов ресурсов. Таким образом, предприятие достигает масштаба 2 и во втором краткосрочном периоде может увеличивать объем производства за счет привлечения дополнительной рабочей силы и дополнительных партий сырья и материалов до тех пор, пока не начнет действовать эффект убывающей производительности. Аналогично будет происходить переход к масштабу производства 3, 4, 5 и т.д. Объединив все изменения в издержках разных краткосрочных периодов, получим кривую долгосрочных средних издержек, которая как бы обволакивает кривые краткосрочных издержек, являясь касательной к ним. Кривую долгосрочных средних издержек часто называют также кривой-конвертом, поскольку в ней, как в конверте, помещены все кривые краткосрочных периодов. Еще одно название этой кривой — "U-кривая" — обусловлено ее типичной формой, напоминающей латинскую букву U.

     Форма и направленность кривой долгосрочных средних издержек может быть очень разной (рис. 7 и 9). Это зависит от того, как меняется величина средних издержек с ростом масштабов производства. Иначе говоря, динамика издержек в долгосрочном периоде определяется эффектом масштаба.

     Если  по мере роста масштаба производства средние издержки имеют тенденцию  к понижению, говорят о положительном эффекте масштаба (рис.7), или экономии от роста производства. Такая экономия достигается за счет специализации труда, более эффективного управления, экономии на использовании капитала (зданий, оборудования, электроэнергии и пр.).

     Если  с ростом масштаба производства средние издержки возрастают, то эффект масштаба будет отрицательным (рис. 8). Гигантомания может чрезмерно увеличить расходы на управление, снизив его эффективность; возрастут бюрократизм, перекладывание ответственности друг на друга и т.д. В результате отдача от вложения ресурсов снизится (скажем, прирост ресурсов на 5% вызовет увеличение объема выпуска продукции только на 2%), а средние издержки в долгосрочном периоде начнут расти по мере дальнейшего увеличения объема производства.

     Наконец, если по мере увеличения масштабов производства средние издержки не изменяют своей величины, то эффект масштаба будет нулевым (рис. 9).

Рис. 7. Положительный        Рис. 8. Отрицательный   Рис. 9. Нейтральный

 эффект  масштаба                   эффект масштаба            эффект масштаба 

     Обычно  кривая долгосрочных средних издержек представляет собой сочетание всех трех приведенных выше кривых. Это  связано с тем, что сначала  по мере роста масштабов производства средние издержки убывают, затем  некоторое время остаются постоянными и, наконец, всегда существует некоторый момент, после которого дальнейшее наращивание объема производства вызывает рост средних издержек (Рис. 10).

     

     Рис. 10. Кривая долгосрочных средних издержек

     (обволакивающая  кривая, кривая в форме U) 

Ориентируясь на данную кривую, можно определить, до каких пор следует наращивать производство в долгосрочном периоде. Очевидно, что оптимальным будет такой масштаб производства, который из всех возможных наименьших уровней средних издержек позволит выбрать самый низкий. На рис. 10 объем производства Q соответствует самой нижней точке кривой долгосрочных средних издержек, следовательно, именно в этом случае фирма в полной мере использует положительный эффект масштаба и достигает минимизации издержек не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане.

     Кривая  долгосрочных средних издержек позволяет  продемонстрировать, что для каждой отрасли может существовать свой оптимальный размер предприятия, что  определяется как ее технологией, так и рыночной ситуацией. Скажем, в металлургической, авиационной, судостроительной индустрии рационально строить крупномасштабные предприятия, поскольку именно они позволяют максимально понизить средние долгосрочные издержки и в полной мере использовать эффект масштаба.

     Анализ  долгосрочных издержек производства имеет большое значение для структуры и уровня конкурентности в той или иной отрасли. Конкурентные отрасли, при прочих равных условиях, будут состоять из большого числа мелких и средних фирм, в так называемых "концентрированных" отраслях будут господствовать всего несколько крупных и очень крупных производителей. Впрочем, в последнем случае вовсе не обязательно все производство будет сосредоточено на одном гигантском предприятии. Крупная фирма может иметь в своем составе или сосредоточивать контроль над деятельностью большого количества предприятий разного масштаба производства.

  1. Взаимосвязь между издержками и ценами

     Различают два вида издержек организаций, работающих в условиях рынка:

     1) бухгалтерские издержки производства  и реализации продукции;

     2) экономические (предпринимательские)  издержки производства

     и реализации продукции.

     Первый  вид издержек — это затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), которые группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

     Второй  вид издержек по своему содержанию является основой для определения  цены предложения продукции. Эти  издержки представляют собой затраты, связанные с простым и расширенным воспроизводством. Выраженные в денежной форме, они позволяют организации нормально функционировать на рынке, обеспечивая минимально необходимые условия для ее деятельности. Экономические (предпринимательские) издержки включают в себя:

      1) бухгалтерские издержки;

      2) нормальную предпринимательскую прибыль;

      3) НДС, если он начисляется  сверх цены предприятия, и акцизы, если товар организации подакцизный;

      4) таможенные пошлины на экспортные  товары фирмы, если она осуществляет внешнеэкономическую деятельность;

      5) альтернативные (вмененные) издержки, т.е. денежные потери, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.

     Кроме издержек производства и реализации продукции, имеются еще издержки оптовых посредников и торговли. В их состав включаются расходы на оплату труда работников, аренду помещений, установку оборудования, хранение товаров, рекламу и т.д.

     Посреднические  и торговые издержки возмещаются, как  правило, скидками и надбавками, устанавливаемыми к цене товара. В них предусматривается нормальный размер прибыли оптовых посредников и торговых организаций.

     Однако  роль и значение издержек при определении  цены ни в коем случае нельзя преувеличивать. Дело в том, что издержки являются только одним из факторов, которые необходимо учитывать в процессе ценообразования. При определенных условиях некоторые другие факторы (например, повышенный спрос, новизна товара, высокое качество, техническая надежность и т.д.) являются более важными, чем фактор издержек. Главной причиной, преувеличивающей важность издержек как фактора ценообразования, является то, что общая логика говорит нам о необходимости для цены быть равной издержкам или превышать их. А это в результате как бы должно означать, что издержки являются главным определителем цены. И действительно, на практике довольно часто издержки определяют цену.

     Однако  нередко цены являются фактором, определяющим величину издержек. В этом случае организация (предприятие, фирма) прежде всего пытается установить, за какую цену она могла  бы продать на рынке свои товары или услуги, учитывая при этом покупательский спрос, характер конкуренции и цены конкурентов, а также другие факторы, двигаясь таким образом от цены к издержкам. Поэтому цена довольно часто определяет величину издержек.

     Степень взаимосвязи этих факторов в определенной степени зависит от изменяющихся экономических условий. При неблагоприятной конъюнктуре фирма принимает меры такого регулирования издержек, чтобы они соответствовали пониженным ценам. В случае улучшения конъюнктуры фирма может повысить цены.

     Одна  из проблем, связанных с определением роли издержек в процессе ценообразования, заключается в том, что издержки довольно часто трудно измерить. Дело в том, что многие фирмы выпускают множество товаров. В связи с этим иногда почти невозможно определить индивидуальные издержки, связанные с производством конкретных товаров или услуг, поскольку информация об издержках, которой располагает фирма на основании обычных форм отчетности, часто не соответствует задачам ценообразования. Это так называемый котловой метод учета — учет издержек одновременно ряда изделий на одном счете.

     Следует особо отметить, что одним из важных аспектов издержек является фактор времени. В этой связи прогноз издержек имеет большое значение для ценообразования. Прошлые издержки мало значат для процесса определения цен, если только они не имеют тенденции оставаться стабильными в течение ряда лет. То же относится и к текущим издержкам. Более полезными для ценообразования являются будущие издержки при условии надежности их оценки, чем издержки в прошлом и настоящем.

     При правильном подходе к ценообразованию  издержки являются тем пределом, ниже которого фирма не может оценивать свою продукцию. Действительная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на товар, в то время как ценность товара для потребителя определяет высший предел цены.

     Государственные органы в области ценообразования  должны прежде всего руководствоваться необходимостью выполнения ценами функций, обеспечивающих осуществление единой политики цен и ее основных направлений. При этом в каждый данный период с учетом складывающейся экономической ситуации возникает вопрос о приоритетности этих направлений, который следует безотлагательно решать предприятиям и организациям.

     Вместе  с тем есть основные положения, которые  всегда должны соблюдаться всеми участниками рынка при установлении цен вне зависимости от выбранных приоритетов.

     Одним из этих положений является установление цен с учетом калькуляций себестоимости в соответствии с установленными правилами ее (себестоимости) определения. Это означает, что, прежде чем  заняться определением цены, ее регулированием или даже просто наблюдением за движением свободной рыночной цены, необходимо иметь полную информацию о себестоимости товара, которая будет использована при установлении цены.

     Наиболее  полную информацию о себестоимости  дает ее калькуляция. Человеку, не посвященному в «технологию» составления этого  документа, может показаться, что  она требует лишь скрупулезности в учете даже самых мелких затрат. Однако это далеко не так. Процесс калькулирования довольно сложен, что требует государственного регулирования, если мы хотим получить реальную базу для определения цены. Оно касается двух его сторон: во-первых, того, что (какие затраты) должно включаться в себестоимость, а что — нет; во-вторых, как именно должны включаться в себестоимость затраты, величины которых нельзя определить прямым счетом.

     Для целей ценообразования очень  важное значение имеет калькуляционная  единица, т.е. показатель себестоимости  в расчете на единицу каждого  конкретного изделия по статьям  калькуляционного листа, т.е. по статьям  калькуляции. Калькуляции составляются с учетом особенностей производства в расчете на принятую единицу измерения количества производимой продукции (например, штука, метр). В качестве калькуляционной единицы может также выступать единица основного потребительного параметра продукции (например, мощность, производительность и др.).

     Особенности различных производств находят  отражение и в статьях калькуляции. Наиболее характерными являются следующие  статьи калькуляции:

      1) сырье и материалы;

      2) топливо и энергия на технологические  цели;

      3) заработная плата производственных рабочих;

      4) начисления на заработную плату  производственных рабочих;

      5) общепроизводственные расходы;

      6) общехозяйственные расходы;

      7) прочие производственные расходы;

Информация о работе Издержки производства в системе показателей экономического состояния фирмы