Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:30, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении резервов и путей экономии издержек обращения торгового предприятия – ООО «Парус»
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность, значение и резервы снижения издержек обращения;
оценить значение и задачи факторного анализа издержек обращения;
Введение 3
1. Издержки производства предприятий и себестоимость продукции 5
1.1 Понятие издержек производства 5
1.2 Виды издержек 7
1.3 Классификация и калькулирование затрат на производство 10
2. Анализ издержек на примере торгового предприятия ООО «Парус» 14
2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ООО «Парус» 14
2.2 Анализ издержек обращения. 19
2.3 Оценка влияния основных факторов на издержки обращения 28
3. Пути снижения издержек торгового предприятия ООО «Парус» 34
Заключение 41
Список использованных источников
- расчетный счет;
-
круглую печать, содержащую полное
фирменное наименование на
-
штампы и бланки со своим
наименованием, собственную
- фирменный знак;
Фирма
«Парус» имеет в своей
Фирма самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность.
Согласно Устава предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
-
розничная торговля
-
оптовая торговля
Реализация товара осуществляется по ценам, установленным фирмой самостоятельно.
В
своей собственности
Генеральный директор ООО «Парус» руководит деятельностью предприятия, организует торговый процесс на основе исследования и внедрения экономически обоснованных методов управления и прогнозирования. В ведении директора находится обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. Он производит расстановку работников с учетом требований рационального разделения труда, квалификации и психологических особенностей работников, следит за их повышением квалификации, созданием благоприятного микроклимата в коллективе, безопасных условий труда. Директор организует разработку стратегии развития предприятия и контролирует степень ее выполнения. Вся деятельность директора направлена на получение прибыли, достаточной для самоокупаемости и самофинансирования предприятия, на обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей, внедрение прогрессивных норм торговли, совершенствование технологии торгового процесса.
Коммерческий директор курирует работу коммерческой службы предприятия, непосредственно заключат договоры на поставку товаров, контролирует соблюдение работниками правил торговли.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материалов, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля.
Среднесписочная
численность работающих на торговом
предприятии 41 человек.
Таблица 2.1
Основные
финансово-экономические
Показатели | Ед. изм. | 2009г. | 2010г. | Изменение
(+,-) |
2009г. в % к 2010г. |
1
.Товарооборот в действующих ценах
в сопоставимых ценах |
тыс.руб. тыс.руб |
808894,932 808894,932 |
1574133,960 1028845,6 |
765289,028 1170814,2 |
194,6 194 |
2. Валовой доход | тыс. руб. | 104237,081 | 233553,643 | 129315,833 | 224 |
в % к товарообороту | % | 12,89 | 14,84 | 1,95 | |
3. Налоги и отчисления от валового дохода | тыс. руб. | 1498,817 | 4429,173 | 2930,356 | 295 |
в % к товарообороту | % | 0,19 | 0,281 | 0,09 | |
4. Издержки обращения | тыс. руб. | 97559,999 | 206633,701 | 109073,702 | 212 |
в % к товарообороту | % | 12,06 | 13,127 | 1,07 | |
7. Балансовая прибыль | тыс.руб. | 3704,030 | 191081,23 | 187376,200 | 516 |
8. Рентабельность | % | 0,46 | 1,21 | 0,75 | |
9. Чистая прибыль | тыс.руб. | 2592 | 13375 | 10783 | - |
10.
Торговая площадь |
м2 | 190 | 190 | 0 | 100,0 |
11.Товарооборот на 1 м2 торговой площади | тыс.руб. | 4257,3 | 8284,9 | 4027,6 | 194,6 |
12.Среднесписочная численность | чел. | 39 | 41 | 2 | 105 |
13. Производительность труда | ч/час | 1,068 | 1,130 | 0,062 | |
14. Средняя зарплата | руб./год | 53079 | 124145 | 71066 | 234 |
Производ.
труда = Выпуск/Затраты
Эффективность функционирования магазина на рынке может определяться на основе показателей хозяйственно-экономической деятельности торгового предприятия за 2009 – 2010 гг. (табл. 2).
Из таблицы 2 видно, что товарооборот в 2010 году возрос и составил соответственно 808894,932 тыс. руб. и 15745133,960 тыс. руб. В действующих ценах товарооборот увеличился на 765289,028 тыс. руб.
Такое увеличение товарооборота объясняется многими причинами. Одной из них является бесперебойная продажа, по сравнению с предыдущим годом, отдельных видов товаров, другим - относительная стабильность покупательского спроса.
Второй причиной увеличения объема товарооборота можно назвать улучшение ассортимента.
Помимо данных факторов, на товарооборот оказали определенное влияние факторы, связанные с использованием производственных мощностей и трудовых ресурсов. Увеличение среднесписочной численности работников на 6 человек способствовало росту товарооборота.
Валовой доход составил в 2010 году 233553,643 тыс. руб. и это на 129315,833 тыс. руб. больше, чем в 2009 году. Темп роста составил 224%. Уровень валовых доходов в отчетном году 14,84% к товарообороту. По сравнению с 2009 годом произошло увеличение среднего уровня валовых доходов на 1,5%
На повышение уровня валовых доходов в значительной мере повлияла отмен регулирования цен на отдельные виды социально значимых товаров.
Абсолютное отклонение (перерасход) издержек обращения по предприятию составило по сравнению с 2009 годом 109073,702 тыс. руб. Уровень издержек обращения к товарообороту в 2009 году составил 12,06%, а в 2010 году 13,127%, что на 1,121% выше уровня прошлого года. Темп роста составил 112%. Рост произошел практически по всем статья издержек обращения в связи с высокими темпами роста расходов на автомобильные и другие виды перевозок, ростом стоимости содержания здания и других основных средств, ростом размеров процентной ставки оплаты за кредит, ростом сумм налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет и относимых на издержки обращения, ростом заработной платы, оплаты за сырье и материалы, топливо и др.
Низкий уровень валового дохода в 2009 году – 12,89% к обороту был связан широким кругом ограничений торговых надбавок на социально значимые товары. Повышение уровня издержек обращения к товарообороту – 12,06% к обороту было обусловлено тем, что в 2009 году произведен большой объем работ по текущему ремонту здания магазина, что увеличило статью «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря». Кроме того, увеличение тарифов на электроэнергию, отопление, горячую воду, привело к росту расходов на 84 тыс. руб., что отрицательно повлияло на прибыль от реализации.
Рост прибыли от реализации в 2010 обусловлен увеличением валового дохода (рост составил 124%), а также увеличением уровня валового дохода на 1,6% к обороту, в связи с отменой 2010 году ограничений на торговые надбавки социально-значимых товаров.
Сумма балансовой прибыли в 2010 году составила 19108,123 тыс. руб. Рост абсолютной суммы прибыли по сравнению с 2009 годом составил 187376,200 тыс. руб. или 516%.
Одной из основных причин роста балансовой прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 годом является увеличение валового дохода, а также увеличение уровня валового дохода с 12,89 % к обороту в 2000 году, до 14,84 % в 2010 году, в связи с тем, что в февраля 2010 года были отменены ограничения на торговые надбавки по социально-значимым товарам.
Рентабельность в 2010 году составил 1,21 %. По отношению к прошлому году наблюдается рост 0,75 %. Рост чистой прибыли в 2010 году составил 10783 тыс. руб., что связано с высоким темпом роста балансовой прибыли 516 %, а также уменьшением суммы уплаты фиксированного налога.
В связи с ростом розничного товарооборота в 2010 году при неизменной площади магазина выработка на 1м2 торговой площади составила 3199 тыс. руб., что на 1471 тыс.руб. больше по сравнению с прошлым годом. На ее увеличение повлиял рост товарооборота.
Увеличение
среднесписочной численности
Таким
образом, проанализировав основные
показатели хозяйственно экономической
деятельности предприятия за 2009 - 2010 годы,
можно сделать вывод, что в 2010 году эффективность
хозяйственной деятельности предприятия
увеличилась, несмотря на ряд испытываемых
объективных трудностей. На увеличение
эффективности деятельности предприятия
повлиял рост объема товарооборота, рост
валового дохода, рост прибыли, увеличение
рентабельности продаж, а также существующие
резервы повышения рентабельности предприятия.
2.2 Анализ
издержек обращения
Анализ
издержек обращения торгового
В процессе анализа изучают:
1. Степень выполнения плана издержек обращения, в общем, по предприятию и по каждой статье, определение экономии, идя перерасхода издержек обращения по сравнению с планом.
2. Динамику издержек обращения
3. Производят расчет и оценку влияния основных факторов на сумму к уровень издержек обращения.
4. Определяют влияние издержек обращения на конечные результаты хозяйственной деятельности.
5. Выявляют возможные резервы экономии издержек обращения. В связи с тем, что планирование издержек обращения не осуществляется, проведем анализ в динамике издержек обращения.
Разница
между фактической суммой издержек
обращения и суммой издержек обращения
прошлого года называется абсолютным
отклонением. Если абсолютное отклонение
имеет положительное значение, то в этом
случае говорят о перерасходе. Если же
абсолютное отклонение имеет отрицательное
значение, то в данном случае говорят об
экономии.
ДИ
= И1- И2 (3)
где ДИ - абсолютная экономия (перерасход);
И1 - сумма издержек обращения в отчетном году, руб.;
И2 - сумма издержек обращения в базисном (прошлом) году, руб.
Так, расчет по данным предприятия показал, что абсолютный перерасход составил 109073,702 тыс. руб. (206633,701 – 97559,999). В 1 квартале абсолютный перерасход составил 23857,055 тыс. руб. (40864,000 – 17006,945). Во 2-ом квартале – 48744,708тыс. руб., в 3-ем квартале – 27919,438 тыс. руб., в 4-ом квартале – 28566,104тыс. руб.
Однако
оценка издержек в стоимостном выражении
не позволяет судить об их объективности,
так как и ростом товарооборота растет
и сумма издержек обращения. Поэтому следует
оценивать издержки обращения не только
по сумме, но и по уровню в процентах к
товарообороту. Уровень издержек обращения
- важнейший качественный показатель торгового
предприятия, который показывает, сколько
процентов издержки обращения занимают
в розничной цене товара.
У
= И/ТО х 100, (4)
где У- уровень издержек обращения,
ТО - товарооборот, руб.
Так по данным предприятия уровень издержек обращения в 2009 году составил 12,06%, в 2001 году-13,127%. Уровень издержек обращения по кварталам рассчитывается аналогично, по формуле (4).
Информация о работе Издержки предприятия и их роль в обеспечении конкурентных преимуществ