Источники капитала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрена тема капитала организации, его структуры и влияние структуры капитала на эффективность деятельности организации.
Значение капиталов для организаций частной формы собственности трудно переоценить – многие предприятия постоянно сталкиваются с его нехваткой, но, вместо проведения анализа и формирования оптимальной структуры, прибегают к помощи кредитования, чем ухудшают свою стабильность и финансовое положение и повышают риски банкротства.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………......…….3
1. Структура и источники капитала и их анализ…...................................................5
1.1 Значение, задачи и источники информации для анализа….……..…………….5
1.2 Анализ капитала организации, оценка его стоимости капитала и оптимизация структуры………………...…….……….…….………….…….…….....….................…..7
2. Анализ капитала ООО «Меридиан» и оценка его эффективности…………..16
2.1 Анализ капитала организации и оценка его структуры ......………..………….....16
2.2 Оценка влияния структуры капитала на эффективность деятельности организации………………………....................................................................................22
3. Совершенствование коммерческой деятельности в целях повышения эффективности использования капитала………………………………………...25
Заключение………………………………………………………...............………..…29
Список использованных источников…………………………………….…………31
Приложения .............................................................................................…..…………..32

Работа содержит 1 файл

econom2.doc

— 569.00 Кб (Скачать)

Примечание – Источнник: собственная разработка на основании баланса предприятия.

Изменения в структуре пассива баланса в основном свидетельствуют об увеличениии доли кредиторской задолженности и снижении доли долгосрочных кредитов, в связи с ростом процентных ставок, что свидетельствует об увеличении  времени расчетов с поставщиками за счет предоставления ими отсрочки платежа и увеличения периода расчета покупателей. Это говорит о том, что средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, его финансовое положение неустойчиво, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. К недостаткам этого источника финансирования следует отнести также сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия.

Доля собственного капитала в структуре пассивов незначительно снизилась за счет непроведения переоценки основных средств предприятия и общего роста активов при сохранении суммы собственного капитала.

В заключение анализа источников формирования имущества рассчитаем показатели, характеризующие структуру капитала (Табл. 3)

Таблица 3. Расчет показателей, характеризующих структуру капитала:

Показатель

Расчет

За 2008 г.

2009

Отклоне

ние

Коэффициент независимости

0,13

0,09

-0,04

Коэффициент концентрации капитала (автономии)

0,87

0,91

+0,04

Финансовый рычаг

6,6

10,3

+3,7

Примечание: Источник – собственная разработка.

Нормативное значение коэффициента автономии – 0,5, а нормативное значение коэффициента финансового риска – <1. У предприятия очень высок риск неплатежеспособности, поскольку оно крайне зависимо от краткосрочных обязательств.

Рассчитаем показатели финансовой устойчивости:

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств.

КДПА2008 =            КДПА2009 =

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств снизился на 0,14 пунктов, хотя сама доля заемных средств существенно увеличилась. Это говорит о том, что предприятие предпочитает использовать краткосрочные источники ресурсов, несмотря на повышающийся риск неплатежеспособности.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами.

КСОС2008 =      КСОС2009 =

Активы предприятия на конец 2009 г не обеспечены собственными средствами.

Рентабельность собственного капитала.

,

Рентабельность собственного капитала снижается.

Рассчитаем следующие показатели платежеспособности:

К абс. ликвидности2008=   К абс. ликвидности2009=

 

Данный показатель имеет стандарт  от 0,2 до 0,25, но в ООО «Меридиан» он значительно ниже.

 

Ктекущей ликвидности2008=    Ктекущей ликвидности2009=

 

Данный показатель имеет стандарт – 2. В ООО «Меридиан» он также ниже.

К оценке платежеспособности надо подходить с учетом конкретных условий работы предприятия. Причиной низкой платежеспособности является не  бесхозяйственность самого предприятия, а  неплатежеспособность в период кризиса покупателей его продукции – розничных магазинов.

Критерии финансовой устойчивости важны для предприятий, поскольку существует определение удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия, утвержденное в постановле­нии Правительства РФ "О некоторых ме­рах по реализации законодательства о несостоятельности (бан­кротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498. В соответствии с ним, к основным показате­лям, характеризующим финансовое положение предприятий, отнесены коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент вос­становления (утраты) платежеспособности.

На основании результатов расчетов данных показателей предприятию может быть отказано в предоставлении кредитных средств, либо предприятие может быть объявлено банкротом.

 

Поскольку капитал предприятия формируется за счет разных источников, в процессе анализа необходимо оценить каждый из них и произвести сравнительный анализ их стоимости. Если проценты за кредит включаются в себестоимость продукции, то действительная цена кредита будет меньше на уровень налога на прибыль.

Рассчитаем среднюю процентную ставку по долгосрочным заемным средствам при условии, что сумма начисленных процентов составила 14 млн. руб., средняя процентная ставка на кредиты – 20% и предприятие не уплачивает проценты из прибыли.

СПС =

Таким образом, поскольку стоимость долгосрочного заемного капитала значительно выше рентабельности собственного капитала организации.

Рассчитаем среднюю процентную ставку по кредиторской задолженности при условии, что сумма начисленных санкций составила 5 млн. руб., средний размер штрафа за несвоевременную оплату – 10% и предприятие не уплачивает их из прибыли.

СПС =

Cтоимость краткосрочной задолженности также выше рентабельности собственного капитала организации. Ей необходимо пересмотреть структуру капитала с целью повышения эффективности его использования.

 

2.2 Оценка влияния структуры капитала на эффективность деятельности организации.

 

При установлении оптимальной структуры капитала менеджмент предприятия должен выбрать стратегию деятельности – действовать ли для достижения максимизации уровня финансовой рентабельности, либо стремиться к минимизации стоимости капитала, либо сосредоточить усилия на минимизации уровня финансовых рисков.

В сложившийся для предприятия ситуации очевидна необходимость максимизации рентабельности. Также очевидно, что предприятие сосредоточило усилия на привлечении рискованного, но дешевого краткосрочного капитала. Для проведения таких оптимизационных расчетов используется механизм финансового рычага (левериджа).

Рассчитаем эффект финансового рычага на начало и конец года:

 

ЭФР2008 = (1 – 0,2)*((3/415) – 0,157) * 6,6 = 0,8 * -0,150 *6,6 = -0,792

ЭФР 2009= (1 – 0,2)*((2/644) – 0,157) * 10,3= 0,8* -0,154 * 10,3 = - 1,269

 

Поскольку знак  рычага отрицательный - увеличение заемного капитала нецелесообразно, это снижает рентабельность собственного капитала.

Поскольку абсолютное значение эффекта рычага снизилось, это означает, что эффективность использования капитала уменьшилась за счет увеличения доли заемного капитала в структуре активов и снижения рентабельности при общем росте активов.

Рассчитаем эффект финансового рычага на начало и конец года, причислив долгосрочные займы к собственному капиталу:

 

ЭФР2008 = (1 – 0,2)*((3/415) – 0,157) * (274/141) = 0,8 * -0,150 *1,943 = -0,233

ЭФР 2009= (1 – 0,2)*((2/644) – 0,157) *(530/114) = 0,8* -0,154 * 4,649 = - 0,573

 

Данная методика в целом ничего не изменяет, хотя и снижает финансовый рычаг предприятия.

 

Рассчитаем эффект финансового рычага на начало и конец года, причислив долгосрочные займы к собственному капиталу и взяв цену заемных средств кредиторской задолженности:

 

ЭФР2008 = (1 – 0,2)*((3/415) – 0,012) * (274/141) = 0,8 * -0,005 *1,943 = -0,008

ЭФР 2009= (1 – 0,2)*((2/644) – 0,012) *(530/114) = 0,8* -0,009  * 4,649 = -0,033

 

Снижение  кредитной ставки улучшает финансовые показатели организации, но эффект финансового рычага все еще отрицательный – кредитные ресурсы слишком дороги для предприятия.

Поскольку рентабельность заемных средств значительно превышает рентабельность собственного капитала, для предприятия выглядит логичным увеличение доли собственного капитала.

 

Разложим рентабельность предприятия в соответствии с формулой DUPONT (1.12) для выявления показателя, имеющего наибольшее влияние.

 

R2008 =

R2009 =

 

Методом цепных подстановок выясним, что наибольшее влияние на рентабельность имеет прибыльность предприятия. ООО «Меридиан» нужно стремиться к увеличению прибыли в первую очередь.

 

 

 

3.      Совершенствование коммерческой деятельности в целях повышения эффективности использования капитала

 

Анализируемое предприятие находится в непростой финансовой ситуации. Кредитные ресурсы, даже такие высокорискованные и дешевые, как эксплуатация краткосрочной кредиторской задолженности, слишком дороги для него. Предприятие находится на грани рентабельности, его ликвидность ниже нормы и в случае неблагоприятных изменений внешних условий оно может оказаться банкротом.

Прибыль и рентабельность являются важными показателями эффективности деятельности. Они  являются обобщающими показателями интенсификации производственной и маркетинговой деятельности.

Для углубленного анализа прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.

К группе внешних факторов относятся:

природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты;

изменения, не предусмотренные планом предприятия, отпускных цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

В большинстве случаев предприятие не может предупредить возникновение данных факторов, а может лишь свести к минимуму негативные последствия.

Поскольку руководство предприятия не рассматривает вопрос увеличения собственного капитала путем дополнительных взносов в уставный капитал либо привлечения сособственников, увеличение рентабельности  - единственный путь к выживанию.

В группе внутренних факторов на эффективность деятельности влияют такие факторы, как:

- оборачиваемость средств, объем и структура товарооборота; предприятию необходимо проанализировать данные факторы и принять перечень мер, необходимых для ускорения оборачиваемости оборотного капитала и формирования оптимального ассортимента производимой продукции.

- размер и структура расходов;  предприятию необходимо проанализировать свои расходы и изыскать возможности их сокращения.

- размер и структура основного капитала; анализ структуры основного капитала и эффективности его использования может помочь найти резервы для снижения расходов.

Для увеличения товарооборота предприятию рекомендуется начать рекламную деятельность в целях привлечения покупателей. Предприятие не проводит планомерных и целевых маркетинговых программ, довольствуясь такими методами, как планомерное оповещение потенциальных покупателей о своем существовании и безадресное распространение коммерческих предложений. Так, например, можно разработать систему скидок и бонусов, которые будут получать клиенты предприятия при осуществлении заказа сверх определенного размера или при заключении договора на условиях предоплаты.

Основным фактором привлечения покупателей и увеличения объема продаж на сегодняшний день является стимулирование сбыта – льготы, скидки, акции, бесплатная раздача образцов, оформление кредита либо реализация товаров в рассрочку. Реализация товаров конечному потребителю является последней ступенькой доведения товара от производителя к потребителю, поэтому создание системы, при которой возможно продать наибольшее количество товаров, должно привлекать  внимание руководства.

Рекомендуется рассмотреть вопрос стандартизации, уни­фикации, типизации товаров и продукции  и т. д., что снижает расходы на обработку информации и предпродажную подготовку товара и его дальнейшее обслуживание.

Первоочередной задачей в данном направлении работы является получение от поставщиков отсрочки платежа или максимально возможное ее увеличение, так как подобная отсрочка снизит потребность предприятия в оборотных средствах и позволит сохранить имидж организации. В некоторых случаях отсрочку платежа конкретному поставщику можно разделить по конкретным позициям в ассортименте. Например, по позициям, которые используются часто и в больших количествах, отсрочка может быть минимальной, но за счет этого увеличить срок оплаты за сырье, которое используется реже. Также часто используется способ плановых платежей – регулярное перечисление оговоренной суммы, поскольку в условиях нерегулярного поступления денежных средств от покупателей предприятию проще оплачивать некрупные суммы, но большому числу поставщиков.

Информация о работе Источники капитала предприятия