Инновационная деятельность предприятия на примере АО «Саяны»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что экономическая эффективность представляет собой важнейшее экономическое понятие, имеющее огромное значение для практики народного хозяйства. Экономическая теория обязана познать это понятие с тем, чтобы указывать пути наиболее рационального хозяйствования и обеспечивать процесс производства с наименьшими затратами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие инноваций…..………………………………………………………….5
1.2 Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии…………………………...……………………………………………….8
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ АО «Саяны»
2.1 Система аналитических показателей эффективности внедрения новой техники на предприятии АО «Саяны»……………………………………………12
2.2 Анализ выполнения плана по эффективности внедрения новой техники….14
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………23

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ  ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Понятие инноваций…..………………………………………………………….5

1.2  Показатели  технического уровня и эффективности  новой техники и технологии…………………………...……………………………………………….8

2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ  СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ  АО «Саяны»

2.1 Система аналитических  показателей эффективности внедрения  новой техники на предприятии  АО «Саяны»……………………………………………12

2.2 Анализ выполнения плана по эффективности внедрения новой техники….14

3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  В современных условиях экономическая наука должна разработать более эффективные методы ценообразования, цены должны быть увязаны с экономическим эффектом от внедрения новой техники.

  Целью внедрения новой техники является уменьшение стоимости товара, а значит и цены товара, удешевление его, т. е. сокращение рабочего времени на производство единицы товара, сокращение материальных затрат, увеличение мощности основных фондов и т. п. В условиях рынка, внедрение новой техники способствует выполнению основной задачи предприятия - получение максимальной прибыли при минимальных затратах.

  Прирост прибыли, полученной благодаря расширению объемов производства, является, также  как и прирост прибыли от снижения себестоимости продукции, частью эффекта  полученного от внедрения новой  техники.

  Улучшение эффективности производственной деятельности предприятий в значительной степени  достигается за счет ежегодного внедрения  значительного количества новой  техники. Среди таких мероприятий  ведущая роль принадлежит тем  из них, которые обеспечивают повышение технического уровня производства и качества продукции.

  К ним относятся: внедрение прогрессивных  технологий, механизация и автоматизация  производственных процессов, техническое  перевооружение предприятий и освоение новых изделий.

  Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что экономическая эффективность представляет собой важнейшее экономическое понятие, имеющее огромное значение для практики народного хозяйства. Экономическая теория обязана познать это понятие с тем, чтобы указывать пути наиболее рационального хозяйствования и обеспечивать процесс производства с наименьшими затратами.

  Отметим, что К. Маркс не исследовал категорию "экономическая эффективность", хотя и пользовался понятием "эффективность" при анализе производительности труда. Проблема экономической эффективности сталась нераскрытой и последующими исследователями, хотя ей уделялось много внимания.

  Путь  к решению этой проблемы открывает  определение экономической эффективности  как уровневой характеристики индивидуальной стоимости продукции предприятия в сравнении со стоимостью той же продукции, принятой за эталон. При решении различных экономических задач возникает необходимость использования разных эталонов.

  Экономическая эффективность текущей производственной деятельности предприятия- уровневая характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия (хозяйства, объединения или любого другого объекта производства) в сравнении со среднеотраслевыми результатами, принимаемыми в качестве эталона.

  Объект - экономическая эффективность.

  Предмет работы - внедрение новой техники  и технологии на предприятии.

  Цель курсовой работы исследовать экономическую эффективность внедрения новой техники и технологии на предприятии.

  Для решения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:

  1. Изучить эффективность научно-технического  прогресса 

  2. Проанализировать эффективность  капитальных вложений 

  3. Предложить основные направления  повышения эффективности 

  4. Провести оценку экономической  эффективности от внедрения новых  средств контроля на предприятии АО «Саяны»

Источниками для выполнения данной работы являлись: Гражданский кодекс Республики Казахстан, финансовая отчетность и данные об экономическом состоянии АО «Саяны»  за 2009-2010 гг., сборники научных трудов, монографии  ученных и научных деятелей, таких как: Азаматов М.Д., Молдагулов А. Е., Мамычев Р.Ю. и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ  ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Понятие инноваций 

   Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

   Целесообразность  выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

   Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение  нового продукта определяется как радикальная  продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта – инкрементальная продуктовая инновация – связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.

   Процессная  инновация – это освоение новых  или значительно усовершенствованных  способов производства и технологий, изменения в оборудовании или  организации производства.

   По  степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и затяжной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии.

  Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших затяжных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и проч. Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели его научно-технического потенциала. К ним относят:

  материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным  оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и проч.;

  кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;

  научно-теоретические, характеризующие результаты поисковых  и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;

  информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической  документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;

  организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации  и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;

  инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;

  рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности  новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок и проч.;

  экономические, характеризующие экономическую  эффективность новшеств, затраты  на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;

  финансовые, характеризующие инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования (возможность выпуска акций и облигаций, привлечения зарубежного и частного инвестора и т.д.). 

  Жизненный цикл инновации представляет собой  совокупность взаимосвязанных процессов  и стадий создания новшества. Жизненный  цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

  Обобщенная  схема жизненного цикла инновации  представлена на рис. 1.

  Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

  - зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

  - рост (промышленное освоение с  одновременным выходом продукта  на рынок);

  - зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);

  - насыщение рынка (максимальный  объем производства и максимальный  объем продаж);

  - упадок (свертывание производства  и уход продукта с рынка).

  С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Обобщенная схема жизненного цикла  инноваций 

  Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств  включает:

  - проведение научно-исследовательских  и конструкторских работ по  разработке идеи новшества, проведению  лабораторных исследований, изготовлению  лабораторных образцов новой  продукции, видов новой техники,  новых конструкций и изделий;

  - подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

  - разработку технологического процесса  изготовления новой продукции;

  - проектирование, изготовление, испытание  и освоение образцов новой  техники, необходимой для изготовления продукции;

  - разработку и внедрение новых  организационно-управленческих решений,  направленных на реализацию новшеств;

  - исследование, разработку или приобретение  необходимых информационных ресурсов  и информационного обеспечения  инноваций;

  - подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

  - проведение работ или приобретение  необходимой документации по  лицензированию, патентованию, приобретению  ноу-хау;

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия на примере АО «Саяны»