Инновации и антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 01:39, реферат

Описание работы

Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение.

Работа содержит 1 файл

инновацмонный менеджмент.docx

— 88.42 Кб (Скачать)

  Адаптивные  организации рассматривают в  каждый данный момент явления одного уровня, ограничивая тем свое развитие, имеют при этом лишь краткосрочный финансовый успех, но не получают конкурентного преимущества.

  Организации, нацеленные на использование всех уровней  организационного опыта, отличаются способностью экспериментировать, анализировать успехи и неудачи, делать выводы из практики. В основе их деятельности — системное мышление, открывающее возможности для творчества.

  Творчество  имеет два важных аспекта. Один из них — личная гибкость, т. е. способность  изменить собственное поведение  под воздействием реальности. Менеджеры  должны быть способны отказаться от укоренившихся привычек и рутины, расширять возможности своего поведения, проникая в неисследованные области. Другой аспект — желание принимать риск. Придать менеджменту творческий характер значит освободить его от страха потерпеть неудачу. В этом контексте результаты действий, положительные или отрицательные, рассматриваются не как успех или неудача, а как информация, используемая для выработки дальнейших действий.

  Таким образом, инновационный потенциал  организации, помимо качеств НИОКР  и технологического производственного  уровня развития организации, зависит от уровня организационного сознания управленческого персонала.

  Инновационный потенциал организации складывается из факторов, дающих оценку состояния ее внутренней среды, характеризующих ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества, и из факторов внешней среды, которые как бы определяют привлекательность инновационного рынка для организации. И здесь инновационные возможности, предоставляемые организации ее внешней средой, во многом зависят от инновационной политики государства.

Критерии  отбора проектов инноваций

  Инновационные структуры типа технопарка, бизнес-инкубатора, техноцентра, инновационного фонда и др. при формировании стратегии своего развития, как правило, определяют, в какой роли они будут выступать: адаптера, инноватора или реципиента (или выбирают их эффективное сочетание). В зависимости от избранной стратегии формируются критерии отбора инновационных проектов.

Инновационные проекты характеризуются:

  • высокой степенью неопределенности получаемых научно-тех нических результатов;
  • длительностью периода разработки и доведения продукта до конечного потребителя;
  • высокой степенью риска достижения коммерческого успеха;
  • значительным объемом необходимых инвестиций;
  • в случае успеха — высокой доходностью;

• цикличностью развития инновационных процессов. Отбор проектов может происходить в три этапа.

  Первый  этап заключается в формулировке задач, стоящих перед данной инновационной  структурой, здесь определяются приоритетные направления научно-технического развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом.

На втором этапе формируется исходное множество  проектов.

  На  третьем этапе проводится экспертиза проектов, т. е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.

  Группы  критериев для оценки и отбора проектов представлены в Таблице 3.

  Таблица 3.

Группы  критериев
Критерии  для оценки проектов
1.Соответствие экономическому развитию региона, его экологическим особенностям, научно-технологическим направлениям инновационной структуры 1. Совместимость  проекта с экономической ориентацией  региона 2. Воздействие на экологию  региона 3. Количество новых рабочих  мест 4. Взаимодействие с национальной  научно-технической политикой 5. Соответствие научно-техническим  направлениям инновационной структуры,  а также ее долговременным  и краткосрочным целям 6. Оценка  фазы инновационного цикла данной  технологии (продукта) 7. Освоение данной  технологии позволит выступать  в роли адаптера, инноватора или реципиента
II. Коммерческий  успех нововведения 1. Соответствие  потребностям рынка 2. Оценка общей  емкости рынка 3. Оценка доли  рынка 4. Оценка периода выпуска  продукции 5. Цена продукта (соотношение  с аналогами и товарами-субститутами) 6. Стартовый капитал, его величина 7. Вероятный объем продаж 8. Соотношение с имеющимися технологиями и продуктами 9. Взаимодействие с конкурентами 10. Обеспечение каналами продвижения на рынок 11. Вероятность коммерческого успеха 12. Стоимость 1 кг продукции
III. Научно-технические  критерии 1. Новизна 2. Соотношение с мировым уровнем  3. Патентная чистота 4. Обеспеченность  научно-техническими ресурсами 5. Возможность разработки «куста»  новых технологий и продуктов  6. Вероятность технической реализации
IV. Финансовые  критерии 1. Стоимость  проекта 2. Чистая текущая стоимость  3. Внутренняя норма доходности  4. Временные рамки  5. Ожидаемый  срок действия инвестиций 6. Срок  окупаемости  7. Отношение доходов к расходам 8. Коэффициент покрытия долга 9. Отношение затрат на разработку к капитальным вложениям для производства и реализации продукта
V. Производственные  критерии 1. Прогрессивность производственного процесса               1

2. Возможность обеспечения производственными мощностями

3. Возможность обеспечения производственными площадями 4. 
Наличие производственного персонала соответствующей 
квалификации 5. Издержки (соотношение со 
среднеотраслевыми) 6. Материалоемкость 7. Энергоемкость . 
8. Возможность развития производства 9. Добавленная 
стоимость 10. Экологичность и безопасность производства

VI. Реализуемость  проекта с учетом различных  видов риска 1. Научно-технический  риск 2. Финансовый риск 3, Производственный  риск 4. Коммерческий риск 5. «Страновой» («суверенный») риск 6. Трансфертный риск 7. «Систематический» риск 8. Процентный риск 9. Риск проекта и его соотношение с риском реализации всего портфеля
 

   Так как различные критерии имеют  разновеликую значимость с точки  зрения оценки проекта в целом, их предлагается ранжировать в соответствии с весовыми коэффициентами, которые  можно получить аналитическим методом и методом экспертных оценок. При этом количественные показатели могут быть приведены к «одному масштабу» с помощью формул, преобразующих значения показателей в величины, лежащие в интервале от 0 до 1, при условии сохранения их пропорций.

 В общем случае формулы имеют вид:  

   

    где С — преобразованное к интервалу от 0 до 1 значение показателя (интервальное значение);

    N — исходное значение показателя;

   К — коэффициент пропорциональности (максимально возможное значение показателя).

  После получения  оценки всех проектов необходимо выбрать  проекты с максимальными оценками и расположить их в порядке убывания оценок, при этом суммарная стоимость проектов не должна превышать суммы выделяемых ресурсов.

  Основная  особенность обоснования и оценки инновационных проектов заключается  в том, что разработчики и авторы научной идеи, как правило, не имеют  должной квалификации по оценке рынка  и ориентированы в большей  степени на научную и техническую новизну проекта. Но основное правило оценки инновационных проектов заключается в том, что потребитель не выбирает продукт, руководствуясь его новизной, а исходит из его способности удовлетворить потребности лучше, чем другие виды товаров и технологии. Совокупность представленных критериев и конкретных показателей позволяет учесть это правило. При этом не обязательно использовать все показатели, хотя каждый из них дает дополнительную информацию о проекте. Так, практически не используется в нашей экономике показатель — стоимость одного килограмма экспортируемой продукции. В то время как он четко характеризует эффективность экспорта: 1 кг технически простой продукции стоит несколько долларов, технически сложной продукции — несколько сот, а наукоемкой продукции — тысячи долларов. При этом необходимо учитывать возможность «эрозии продаж», которая происходит при появлении на рынке нового товара, похожего на уже функционирующий на рынке, что приводит к сокращению объема реализации ранее выпускаемой продукции.

  Прибыльность  реализации новых высокотехнологичных  проектов во многом определяется способностью распределять значительные затраты на НИОКР на объем реализованной продукции: высокие издержки на научные исследования при небольшом выпуске продукции существенно повышают цену изделия, тем самым снижая ее конкурентоспособность по ценовому признаку. Больший объем продаж высокотехнологичной продукции приводит к увеличению объема затрат на производство и снижению удельных затрат на НИОКР на единицу изделия. При этом меньшие затраты на разработку обеспечивают состояние равновесия при меньшем объеме продаж. Но с ростом объема продаж, например, при производстве компьютеров в два раза удельные затраты на разработку, как правило, снижаются практически в два раза, а удельные издержки на производство — на 10-15%.

  Метод оценки движения денежных потоков дает возможность оценить «приток» денежных средств за счет всех возможных источников и «отток» по всем предполагаемым направлениям.

  В соответствии с мировой практикой  оценка предполагаемого проекта  проводится на основе следующих данных:

  • отчета о прибылях и убытках;
  • движения денежных средств;
  • балансовых ведомостей.

  Таким образом, представленный здесь один из множества существующих методов оценки инновационных проектов является важным фактором, позволяющим эффективно управлять инновационным процессом.

Объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые рынки, новые методы управления, новые организационные структуры и т. д.

Основные  направления инновационной деятельности в антикризисном управлении

Можно выделить следующие виды инноваций, применяющиеся при антикризисном  управлении:

1) изготовление нового, т. е. еще  неизвестного потребителям, блага  или создание нового качества  того или иного блага;

2) внедрение нового, т. е. данной  отрасли промышленности еще практически  неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое  научное открытие и который  может заключаться также в  новом способе коммерческого  использования соответствующего  товара;

3) освоение нового рынка сбыта,  т. е. такого рынка, на котором  до сих пор данная отрасль  промышленности этой страны не  была представлена, независимо от  того, существовал этот рынок  прежде или нет;

4) получение нового источника сырья  или полуфабрикатов равным образом  независимо от того, существовал  ли этот источник прежде, или  считался недоступным, или его  еще только предстояло создать;

5) проведение соответствующей реорганизации,  например обеспечение монопольного  положения (посредством создания  трестов) или подрыв монопольного  положения другого предприятия.

Классификация инноваций 

Инновация возникает в результате использования  результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В зарубежной и отечественной литературе по инновационному менеджменту выделяется большое количество видов инноваций. Выделяют различные основания классификации, инноваций, создающих целую систему в зависимости от решаемых задач. Некоторые специалисты предлагают до 25 оснований, структурирующих инновации. В качестве основных признаков классификации используются:

·                    уровень новизны;

·                    степень радикальности;

·                    сфера применения;

·                    предметное содержание;

·                    масштабность;

·                    степень воздействия на эффективность  инновационных процессов;

·                    характер использования;

·                    роль в воспроизводственном процессе;

·                    назначение;

·                    уровень регуляции и управления;

·                    характер общественных целей;

·                    стимул (источник) появления;

·                    характер инновации 

Основными критериями классификации инноваций  должны быть следующие:

1)                комплексность набора учитываемых  классификационных признаков для  анализа и кодирования; 

2)                возможность количественно (качественного)  определения критерия;

3)                научная новизна и практическая  ценность предлагаемого признака  классификации. 

Информация о работе Инновации и антикризисное управление