Инфляция как социально - экономическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть понятие, сущность инфляции и ее социально-экономические последствия.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:
дать понятие и рассмотреть сущность инфляции;
выявить основные виды и типы инфляции;
определить социально-экономические последствия инфляции;
проанализировать формирование рациональной системы цен;
рассмотреть национальные особенности инфляции и пути антиинфляционной политики государства на ближайшие 3 года.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1 Понятие, сущность и причины инфляции 5
1.2 Типы и виды инфляции 10
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика 14
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА, НАПРАВЛЕННОЙ НА РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСИКХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФЛЯЦИИ 18
2.1 Цели, задачи и разработка стратегий антиинфляционной политики 18
2.2 Национальные особенности инфляции и формирование рациональной системы цен 21
2.3 Антиинфляционная политика государства в ближайшие 3 года 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Инфляция,сущность и социально-экономичесике последствия.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

    Для реализации перечисленных мер необходимо изменить налоговое законодательство и ужесточить налоговое администрирование. Однако в проведении экономической политики правительство продолжает ориентироваться на пассивную стабилизацию сложившейся ситуации, используя ограниченный набор довольно примитивных монетарных методов. При этом даже Банк России продолжает ориентироваться на сохранение ограничительной фискальной политики, проводимой правительством. Хотя в его задачи входит как раз использование монетарных методов для решения сугубо монетарных задач (таких, как, например, стерилизация избыточной ликвидности). С позиций самого Банка (но не с государственных позиций!) это — достаточно разумный вариант поведения: к чему лишние хлопоты, если правительство настолько озабочено проблемой инфляции, что практически больше ничем не занимается[1, 147].

    Как один из эффективных механизмов регулирования  рыночной экономики монетаризм не следует  отвергать, однако он далеко не единственный метод экономического регулирования и, конечно, не может быть самоцелью. Ставка только на монетарные методы уже доказала свою несостоятельность. В российской рыночной экономике нет условий, в которых эффективно могут работать монетарные методы. Не сложились у нас пока институты гражданского общества и рыночные институты, невелики размеры финансового рынка, слабым остается и банковский сектор, а масштабная долларизация экономики серьезно осложняет работу кредитно-денежных механизмов. Но даже и в устоявшихся рыночных экономиках, например, в США, где эти условия складывались веками, далеко не все проблемы решаются исключительно с помощью монетарных методов.

    Безусловно, значение антиинфляционного регулирования  сохранится и впредь. Однако эффективность чисто монетарного регулирования снижается по мере достижения показателями инфляции определенных значений. Использование же немонетарных факторов должно оставаться весьма весомым, поскольку эти факторы (несбалансированность экономики, высокая степень монополизма, патернализм, огосударствление социальной сферы и т.д.) носят более долговременный характер.

    Заявив  о достижении макроэкономической стабилизации, правительство, по существу, загнало себя в "ловушку" ложных целей и методов их достижения. Парадокс ситуации в том, что оно воспринимает высокие цены на нефть как национальную трагедию. Озабоченность правительства можно понять: у него появились не просто лишние деньги, а огромные незадействованные финансовые ресурсы.

    Стабилизационный  фонд непрерывно рос: на начало 2005 г. он составлял 739,4 млрд. руб., в конце года достигнет 884,5 млрд., в IV квартале 2008 г. (с учетом досрочного погашения внешнего долга) его объем планируется в размере 1739,9 млрд., к концу 2009 г. — 1981,2 млрд., а к концу 2010 г. он может составить 2327,7 млрд. руб. [6, 38]

    Профицит  федерального бюджета тоже не уменьшается: если по закону в 2005 г. он может составить 387,8 млрд. руб., то в 2008 г. — примерно 500,3 млрд. руб. Правда, несмотря на все старания правительства, практически не сокращается внешний государственный долг. Ожидается, что с учетом досрочного погашения в 2005 г. он составит 2444,4 млрд. руб., а в 2008 г. — 2359,4 млрд. руб. (небольшая отдушина для правительства все-таки имеется: пока еще есть кому отдать "лишние" деньги, если, конечно, их согласятся взять досрочно).

    Такая ситуация была вполне предсказуемой, ибо, поставив нашей экономике диагноз "голландская болезнь", правительство  доступными его пониманию монетарными методами старалось "сбить температуру у больного", активно "откачивая" финансовые ресурсы из экономики. Но "больной" до сих пор все еще в агонии. В этом правительству достойно помогала денежно-кредитная политика ЦБР, основанная на поддержке экспортной составляющей экономики: эмиссию денежной массы он производит в объеме, равном стоимости вывоза нефти, что только провоцирует появление дополнительных проблем. Конечно, правительство пугает не сам факт лишних денег, а то, что даже небольшая утечка из этих огромных резервуаров может подстегнуть инфляцию, которая уходит из-под его контроля. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В заключение работы сделаем следующие  выводы.

    Под инфляцией понимается дисбаланс  спроса и предложения (форма нарушения  общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен или обесценение бумажных денег.  Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между   спросом и предложением и различная эластичность.

    Как и большинство других явлений, характерных  для рыночной экономики, инфляции не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Научный подход к проблемам инфляции отличается от обывательского трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.

    Инфляция  представляет собой негативное экономическое  явление, а при высоких уровнях — экономическое бедствие. Однако было бы неверным утверждать, что инфляция никому не нужна и не выгодна.

    Инфляция  разрушительно воздействует на экономику  страны и на благосостояние народа. Поэтому важно ее минимизировать, что зависит от осмысления ее коренных причин. Ее можно использовать и   как конструктивный фактор прогресса общества на современном этапе. Сейчас часто признают полезность умеренной (управляемой) инфляции для стимулирования спроса и т.п.

    Политическая  нестабильность, борьба стран за рынки  и многое другое воздействуют на инфляцию.

    Инфляция, облагая население инфляционным налогом, отнюдь не всех делает беднее. Она обогащает торговый капитал, если его доходы растут быстрее уровня цен. Усиливаются позиции банковского  капитала, ибо процентные ставки превышают уровень цен. Высокие процентные ставки в банковской сфере становятся основой эффективности вложенных средств во время инфляции. Банки имеют возможность получать большие доходы от спекулятивных финансовых операций — сферы, где оборачиваемость денег происходит за самые короткие сроки. Высокая инфляция обогащает и экспортеров, поскольку повышается спрос на экспортную продукцию.

    Таким образом, инфляция приводит к перегруппировке  в сфере бизнеса, выдвигает его  новые лидирующие слои, обладающие преимуществами в капиталообразовании.

    Инфляция  — «болезнь» не денежного обращения, а всего рынка и поэтому  лечить надо рынок, а не только его  денежный элемент. Поэтому не просто изменение цен, даже реформа цен  и ценообразования, денежная и финансовая реформа, а экономическая реформа и даже в целом социальная реформа решает проблему инфляции.

    Методы  борьбы с инфляцией предусматривает  поведение соотвествующей политики доходов.

    Основной  целью антиинфляционной политики является цель сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным. 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Баликоев  В.З. Общая экономическая теория: учебник. – Новосибирск: Модус, 2008. – 334 с.
  2. Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Оценка динамики народного хозяйства и прогноз на 2010 г. // Экономист. – 2009. - №11. – С. 43-60.
  3. Буглай В.Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 568 с.
  4. Введение в экономическую теорию /Под ред. Лившица А., Никулиной И.: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 369 с.
  5. Горегляд В. «Бюджетная трехлетка» (2008-2010 годы) и экономическая политика государства // Вопросы экономики. – 2009. - №8. – С. 106-114.
  6. Институт экономики переходного периода – Российская экономика в 2010 году: тенденции и перспективы // Вопросы экономики. – 2009. - №6. – С. 34-60.
  7. Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник для ВУЗов. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 536 с.
  8. Кощегулова И. Сущность устойчивости денежной единицы в свете теории соглашений // Вопросы экономики. – 2009. - №9. – С. 56-67.
  9. Куликов Л.М. Основы экономической теории : учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 348 с.
  10. Курс экономики / Под ред. Б. А. Райзберга: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 716 с.
  11. Макроэкономика /Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: учеб. для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Питер, 2008. - 323 с.
  12. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 462 с.
  13. Модернизация русской экономики / Отв. ред. Е.Г. Ясина: учебник для ВУЗов. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 398 c.
  14. Носова С.С. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 236 с.
  15. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 436 с.
  16. Фомин Г.Н. Основы экономической теории: учебник. – М.: РДЛ, 2009. – 332 с.
  17. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова: учебное пособие. – М.: Дело, 2009. – 315 с.
  18. Экономика / Под ред. А. Г. Грязновой, И. П. Николаевой, В. М. Кадыкова: учеб. для студентов высших учебных заведений. – М.: Единство, 2008. - 822 с.
  19. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова: учебник. – М.: БЕК, 2009. – 816 с.
  20. Экономическая теория/ Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: учебник. - СПб.: СПбГУЭФ, «Питер», 2008.- 544 с.
  21. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева: учебное пособие. – М.: Владос, 2009. – 368 с.
  22. Экономическая теория / Под ред. В. И. Видяпина, Н. Т. Журавлевой: учебник для ВУЗов. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 423 с.
  23. Экономическая теория / Под ред. И. П. Николаевой: учебник. – М.: Проспект, 2008. – 412 с.
  24. Экономическая экспертная группа – Инфляция и валютная политика // Вопросы экономики. – 2008. - №12. – С. 39-56.
  25. Ясин Е. Нефть, темпы и инфляция // Вопросы экономики. – 2009. - № 9. – С. 4-21.

Информация о работе Инфляция как социально - экономическое явление