Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть понятие, сущность инфляции и ее социально-экономические последствия.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:
дать понятие и рассмотреть сущность инфляции;
выявить основные виды и типы инфляции;
определить социально-экономические последствия инфляции;
проанализировать формирование рациональной системы цен;
рассмотреть национальные особенности инфляции и пути антиинфляционной политики государства на ближайшие 3 года.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1 Понятие, сущность и причины инфляции 5
1.2 Типы и виды инфляции 10
1.3 Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика 14
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА, НАПРАВЛЕННОЙ НА РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСИКХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФЛЯЦИИ 18
2.1 Цели, задачи и разработка стратегий антиинфляционной политики 18
2.2 Национальные особенности инфляции и формирование рациональной системы цен 21
2.3 Антиинфляционная политика государства в ближайшие 3 года 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Для реализации перечисленных мер необходимо изменить налоговое законодательство и ужесточить налоговое администрирование. Однако в проведении экономической политики правительство продолжает ориентироваться на пассивную стабилизацию сложившейся ситуации, используя ограниченный набор довольно примитивных монетарных методов. При этом даже Банк России продолжает ориентироваться на сохранение ограничительной фискальной политики, проводимой правительством. Хотя в его задачи входит как раз использование монетарных методов для решения сугубо монетарных задач (таких, как, например, стерилизация избыточной ликвидности). С позиций самого Банка (но не с государственных позиций!) это — достаточно разумный вариант поведения: к чему лишние хлопоты, если правительство настолько озабочено проблемой инфляции, что практически больше ничем не занимается[1, 147].
Как один из эффективных механизмов регулирования рыночной экономики монетаризм не следует отвергать, однако он далеко не единственный метод экономического регулирования и, конечно, не может быть самоцелью. Ставка только на монетарные методы уже доказала свою несостоятельность. В российской рыночной экономике нет условий, в которых эффективно могут работать монетарные методы. Не сложились у нас пока институты гражданского общества и рыночные институты, невелики размеры финансового рынка, слабым остается и банковский сектор, а масштабная долларизация экономики серьезно осложняет работу кредитно-денежных механизмов. Но даже и в устоявшихся рыночных экономиках, например, в США, где эти условия складывались веками, далеко не все проблемы решаются исключительно с помощью монетарных методов.
Безусловно,
значение антиинфляционного
Заявив о достижении макроэкономической стабилизации, правительство, по существу, загнало себя в "ловушку" ложных целей и методов их достижения. Парадокс ситуации в том, что оно воспринимает высокие цены на нефть как национальную трагедию. Озабоченность правительства можно понять: у него появились не просто лишние деньги, а огромные незадействованные финансовые ресурсы.
Стабилизационный фонд непрерывно рос: на начало 2005 г. он составлял 739,4 млрд. руб., в конце года достигнет 884,5 млрд., в IV квартале 2008 г. (с учетом досрочного погашения внешнего долга) его объем планируется в размере 1739,9 млрд., к концу 2009 г. — 1981,2 млрд., а к концу 2010 г. он может составить 2327,7 млрд. руб. [6, 38]
Профицит федерального бюджета тоже не уменьшается: если по закону в 2005 г. он может составить 387,8 млрд. руб., то в 2008 г. — примерно 500,3 млрд. руб. Правда, несмотря на все старания правительства, практически не сокращается внешний государственный долг. Ожидается, что с учетом досрочного погашения в 2005 г. он составит 2444,4 млрд. руб., а в 2008 г. — 2359,4 млрд. руб. (небольшая отдушина для правительства все-таки имеется: пока еще есть кому отдать "лишние" деньги, если, конечно, их согласятся взять досрочно).
Такая
ситуация была вполне предсказуемой, ибо,
поставив нашей экономике диагноз
"голландская болезнь", правительство
доступными его пониманию монетарными
методами старалось "сбить температуру
у больного", активно "откачивая"
финансовые ресурсы из экономики. Но "больной"
до сих пор все еще в агонии. В этом правительству
достойно помогала денежно-кредитная
политика ЦБР, основанная на поддержке
экспортной составляющей экономики: эмиссию
денежной массы он производит в объеме,
равном стоимости вывоза нефти, что только
провоцирует появление дополнительных
проблем. Конечно, правительство пугает
не сам факт лишних денег, а то, что даже
небольшая утечка из этих огромных резервуаров
может подстегнуть инфляцию, которая уходит
из-под его контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен или обесценение бумажных денег. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляции не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Научный подход к проблемам инфляции отличается от обывательского трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.
Инфляция представляет собой негативное экономическое явление, а при высоких уровнях — экономическое бедствие. Однако было бы неверным утверждать, что инфляция никому не нужна и не выгодна.
Инфляция разрушительно воздействует на экономику страны и на благосостояние народа. Поэтому важно ее минимизировать, что зависит от осмысления ее коренных причин. Ее можно использовать и как конструктивный фактор прогресса общества на современном этапе. Сейчас часто признают полезность умеренной (управляемой) инфляции для стимулирования спроса и т.п.
Политическая нестабильность, борьба стран за рынки и многое другое воздействуют на инфляцию.
Инфляция,
облагая население инфляционным
налогом, отнюдь не всех делает беднее.
Она обогащает торговый капитал,
если его доходы растут быстрее уровня
цен. Усиливаются позиции
Таким образом, инфляция приводит к перегруппировке в сфере бизнеса, выдвигает его новые лидирующие слои, обладающие преимуществами в капиталообразовании.
Инфляция — «болезнь» не денежного обращения, а всего рынка и поэтому лечить надо рынок, а не только его денежный элемент. Поэтому не просто изменение цен, даже реформа цен и ценообразования, денежная и финансовая реформа, а экономическая реформа и даже в целом социальная реформа решает проблему инфляции.
Методы борьбы с инфляцией предусматривает поведение соотвествующей политики доходов.
Основной
целью антиинфляционной политики является
цель сделать инфляцию управляемой, а
ее уровень достаточно умеренным.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Инфляция как социально - экономическое явление