Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:43, курсовая работа
Представители монетаризма (теории «экономики предложения») выступали против использования государственного долга в качестве инструмента стабилизации экономики. По их мнению, не существует действенных долгосрочных и краткосрочных эффектов от применения такого инструмента экономической политики, как государственные заимствования.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 . Сущность государственного долга………………………………………...6
2 . Государственный долг Российской Федерации. Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2009-2011 гг………………………………………………………………………….…….…9
2.1. Объём и струкрура государственного долга……………………………….9
2.2. Расходы на обслуживание государственного долга……………………...12
3. Государственный внутренний долг Российской Федерации…………14
3.1 Структуры государственного внутреннего долга…….…………………...14
3.2 Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга…...…..17
4. Государственный внешний долг Российской Федерации……………..18
4.1. Структуры государственного внешнего долга………………………...….18
4.2. Расходы на обслуживание государственного внешнего долга………..…20
4.3. Консолидированный внешний долг Российской Федерации…………….22
5 . Проблемы регулирования , методы управления и пути решения государственного долга………………………………………………………..24
5.1 Проблемы регулирования государственного долга……………………….24
5.2 Методы управления государственным долгом…………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...
Динамика государственного
долга Российской Федерации в 2008
– 2011 годах представлена в следующей таблице.
На
01.01.08 |
На
01.01.09 |
На
01.01.10 |
На
01.01.11 |
На
01.01.12 |
||||||
факт. исполн. 2007 г. | Оцен
ка |
198-ФЗ (с изм.) | проект | отклонение | 198-ФЗ(с изм.) | Про
ект |
отклонение | проект | Прирост 2011 г. к 2009 г., % | |
Государственный долг Российской Федерации, млрд. руб. | 2402,8 | 2801,4 | 3286,5 | 3171,3 | -115,2 | 3914,6 | 3945,9 | 31,3 | 4848,4 | 73,1 |
% к ВВП | 7,3 | 6,4 | 6,7 | 6,1 | -0,6 | 7,1 | 6,7 | -0,4 | 7,2 | |
Государственный внутренний долг, млрд. руб. | 1301,2 | 1804,2 | 2249,1 | 2119,7 | -129,4 | 2817,4 | 2836,7 | 19,3 | 3703,2 | 105,3 |
% к ВВП | 4,0 | 4,1 | 4,6 | 4,1 | -0,5 | 5,1 | 4,8 | -0,3 | 5,5 | |
Государственный внешний долг, млрд. руб. | 1101,6 | 997,2 | 1 037,4 | 1051,6 | 14,2 | 1097,2 | 1109,2 | 12,0 | 1145,2 | 14,8 |
% к ВВП | 3,3 | 2,3 | 2,1 | 2,0 | -0,1 | 2,0 | 1,9 | -0,1 | 1,7 |
Анализ динамики
показывает, что объем государственного
долга будет иметь тенденцию к росту и
увеличится с начала 2009 года по конец 2011
года с 2 801,4 млрд. рублей до 4 848,4 млрд.
рублей, или на 2 047 млрд. рублей (в 1,7 раза),
относительно ВВП увеличится с 6,4 %
в 2009 году до 7,2 % в конце 2011 года.
Показатели объема
государственного долга на 2009 и 2010 годы,
представленные в материалах к законопроекту,
меньше аналогичных ранее
Динамика объема
и структуры государственного долга
Российской Федерации в 2008 – 2011 годы
представлена на следующей диаграмме.
В структуре государственного долга будет увеличиваться доля внутреннего долга с 64,4 % в 2009 году до 76,4 % в 2011 году, что соответствует основным направлениям бюджетной и налоговой политики, направленной в том числе на развитие рынка государственных ценных бумаг и обеспечение сбалансированности федерального бюджета
2.2. Расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) в соответствии с законопроектом будут иметь тенденцию к росту и увеличатся в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 128,25 млрд. рублей, или в 1,7 раза, по сравнению с 2009 годом увеличатся в 1,6 раза, и составят 308,1 млрд. рублей. Увеличится доля процентных расходов в общем объеме расходов с 2,2 % в 2009 году до 2,7 % в 2011 году, относительно ВВП процентные расходы увеличатся с 0,4 % в 2009 году до 0,5 % в 2011 году.
Рост процентных расходов, в свою очередь, увеличивает ненефтегазовый дефицит федерального бюджета, что вызывает необходимость повышать размер нефтегазового трансферта.
Увеличение процентных расходов будет осуществляться за счет роста расходов на обслуживание внутреннего государственного долга.
Динамика расходов
на обслуживание государственного долга
Российской Федерации в 2008 – 2011 годах
представлена на следующей диаграмме.
3. Государственный внутренний долг Российской Федерации.
3.1 Структуры государственного внутреннего долга
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года установлен в законопроекте в размере 2 119,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП, в плановом периоде будет увеличиваться и в начале 2012 года составит 3 703,2 млрд. рублей, или 5,5 % ВВП, что превысит показатель на начало 2008 года в 2,8 раза, на начало 2009 года – в 2 раза.
В структуре государственного внутреннего долга увеличивается доля государственных ценных бумаг с 92 % до 95 %.
Объем государственного внутреннего долга, выраженный в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2010 года 1 950,3 млрд. рублей, что больше на 269 млрд. рублей, или на 16 %, показателя на начало 2009 года (1 681,3 млрд. рублей), приведенного в материалах к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ (при внесении изменений в Федеральный закон № 198-ФЗ структура долга не представлялась).
За 2010 - 2011 годы указанный долг увеличится в 1,8 раза и к концу 2011 года составит 3 518,4 млрд. рублей, или 95 % внутреннего долга.
Динамика структуры
государственного внутреннего долга
представлена на следующей диаграмме.
В соответствии
с основными направлениями
В результате такого
размещения доля рыночного долга
будет меняться в связи с увеличением
объемов размещения ГСО (объем размещения
в 2011 году в 1,8 раза больше, чем 2009 году),
являющихся нерыночными бумагами, так
как практически весь объем ГСО предназначен
для размещения пенсионных накоплений.
3.2 Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга (приведены в пояснительной записке к законопроекту) в 2009 - 2011 году будут иметь тенденцию к росту, составят 129,3 млрд. рублей в 2009 году, увеличатся в 1,85 раза и достигнут 239,4 млрд. рублей в 2011 году, относительно ВВП с 0,3 % до 0,4 %.
Динамика объема
государственного внутреннего долга
и расходов на его обслуживание приведена
на следующей диаграмме.
Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 65,3 % до 77,7 %.
4. Государственный внешний долг Российской Федерации
4.1. Структуры государственного внешнего долга.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года установлен в законопроекте в размере 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро (2 % ВВП), в плановом периоде сократится и составит на начало 2012 года 40,9 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро (1,7 % ВВП).
Абсолютный размер государственного внешнего долга в рублевом эквиваленте увеличится в основном вследствие изменения соотношения рубля к доллару США и составит на начало 2009 года – 997,2 млрд. рублей, на начало 2012 года – 1 145,2 млрд. рублей, то есть увеличится на 148 млрд. рублей, или на 14,8 %.
В связи с
сокращением государственных
Динамика структуры
государственного внешнего долга представлена
на следующей диаграмме.
4.2. Расходы на обслуживание государственного внешнего долга (представлены в пояснительной записке к законопроекту) предусмотрены законопроектом в 2009 году в размере 68,7 млрд. рублей (2,78 млрд. долларов США), или 0,1 % ВВП, в 2010 году незначительно увеличатся на 0,7 % и составят 69,2 млрд. рублей (2,66 млрд. долларов США), в 2011 году сократятся до 68,7 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США).
В 2009 - 2011 годах сократится
доля расходов на обслуживание государственного
внешнего долга в общем объеме процентных
расходов с 34,7 % в 2009 году до 22,3 % в 2011 году,
относительно ВВП указанные расходы будут
находиться на уровне 0,1 % ВВП.
Процентные платежи
по кредитам, полученным Российской Федерацией
от правительств иностранных государств,
в 2009 году составят 3,7 млрд. рублей (150,5
млн. долларов США), что на 1,4 млрд. рублей,
или на 27 %, меньше, чем в 2008 году (5,1 млрд.
рублей). В 2010 – 2011 годах указанные расходы
сократятся и составят 3,8 млрд. рублей
(147,3 млн. долларов США) и 3,6 млрд. рублей
(132,2 млн. долларов США) соответственно.
Процентные платежи
по кредитам МФО в 2009 году составят
6,3 млрд. рублей (256,5 млн. долларов США),
что в 1,8 раза меньше, чем в 2008 году (11,4
млрд. рублей). В 2010 году указанные выплаты
увеличатся на 9,5 % и составят 6,9 млрд. рублей
(266,3 млн. долларов США), в 2011 году сократятся
на 6,5 % и составят 6,45 млрд. рублей (236,2 млн.
долларов США).
Выплаты процентов по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, составят в 2009 году 58,6 млрд. рублей (2,37 млрд. долларов США), что меньше на 9,6 %, чем в 2008 году, в 2010 году уменьшатся на 0,2 % и составят 58,5 млрд. рублей (2,2 млрд. долларов США), в 2011 году составят 58,6 млрд. рублей (2,15 млрд. долларов США).
Применяемые в
расчетах процентных расходов федерального
бюджета на 2009 – 2011 годы прогнозируемые
ставки Libor ниже ставок, применяемых
в расчетах к федеральному бюджету
на 2008 – 2010 годы, и являются одним из основных
факторов уменьшения расходов на обслуживание
государственного внешнего долга. В 2009
году разница по ставкам составила 3,12
% (уровень снижения ставки - 40 %), в 2010 году
– 2,918 % (уровень снижения ставки - 33 %). Разница
по ставке Ewribor в 2009 году составила 0,583
% (уровень снижения ставки - 9 %), в 2010 году
– 1,083 % (уровень снижения ставки - 14 %).
В соответствии
с Порядком планирования бюджетных
ассигнований федерального бюджета
на 2009 год и на плановый период 2010
и 2011 годов, утвержденным приказом Минфина
России от 17 апреля 2008 г. № 47н, формирование
объемов бюджетных ассигнований на обслуживание
государственного долга Российской Федерации
осуществляется плановым методом в соответствии
с федеральными законами и нормативными
правовыми актами, а также в соответствии
с договорами (соглашениями), определяющими
условия привлечения и обращения государственных
долговых обязательств Российской Федерации.
Вместе с тем отражение особенностей расчета
отдельных элементов обобщающих показателей
по государственному долгу Российской
Федерации, не содержащихся в договорах
и соглашениях, ведомственными методическими
документами Минфина России не предусматривается,
что затрудняет проведение оценки достоверности
расчетов.
В частности, в 2009
- 2011 годах погашение и
4.3. Консолидированный
внешний долг Российской Федерации (включает
внешний долг государственного сектора
с учетом корпоративного долга и внешний
долг частного сектора), по данным Банка
России, за 2007 год увеличился на 152,9 млрд.
долларов США, или на 49,2 %, и на 1 января
2008 года составил 463,5 млрд. долларов США,
или 35,9 % ВВП, за I квартал 2008 года увеличился
на 13,6 млрд. долларов США и составил
на 1 апреля 2008 года 477,1 млрд. долларов США,
или 28 % ВВП (по состоянию на 1 апреля 2008
года). При этом объемы международных резервов
Российской Федерации сопоставимы с объемом
консолидированного внешнего долга, так
на 1 января 2008 года они составили 477,89
млрд. долларов США, на 1 апреля 2008 года
– 511,8 млрд. долларов США.
Более высокими
темпами растет внешний долг частного
сектора и банков (за 2006 год –
163,7 %, за 2007 год - 157 %).
Относительно ВВП объем консолидированного внешнего долга страны находится на допустимом уровне в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение – 60 %) и составляет на 1 января 2008 года 35,9 % ВВП.
Информация о работе Государственный внешний долг Российской Федерации