Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:43, курсовая работа
Представители монетаризма (теории «экономики предложения») выступали против использования государственного долга в качестве инструмента стабилизации экономики. По их мнению, не существует действенных долгосрочных и краткосрочных эффектов от применения такого инструмента экономической политики, как государственные заимствования.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 . Сущность государственного долга………………………………………...6
2 . Государственный долг Российской Федерации. Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2009-2011 гг………………………………………………………………………….…….…9
2.1. Объём и струкрура государственного долга……………………………….9
2.2. Расходы на обслуживание государственного долга……………………...12
3. Государственный внутренний долг Российской Федерации…………14
3.1 Структуры государственного внутреннего долга…….…………………...14
3.2 Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга…...…..17
4. Государственный внешний долг Российской Федерации……………..18
4.1. Структуры государственного внешнего долга………………………...….18
4.2. Расходы на обслуживание государственного внешнего долга………..…20
4.3. Консолидированный внешний долг Российской Федерации…………….22
5 . Проблемы регулирования , методы управления и пути решения государственного долга………………………………………………………..24
5.1 Проблемы регулирования государственного долга……………………….24
5.2 Методы управления государственным долгом…………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 . Сущность государственного долга………………………………………...6
2
. Государственный долг
Российской Федерации.
Государственный долг
Российской Федерации,
расходы на обслуживание
государственного долга
Российской Федерации
в 2009-2011 гг…………………………………………………………………………
2.1. Объём и струкрура государственного долга……………………………….9
2.2. Расходы на обслуживание государственного долга……………………...12
3. Государственный внутренний долг Российской Федерации…………14
3.1 Структуры государственного внутреннего долга…….…………………...14
3.2 Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга…...…..17
4. Государственный внешний долг Российской Федерации……………..18
4.1. Структуры государственного внешнего долга………………………...….18
4.2. Расходы на обслуживание государственного внешнего долга………..…20
4.3. Консолидированный внешний долг Российской Федерации…………….22
5 . Проблемы регулирования , методы управления и пути решения государственного долга………………………………………………………..24
5.1 Проблемы регулирования государственного долга……………………….24
5.2 Методы управления государственным долгом…………………………….26
Заключение……………………………………………………
Введение
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов ; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.); высокая доходность государственных ценных бумаг. Таким образом актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Теория государственного долга базируется на том, что эта категория является составной частью комплекса понятий, характеризующих экономические отношения, возникающие в связи с использованием кредитных ресурсов. Долг (задолженность) - это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату. Другими словами, долг, как экономическая категория, соответствует принципам возвратности, платности и срочности.
В различные исторические промежутки времени ученые и экономисты по разному рассматривали взаимосвязь государственного долга и экономики. Единой точки зрения на этот вопрос в науке никогда не существовало.
Первыми о сущности государственного долга высказались в начале XVI века меркантилисты. Данное учение рассматривало деньги как абсолютную форму богатства, поэтому, естественно, приток денег в национальную экономику ими поощрялся. Меркантилисты были активными сторонниками государственного вмешательства в экономику. Они считали право государства финансировать свои расходы за счет заимствований на рынке абсолютно естественным.
Физиократы, в отличие от меркантилистов, перешли от исследования сферы обращения к исследованию сферы производства. По их мнению, именно в процессе производства создается новое богатство. Поэтому они полагали, что, осуществляя займы, государство оттягивает ресурсы из производительных секторов экономики.
Представители классической школы считали, что бюджетно-налоговая политика и государственный долг должны выполнять роль исключительно финансовых и ни в коем случае регулирующих инструментов. Адам Смит утверждал, что финансирование государственных расходов за счет заемных средств уменьшает богатство нации, углубляет налоговое бремя и препятствует накоплению капитала. Давид Рикардо писал, что увеличение государственного долга провоцирует иррациональное экономическое поведение, которое снижает экономическую эффективность и искажает объективные данные о реальном положении экономики и государства.
Однако практика уже диктовала необходимость решать более прикладные вопросы о методах управления государственным долгом. Представители исторической школы впервые поставили принципиальный вопрос о том, с какой целью государство осуществляет заимствования, а также к каким макроэкономическим последствиям эти заимствования приведут. Государственный долг рассматривался ими как необходимая составная часть государственного регулирования экономики. Историческая школа создала теоретические предпосылки для включения государственного долга в набор инструментов практического государственного управления экономическими процессами.
В конце XIX века представитель исторической школы А.Вагнер сформулировал основные принципы кредитного финансирования государственных расходов - постоянные расходы финансируются только за счет налогов, а чрезвычайные - в основном за счет государственных займов. При этом им были выделены основные критерии определения формы финансирования государственной деятельности - периодичность, плановость и рентабельность государственных заимствований.
Кейсианская теория
(теория «экономики спроса») рассматривала
государственный долг, прежде всего,
как инструмент воздействия на экономику.
Ее представители считали
Сам Дж.М. Кейнс в целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости населения рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. При этом государственные заимствования рассматривались в качестве инструмента замещения налоговых доходов, что позволяло в случае необходимости снижать налоги, стимулируя экономический рост и положительно воздействуя на народное хозяйство. Использование основных положений кейсианской теории Правительством США и, в частности, Президентом Франклином Рузвельтом способствовало выходу экономики этой страны из Великой Депрессии 1929-1933 годов.
Представители монетаризма (теории «экономики предложения») выступали против использования государственного долга в качестве инструмента стабилизации экономики. По их мнению, не существует действенных долгосрочных и краткосрочных эффектов от применения такого инструмента экономической политики, как государственные заимствования.
К сожалению, в
начальный период осуществления
экономических реформ в России в
основном преобладали только монетаристские
теории государственного долга. И только
после произошедшего экономического
кризиса в августе 1998 года и последовавшего
за ним бурного развития российской экономики
появилось большое количество работ, посвященных
исследованию теоретических проблем взаимодействия
государственного долга и экономики, а
также практическим выводам и рекомендациям
в области управления государственным
долгом в современных российских условиях.
1 .
Сущность государственного
долга.
Государственный долг — это в соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие в результате заемной деятельности.
Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
В состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства, которые могут существовать в форме:
а) кредитных соглашений и договоров, заключенных Российской Федерацией с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
б) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
в) договоров о предоставлении государственных гарантий Федерации, договоров поручительства Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Федерации на основе принятых федеральных законов;
д) соглашений и
договоров, в том числе международных,
заключенных от имени Российской
Федерации, о пролонгации и
Долговые обязательства по срокам существования могут быть:
— краткосрочные (до одного года);
— среднесрочные (от одного года до пяти лет);
— долгосрочные (от пяти до 30 лет).
Кроме того, в ст. 98 Бюджетного кодекса оговаривается, что долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В состав государственного долга субъекта РФ входят долговые обязательства этого субъекта, которые могут существовать в форме:
а) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государственными, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредитов;
б) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
в) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе законов этого субъекта РФ;
д) соглашений и
договоров, в том числе международных,
заключенных от имени субъекта РФ,
о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств субъектов РФ прошлых лет.
Внутренний долг государственный — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Может иметь
форму кредитов, государственных займов,
осуществленных посредством выпуска ценных
бумаг, других долговых обязательств,
гарантированных Правительством РФ.
Внешний
долг России — обязательства, возникающие
в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного
кодекса РФ).
2 .
Государственный
долг Российской Федерации,
расходы на обслуживание
государственного долга
Российской Федерации
в 2009-2011 гг.
· Объем государственного
долга с начала 2009 года и по
конец 2011 года увеличится в 1,7 раза за счет
роста внутреннего долга, объем
которого увеличится в 2 раза.
· С ростом объемов
привлечения государственных
· Рост процентных
расходов увеличивает ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета, что вызывает
необходимость повышать размер нефтегазового
трансферта.
2.1. Объём и струкрура государственного долга.
Согласно
законопроекту показатели
Информация о работе Государственный внешний долг Российской Федерации