Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:44, доклад

Описание работы

Целью данной работы является исследование государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления, методы стимулирование инноваций. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления по которым государство,

Содержание

Введение 2
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики. 4
2. Основные направления инновационной политики 8
3. Формирование государственной инновационной политики 11
4. Государственная поддержка инновационной деятельности 13
5. Текущее состояние инновационной базы РФ 15
6. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем 17
7. Инструменты государственной инновационной политики 22
7.1 Банк Развития 22
7.2 Российская венчурная компания. 23
7.3 Технопарки. 24
7.4 Наукограды. 24
8. Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012». 26
9. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы, стимулирование инноваций. 29
Заключение 32
Используемая литература 34

Работа содержит 1 файл

гос рег.docx

— 70.57 Кб (Скачать)

       В мире наблюдается настоящий технопарковый бум. Из 343 членов Международной ассоциации технопарков (IASP) 25% были созданы после 2000г. (остальные - в период с 1950 по 2000г.). Около 60% технопарков в IASP расположены так, что в радиусе 50 км от них находится пять или более вузов, а в 88% это бизнес-инкубаторы.

       Также, видимо, удобнее начинать с небольшого технопарка, чтобы расти развиваясь. Почти половина (40%) членов IASP расположены  на территории меньше 20 га, только 26% управляют  какой-либо жилой недвижимостью. В  России же решили все сделать с  размахом: все проекты, за исключением  технопарка в Татарстане (13,5 га), имеют  общую площадь земельного участка  не менее 60 га и планируют строительство  жилья. 
Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков в России в 2007-2010 гг. составит около 10 млрд руб., по данным заседания расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК.

       В 2007 году из федерального бюджета будет  выделено около 2 млрд руб., в 2008 году -- 2,5 млрд руб., в 2009 году -- 2,7 млрд руб., в 2010 году -- 2,7 . руб.

       В 2011 году число сотрудников технопарков достигло 75 тыс., а стоимость произведенной продукции и услуг составило около 117 млрд руб.

7.4 Наукограды.

 

       Термин  наукоград был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики - поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград - образовались значительно раньше (в период существования СССР).

       Первым  наукоградом Российской Федерации стал город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).

       В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).

       С другой стороны существуют серьёзные барьеры для развития наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований - наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.

 

 
8. Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012».

 

       25 октября 2006 года пресс-служба  кабинета министров сообщила, что  Федеральная целевая программа  «Исследования и разработки по  приоритетным направлениям развития  научно-технологического комплекса  России на 2007-2012 годы» утверждена

       Основные  разработчики Программы:Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.

       Основная  цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в  целях реализации приоритетных направлений  развития науки, технологий и техники  в Российской Федерации.

       Основные  задачи Программы:

       - обеспечение ускоренного развития  научно-технологического потенциала  по приоритетным направлениям  развития науки, технологий и  техники в Российской Федерации  в соответствии с перечнем  критических технологий Российской  Федерации; реализация приоритетных  направлений развития науки, технологий  и техники в Российской Федерации  на основе крупных проектов  коммерциализации технологий; консолидация  и концентрация ресурсов на  перспективных научно-технологических  направлениях на основе расширения  применения механизмов государственно-частного  партнерства, в том числе путем  стимулирования заказов частного  бизнеса и инновационных компаний  на научно-исследовательские и  опытно-конструкторские работы;

       - обеспечение притока молодых  специалистов в сферу исследований  и разработок, развитие ведущих  научных школ;

       - развитие исследовательской деятельности  в высших учебных заведениях; - содействие развитию малых форм  предприятий в научно-технической  сфере, их интеграции в систему  научно-технической кооперации;

       - развитие научной приборной базы  конкурентоспособных научных организаций,  ведущих фундаментальные и прикладные  исследования, а также высших  учебных заведений; развитие эффективных  элементов инфраструктуры инновационной  системы.

       Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

       - дополнительное производство новой  и усовершенствованной высокотехнологичной  продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий

       - дополнительный экспорт высокотехнологичной  продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей

       - дополнительное увеличение внутренних  затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;

       - разработка 127 - 136 конкурентоспособных  технологий, предназначенных для  коммерциализации;

       - внедрение 8 - 10 передовых коммерческих  технологий;

       - внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация  имеет мировой приоритет;

       - создание 6 - 12 новых организаций,  обладающих приборной научной  базой мирового уровня;

       - создание новых рабочих мест  для высококвалифицированных работников  в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;

       - привлечение к выполнению исследований  и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых  специалистов.

       Срок  и этапы реализации Программы - 2007 - 2012 годы:

       I этап - 2007 - 2009 годы;

       II этап - 2010 - 2012 годы.

       Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  и показатели социально-экономической  эффективности:

- создание  основы для качественного изменения  структуры российской экономики  и ее перехода к модели устойчивого  инновационного развития;

- формирование  научно-технологического потенциала  по критическим технологиям Российской  Федерации в качестве основы  технологического перевооружения  отраслей российской экономики  и обеспечения национальной безопасности;

- реализация  потенциала российской науки,  укрепление статуса Российской  Федерации как мировой научной  державы;

- обеспечение  значимого вклада в создание  эффективной инновационной системы;  содействие формированию конкурентоспособного  сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой  мирового уровня;

- обеспечение  стимулирующих факторов для развития  эффективных научных коллективов;  повышение привлекательности профессиональной  деятельности в сфере исследований  и разработок;

- ежегодный  прирост валового внутреннего  продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного  пункта;

- ежегодный  прирост доли внутренних затрат  на исследования и разработки  в валовом внутреннем продукте  в размере 0,05 - 0,09 процентного  пункта;

- ежегодный  прирост доли внебюджетных средств  во внутренних затратах на  исследования и разработки в  размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;

- ежегодный  прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;

- ежегодный  прирост доли высокотехнологичной  продукции в объеме произведенной  промышленной продукции в размере  0,04 - 0,12 процентного пункта;

- прирост  доли исследователей до 39 лет  в общем числе исследователей  в размере 1,8 процентного пункта;

- доведение  коэффициента бюджетной эффективности  Программы до 45 - 50 процентов.

 

               

9. Создание эффективно функционирующей национальной  
инновационной системы, стимулирование инноваций.

       Национальная  инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и  функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране.  
Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

       Показатели  наукоемкости в России:

       · доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,01 %;

       · численность научных работников на 10 тысяч занятых. Традиционно  мы удерживали первенство по данному  параметру. Сегодня мы находимся  на третьей позиции после США  и Японии.

       Показатели  наукоотдачи:

       · индекс конкурентоспособности - занимаем 58 место, уступаем Китаю и Индии;

       · доля высокотехнологического экспорта в товарном экспорте - 3 %, уступаем более  чем в 5 раз Китаю;

       · доля в торговле информационным оборудованием  составляет 0,2 %. Наша доля в мировой  торговле информационным оборудованием  сегодня ничтожно мала - уступаем более  чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии;

       · доля в торговле информационным оборудованием  составляет 0,2 %. Наша доля в мировой  торговле информационным оборудованием  сегодня ничтожно мала. Рынок информационного  и телекоммуникационного оборудования сегодня является самым динамично  растущим. Его объем достиг 940 млрд. долларов, что превышает все совокупные рынки энергосырьевых и продовольственных товаров. За последние 10-15 лет нето-экспортерами на этом рынке стали Таиланд, Малайзия и Мексика.

       В США считают, что главным достижением 20-го века является создание национальной инновационной системы, т.е. действенной  системы институтов, которая с  помощью своих сигналов позволяет  создавать в необходимый момент то или иное блестящее технологическое  достижение.

       Основной  проблемой национальной инновационной  системы России является отсутствие крупных высокотехнологичных фирм, способных брать на себя внедрение высоких технологий. Важный элемент национальной инновационной системы - институциональная среда, т.е. совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью.

       Стимулирование  является основным инструментом для развития и внедрения инноваций. Стимулирование — это меры, которые подталкивают бизнес к инновационной деятельности. Из широкого арсенала мер, выработанных в этой области мировой практикой, необходимо выбрать наиболее адекватные нынешней ситуации и российской специфике. Наиболее важными представляются три основных метода: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции.

Информация о работе Государственное регулирование