Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:44, доклад

Описание работы

Целью данной работы является исследование государственной инновационной политики, её составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы её осуществления, методы стимулирование инноваций. Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за её воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления по которым государство,

Содержание

Введение 2
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики. 4
2. Основные направления инновационной политики 8
3. Формирование государственной инновационной политики 11
4. Государственная поддержка инновационной деятельности 13
5. Текущее состояние инновационной базы РФ 15
6. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем 17
7. Инструменты государственной инновационной политики 22
7.1 Банк Развития 22
7.2 Российская венчурная компания. 23
7.3 Технопарки. 24
7.4 Наукограды. 24
8. Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012». 26
9. Создание эффективно функционирующей национальной инновационной системы, стимулирование инноваций. 29
Заключение 32
Используемая литература 34

Работа содержит 1 файл

гос рег.docx

— 70.57 Кб (Скачать)

       В электроэнергетике инновационная  политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых  установок или газотурбинных  надстроек паросиловых блоков для  электростанций на газообразном топливе  и высокоэффективных паросиловых  энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий  кипящий слой, циркулирующий кипящий  слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблемы захоронения радиоактивных отходов  АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния.

       В транспортном комплексе инновационная  политика будет ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

       В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических  циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

       Технологическими  ориентирами в химической и нефтехимической  промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

       В машиностроительном комплексе организации  будут ориентированы на технологическое  перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации  процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации  и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов  в процессе изготовления и эксплуатации.

       Уточняются  и формируются приоритеты инновационной  политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике  и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством  использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально  повлиять на улучшение состояния  окружающей среды.

 

  1. Формирование  государственной  инновационной политики
 

       Переход России к инновационному пути развития - это единственная возможность сделать  нашу страну конкурентоспособной и  войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в  области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе  как основная цель государственной  политики в области развития науки  и технологий. И как одно из важнейших  направлений государственной политики в области развития науки и  технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

       Политика, формируемая Министерством образования  и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно - техническая программа: определение  приоритетов в сфере науки  и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических  приоритетов, механизмов создания и  построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной  деятельности ВУЗов, совершенствование  нормативно-правовой базы науки и  инновационной сферы, и др.

       Управление  программой осуществляется Научно-координационным  советом под руководством Министра. По шести основным научно - техническим  направлениям сформированы приоритеты:

       · наноиндустрия и перспективные материалы;

       · энергосберегающие технологии и  альтернативные источники энергии;

       · технологии живых систем;

       · информационно-телекоммуникационные системы;

       · экология и рациональное природопользование;

       · безопасность и противодействие  терроризму.

       В новой редакции программы следует  отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации  знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

       Первый  блок - генерация знаний. В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно-организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

       Второй  блок - разработка технологий. Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

       Третий  блок программы - коммерциализация технологий. В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства.

       Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные  и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической  сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

       РФТР - внебюджетный фонд, который формируется  из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются  за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку  серьёзных научно - технических, инновационных  проектов.

 

  1. Государственная поддержка инновационной  деятельности
 

       Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

  • совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;
  • участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
  • организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
  • создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

     Рабочей группой, образованной распоряжением  Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005г. № 694, разработана  часть четвертая Гражданского кодекса, принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. Кодекс состоит из 9 глав:

     · Глава 69. Общие положения.

     · Глава 70. Авторское право.

     · Глава 71. Права, смежные с авторскими.

     · Глава 72. Патентное право.

     · Глава 73. Право на селекционные достижения.

     · Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.

     · Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).

     · Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.

     · Глава 77. Право использования результатов  интеллектуальной деятельности в составе  единой технологии.

     Концептуальные  положения кодекса в необходимой  степени обеспечивают решение следующих  задач:

     - введение в законодательство  об интеллектуальной собственности  норм, регулирующих обращение (отчуждение, предоставление в пользование,  залог) объектов интеллектуальной  собственности;

     - расширение и усиление защиты  авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);

     - усиление гражданско-правовой ответственности  за нарушения прав, в том числе  путем введения новых видов  такой ответственности;

     - отражения в российском законодательстве  положений, вытекающих из международных  обязательств Российской Федерации  в сфере интеллектуальной собственности.

     По  инициативе Минобрнауки России, в кодекс включена глава 77 «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии», направленная на нормативное регулирование передачи технологий, созданных с привлечением бюджетных средств. Основным принципом разработанной модели является соблюдение баланса интересов государства, т.е. источника финансирования, непосредственных создателей объекта исключительных прав, т.е. научно-исследовательских организаций и ученых, а также хозяйствующих субъектов. 

 

  1. Текущее состояние  инновационной базы РФ
 

       Не  смотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные  макроэкономические тенденции, общий  уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику  развивающихся стран, имеющих ресурсную  ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

       После изменения государственного строя  в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и  изменения технологической структуры  экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно  развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

       Основные  виды технологической инновационной  деятельности организаций составляют:

       · 25,8% - приобретение и освоение машин  и оборудования, имеющих отношение  к технологическим инновациям;

       · 15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов  их производства (передачи);

       · 13,5% - исследование и разработка новых  продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;

       · 11,2% - приобретение программных средств;

       · 9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;

       · 7,8% - маркетинговые исследования в  области технологических инноваций;

       · 6,5% - приобретение технологических  инноваций;

       · 10,0% - прочие технологические инновации.

       В результате проведенных, рядом специалистов, исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в  России и доли их влияния на данный процесс:

       · Недостаточность денежных средств - 40%;

       · Низкий уровень научно-технического потенциала - 27%;

       · Недостаток финансовой поддержки государства - 17%;

       · Высокая стоимость технологических  инноваций - 16%

 

  1. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем

Информация о работе Государственное регулирование