Франчайзинг, как форма тиражирования бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.
Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.
Данная тема очень актуальна. Этот способ организации бизнеса (франчайзинг) позволяет доже неподготовленному в вопросах предпринимательства человеку открыть собственное дело с высокой степенью надежности.

Работа содержит 1 файл

курсовая Огнева.docx

— 655.95 Кб (Скачать)



 

[20]

 

Изучив динамику развития франчайзинга в США, можно сделать  вывод о том, что исторически  франчайзинг здесь является одним  из самых развитых и успешных форм организации и развития предпринимательской  деятельности.  Вековой опытсуществования франчайзинга в США доказал его устойчивость и обеспечил популярность.

Степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже,  чем в США.

Среди европейских стран  лидирующие позиции по распространению  франчайзинга занимает Франция. В ней  насчитывается,  более 1037 франчайзеров и 35 тыс.  франчайзи

Благоприятная ситуация на рынке франчайзинга способствует развитию иностранных франшиз в Германии.  В ней насчитывается 910  франчайзинговых сетей, 55 700  франчайзи,  в 2007  году торговый оборот достиг 41  миллиарда евро.  Такие французские бренды как «Ив Роше», «Кукай», «Промод», «Пимки»  уже долгое время развиваются на немецком рынке. 40%  всего рынка франчайзинга Германии занимают услуги, 28% - рестораны и отели, 8% занимает торговля. 

Великобритания занимает в Европе третье место (после Франции  и Германии) по количеству франчайзинговых сетей.  В ней насчитывается около 800  франчайзеров  с годовым объёмом продаж в 21,7 млрд долл., и более 340 000 непосредственно занятых специалистов в секторе. Франчайзинг в Великобритании представляет собой идеальную15 систему бизнеса,  как это демонстрируют 92 %  франчайзи,  которые считают франчайзинг очень выгодным формой организации бизнеса.  [13]

Однако приходится констатировать,  что существует ряд неблагоприятных  факторов сдерживающих рост количества франчайзинговых систем в восточноевропейских странах.  Это неадекватная законодательная система,  нехватка внутреннего капитала,  ограниченный доступ к кредитам,  относительно большой риск страны, низкая покупательная способность населения,  высокий уровень коррупции в обществе,  и общая неэффективность судебной системы.  Однако надо отметить,  что указанные проблемы систематически решаются,  создавая сильную и непрерывную тенденцию совершенствования франчайзингового бизнеса. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Особенности развития франчайзинга в России.

Мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет. В России такой способ организации бизнеса  вошел в практику лишь в 1993  году. 

Первопроходцем на франчайзинговом рынке в России явилась фирма «Кодак», которая открыла здесь в 1988 г. первую экспресс- лабораторию. В настоящее время их насчитывается более 500. Другая наиболее распространенная и успешно действующая франчайзинговая система в России — фирма «1С» (разработка и обслуживание бухгалтерских программ). Непосредственно сама фирма продает лишь 5% своего продукта, остальную его часть распространяет через 800 фирм-операторов по всей России. За 1997 г. объем продаж этих фирм превысил 12 млн долл.

Наиболее широкое распространение в России франчайзинговая система получила в отрасли быстрого питания. Московский рынок быстрого питания почти на 1/3 заполнен иностранными франчайзинговыми фирмами. Большое развитие этот рынок получает и на периферии (франчайзинговая сеть кафе-мороженых «Баскин-Робинс» и российско-канадского предприятия «Москва — Макдональдс»). Активно используя методы франчайзинга, быстро растет сеть ресторанов «Ростик'с».

В последние годы франчайзинг получил развитие в розничной торговле, в частности, широко применяет франчайзинг сеть универсамов экономкласса «Пятерочка». Региональная программа сети универсамов «Пятерочка» осуществляется на основе франчайзинга. Региональные фирмы-операторы получают от компании- франчайзера высокодоходный продукт, включающий комплекс современных технологий, мощную систему информатизации, отношения с более чем 500 поставщиками, а также услуги по подготовке управляющих и специалистов для сбытовой сети. [3 стр99 ]

Однако данные, приводимые РАФ,  свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.

Однако приходится констатировать,  что достоверных статистических данных о точном количестве существующих в России франшизных систем получить нельзя. Это связано с тем,  что,  развивая собственные франчайзинговые сети,  многие компании никак не заявляют о себе,  отказываясь оформлять отношения с франчази с помощью единого договора франчайзинга и заменяя его рядом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной франшизной системы).  Это является немаловажным отличием российского франчайзинга от общепринятой практики.  Так,  по одним подсчетам число франчайзинговых компаний составляет порядка тысячи,  по другим -  300-600.  По оценкам Торгово-промышленной палаты России,  количество реально действующих франшиз не превышает 150, из них успешны не более сорока. [8]

 

 

 

3.3 Перспективы развития франчайзинга

Международная ассоциация франчайзинга (МАФ) выделяет следующие факторы, которые, по мнению экспертов этой влиятельной организации, создают предпосылки для стремительного роста франшизных систем в начале XXI в.

  1. Выравнивание темпов роста объема продаж во франшизных сетях традиционных направлений, таких как быстрое питание, мини-маркеты, отели, мотели, аренда автомобилей. В каждой из этих областей в глобальном масштабе будет доминировать относительно небольшое число компаний, владеющих известными торговыми марками.
  2. Продолжение быстрого роста и агрессивной экспансии сектора услуг в национальных экономиках и мировой экономике в целом. Согласно специальному исследованию МАФ в сфере услуг будут продолжаться специализация и выделение новых рыночных ниш. Такие услуги, как ремонт жилищ, дизайн интерьеров и реализация дизайнерских проектов, уход за газонами, услуги в сфере жилья, уход за детьми, услуги в области воспитания и образования, наряду с некоторыми видами бизнес-услуг станут наиболее предпочтительными для применения франчайзинга.
  3. Активные процессы слияний и поглощений, при которых небольшие сети объединяются друг с другом, но, в конечном счете, поглощаются крупными компаниями. Корпорации США проявляют повышенный интерес к франшизным сетям как к объекту инвестирования.
  4. Усиление тенденции присоединения независимых малых предпринимателей к франшизным сетям. Этот процесс идет в двух направлениях. С одной стороны, франшизные сети проявляют повышенную агрессивность, стремясь расширить зону влияния за счет обращения в свою систему независимых операторов. С другой стороны, последние все в большей мере начинают искать пути повышения своей конкурентоспособности, присоединяясь к известным сетям с «раскрученной» торговой маркой. Данная система наиболее распространена и имеет наибольшую перспективу в России.
  5. Глобализация. Франшизные компании (преимущественно американские) в конце XX в. начали активно выходить на мировые рынки. Например, за последнее десятилетие «Макдональдс» удвоил число своих операторов только за счет международной экспансии, тогда как американский рынок достиг насыщения на уровне 12—13 тыс. предприятий. По данному показателю на рынке США и Канады эту фирму догнал ее постоянный конкурент «Сабвэй», который также начал испытывать давление рынка и предпринял меры к выходу на мировые рынки. Одновременно, однако, в значительно меньших масштабах в США стали появляться франшизные сети, основанные на иностранных торговых марках, например система быстрого питания на основе блюд китайской кухни или славянских пирожков (последняя организована выходцами из Польши).
  6. Формирование «зрелых» компаний и систем управления. Большинство лидеров современного франчайзинга сформировалось после 1975 г. По мере роста этих компаний и достижения ими «зрелости» устанавливаются формы и методы управления, формируется корпоративная культура, отличающаяся от других систем. Одновременно сеть приобретает черты крупных фирм с характерной для них бюрократизацией, предпринимательский стиль управления меняется на корпоративный, в котором тон задают менеджеры-профессионалы.

[3 стр 100-101], [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Франчайзинг исторически  и прочно закрепился в развитых странах  под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и  престижной. Идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской деятельности, получая за это использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса. Любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе. Кроме того стоит отметить, что с помощью франчайзинга любой человек, даже не подготовленный в вопросах предпринимательства, может открыть собственное дела с высокой степенью надежности.

В ходе данной работы, мы выяснили, что франчайзинг несмотря на недостатки системы, имеет неоспоримые преимущества по сравнению с другими способами ведения бизнеса. Для того чтобы открыть например собственное дело, необходимо иметь достаточно большой начальный капитал, что может стать большой проблемой. Кроме того развить бизнес под известной торговой маркой гораздо проще, чем создать и укрепить собственный бизнес.

Рост франчайзинговых сетей набирает все большие обороты. Если верить заключениям экспертов, то в начале ХХI века более 50% малого бизнеса будут франчайзинговыми предприятиями. Возможно, в новом столетии франчайзинг станет самой широко распространенной и практикуемой формой бизнеса

На основе данной работы мы можем сделать вывод, что франчайзинг один из самых перспективных форм развития бизнеса. Однако не стоит забывать о том, что франчайзинг это не способ немедленного обогащения. Еще одним мифом является мнение о том, что франчайзи — независимые бизнесмены. Во многих случаях это совсем не так.

“Идеальным франчайзи  является человек типа сержанта: что-то среднее между генералом, который  отдает приказы, и рядовым, который  просто выполняет их.”

 

 

 

 

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской  Федерации. Части первая и вторая. - М. Инфра-М - Норма. 1997. (глава 10; глава 54)

2.Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда,  проблемы развития / О.Ю. Акимов. - М.: Финансы и статистика, 2004 стр(186-169)

3.Менеджмент малого бизнеса  Максимцов М.М., Горфинкель В.Я   Вузовский учебник 2007 стр 99-101

4.Основы организации бизнеса Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В ( электронная книга глава 4)

5. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. / Под ред. Силинга С.А. -Спб. 1997.

6.Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения // Стенли Соммерсби 10.07.2007г. (http://www.djoen.ru/franchising/problemy-franchajzinga-v-rossii-i-sposoby-ix-razresheniya-2.html).

7. Предпринимательские сети в бизнесе /В.В. Масленников М. : Центр экономики и маркетинга,1997 (стр 122) 

8. Развитие франчайзинга в России/ Басс. А.Я., М.Л.Коршунова. (http://econom.nsc.ru)

           9. Справочник экономиста №6(72)июнь 2009(стр.21-26)

10.Управление малым бизнесом  Сирополис Николас К. Дело 1997 стр 140-145

11. Франчайзинг. Коммерческая концессия/. Сосна С. А., Васильева Е. Н. (http://wiki-business-10.info/glava4.html)

12.Франчайзинг и франчайзинговый договор/ А. Цират К:Истина, 2002 стр 10

13. Франшиза - начало успешного бизнеса // Управление компанией, / Живов Я.  2004. - № 1

14.Франчайзинг, интегрированные формы организации бизнеса /.Д.Н. Земляков, М.О. Макашев  ЮНИТИ-ДАНА, 2004. стр 11

15. "Экономика и жизнь" №39 (9305)

16.http://www.rarf.ru/

17. http://www.super-franchising.ru

18. http://tomanage.ru

19.http://top-franchising.com.ua/docs/start/detail.php?ID=1081

20.Pricewaterhousecoopers. Franchaise Business Economic Outlook, 2010.

           21.U.S. Department of Commerce. Franchising in the Economy (Washington, D.C: U.S. Government Printing Office, 1988), p. 15.

           22.U.S. Department of Commerce. Franchising in the Economy (Washington, D.C: U.S. Government Printing Office, 1988), pp. 3, 4.


Информация о работе Франчайзинг, как форма тиражирования бизнеса