Франчайзинг, как форма тиражирования бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.
Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.
Данная тема очень актуальна. Этот способ организации бизнеса (франчайзинг) позволяет доже неподготовленному в вопросах предпринимательства человеку открыть собственное дело с высокой степенью надежности.

Работа содержит 1 файл

курсовая Огнева.docx

— 655.95 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

Новосибирский Государственный  Университет

Экономический факультет

Кафедра моделирования и  управления промышленным производством

Курсовая работа

Франчайзинг, как  форма тиражирования бизнеса

 

 

 

выполнила

Студентка  2 курса гр.9710

Огнева Ксения Юрьевна

 

Научный руководитель

Дзюбенко Ирина Борисовна

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1. Общая характеристика франчайзинга-----------------------------------------------4

    1. Определение и основные понятия  франчайзинга--------------------------------------4
    2. История франчайзинга-----------------------------------------------------------------------5

1.3. Виды и формы франчайзинга---------------------------------------------------------------9

1.4  Законодательно-правовая  база франчайзинга ------------------------------------------13

Глава 2.Преимущества и недостатки франчайзинга для участников франшизных отношений и его сравнение  с другими способами ведения  бизнеса-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------17

 2.1. Преимущества и недостатки франчайзинга для участников системы --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------17

2.2. Сравнение франчайзинговой системы и собственного независимого дела----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2019

Глава 3. Развитие франчайзинга--------------------------------------------------------------------19

3.1. Современное развитие франчайзинга--------------------------------------------------------20

3.2. Особенности развития франчайзинга в России -------------------------------------------23

3.3. Перспективы развития франчайзинга-------------------------------------------------------24

Заключение---------------------------------------------------------------------------------------------26

Список использованной литературы-------------------------------------------------------------27

 

эк эффективности

Методы оценки эффективности

определения

История

В россии

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными  знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются  у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и  косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.   

Одним из эффективных каналов  дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и  по всему миру, является франчайзинг.

Данная тема очень актуальна. Этот способ организации бизнеса (франчайзинг) позволяет доже неподготовленному  в вопросах предпринимательства  человеку открыть собственное дело с высокой степенью надежности.

Цель курсовой работы –  охарактеризовать механизм франчайзинга, как способ тиражирования бизнеса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
  • исследовать историю развития франчайзинга
  • охарактеризовать виды франчайзинга;
  • исследовать законодательно-правовую базу франчайзинга;
  • выяснить преимущества и недостатки франчайзинговой системы для участников системы;
  • сравнить франчайзинг с другим способом ведения бизнеса
  • проанализировать современное развитие франчайзинга
  • рассмотреть особенности развития франчайзига в России и его перспективы;

В качестве предмета исследования выступают франчайзинговые отношения, как способ тиражирования бизнеса.

Работа состоит из: введения, трех главы и заключения. В первой главе дана общая характеристика франчайзинга, во второй главе описаны  преимущества и недостатки франчайзинга для участников франшизных отношений, а так же его преимущества по сравнению с другими способами ведения бизнеса. Третья глава посвящена анализу становления современного развития франчайзинга, особенностям его развития в России и его перспективам.

        Глава 1. Общая характеристика франчайзинга

1.1.Определение и основные  понятия франчайзинга 

Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от  французского franchir, которое значит "освобождать"; первоначально оно означало "освобождать от рабства". В различной литературе дается разные определения франчайзинга.[ 10 стр141]

Например, экономист Масленников  В.В., определяет франчайзинг так: «Смысл франчайзинговых взаимоотношений партнеров в бизнесе состоит в том, что одна сторона - франчайзер - передает другой стороне - франчайзи права вести бизнес в области продажи товаров / услуг, производимых или продвигаемых франчайзером, в пределах своей организации бизнеса или идентифицируемых с его торговой маркой»[7 стр.122].

Международная франшизная ассоциация (International Franchise Association)  дает следующее определение: “Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, образ, успех,  производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов.”[ 10 стр 143]

А экономисты Землякова Д.Н. и Макашева М.О. определили франчайзинг следующим образом. Это передача одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени другой компании (франчайзи) на определенных условиях. При этом на практике речь, как правило, идет не просто о передаче прав на использование торговой марки или продукта, а о предоставлении возможности использовать всю бизнес - систему, которая включает в себя рекламную политику, процесс производства товара и его продвижение на рынок, различные технологии ведения бизнеса. Таким образом, франчайзи получает в свое распоряжение уже утвердившуюся и проверенную концепцию ведения бизнеса в совокупности с методологической, консультационной и рекламной поддержкой. Вполне естественно, что при этом ему придется поделиться с франчайзером частью своей прибыли и независимости, поскольку работа под именем уже известной торговой марки предполагает соблюдение определенных сложившихся корпоративных правил ведения бизнеса[14 стр.11].

Определим основные понятия  франчайзинга:

1. Франшиза - право на использование  торговой марки, товарного знака  и фирменного наименования и  связанных с ними технологий  и ноу-хау. 

2. Франчайзер (франшизодатель) - компания, обладающая известной (на региональном, национальном и/или международном уровне) и хорошо зарекомендовавшей торговой маркой и развивающая свою сеть путем передачи прав на использование своей торговой марки независимым компаниям.

3. Франчайзи (франчайзиат, франшизополучатель) - независимая компания или частный предприниматель, приобретающий у франчайзера на определенных условиях право на использование его торговой марки и связанных с ней технологий на определенный срок на определенной территории. Разновидность франчайзи - мастер-франчайзи, имеющий право заниматься суб-франчайзингом, то есть продавать право на использование торговой марки франчайзера другим компаниям, расположенным на предоставленной ему территории.

4. Первоначальный взнос  - сумма, выплачиваемая франчайзи  франчайзеру при приобретении франшизы.

5. Роялти - регулярные денежные  отчисления, производимые франчайзи  франчайзеру за участие в его сети. Представляют собой либо фиксированную сумму, либо процент от оборота франчайзи.

6.Франшизное соглашение  – совокупность юридически оформленных договоров, предусматривающие все взаимоотношения сторон в процессе организации  деятельности [16].

Франчайзер и франчайзи  образуют союз, усилия которого приводят к взаимовыгодным результатам. Франчайзер выдает лицензию или передает право  пользования свой товарный знак, ноу-хау  и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или  услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает  хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый -брэнднэймг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Таким образом, франчайзинг  является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы  вести прибыльный бизнес. Для компаний франчайзинг - это способ распространения  бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 История развития франчайзинга

Система франчайзинга возникла в XVIII в. в Англии как система так называемых «связанных домов». Суть этой системы заключалась в том, что с введением в стране ограничений на продажу пива лицензии на нее выдавались лишь лицам, которые торговали пивом только на постоялых дворах. Владельцы последних, получив лицензию на продажу пива, должны были содержать свои постоялые дворы в соответствии с требованиями властей. Такая первоначальная форма франчайзинга получила в то время в Англии довольно широкое распространение как защитный механизм, позволяющий пивоварам поддерживать нужный объем продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» доказала, что она является эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.

С конца XIX в. в несколько иной форме франчайзинг начал использоваться в США компанией «Зингер» по производству швейных машин, первой в мире внедрившей методы массового производства, задолго до того, как их стали применять в автомобилестроении. К началу XX в. швейных машин марки «Зингер» было произведено около 21 млн. При таком огромном производстве естественно возникли проблемы реализации продукции, обслуживания швейных машин и замены неисправных деталей. Организовать это централизованно было бы весьма невыгодно, поскольку швейные машины расходились по всему миру. В таких условиях была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам в США и других странах исключительные права продавать швейные машины и обслуживать их в пределах определенной территории. Это были, по сути, первые дистрибьюторские соглашения с дополнительными обязательствами франчайзи (дилера) обслуживать машины по первому требованию покупателя.

Именно франчайзинговая система фирмы «Зингер» послужила образцом для создания аналогичных систем в ряде других отраслей. Так, в 1898 г. фирма «Дженерал моторе» использовала независимые мелкие фирмы, чтобы увеличить дистрибьюторскую сеть способом, не требующим инвестиций. При этом дилер не имел права продавать машины других производителей. От него требовалось также вложить собственный капитал в дело, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания и поддерживать имидж фирмы — продавца франшиз[3 стр 99]

Аналогичные франшизные системы были созданы компаниями "Рексолл" в 1902 г. и "Говард Джонсон" в 1926 г., как и многие другие нефтяные, бакалейные, мотельные и закусочные франшизные  заведения в начале столетия. С этого времени франчайзинг развивался  настолько быстро, что проник в большинство отраслей. Согласно  данным Национальной федерации независимого бизнеса (National Federation of Independent Business), около 10% из 19 млн. предприятий страны в 1988 г. функционировали на основании какого-нибудь  франшизного соглашения, и, как показано в примере 1, франчайзинг в 1988 г. охватывал 34% всего объема продаж розничной торговли. 

Пример 1

Значение  франчайзинга только для розничной торговли,  выраженное в объеме продав (в млрд. долл.)

[21]

На рубеже 60-70-х  годов бизнес франчайзеров успешно развивается. Надо сказать не без скандалов, которые на некоторое время скомпрометировали саму идею франчайзинга. Причиной явилось появление мошенников: люди создавали франчайзинговые компании с целью собрать деньги и исчезнуть, другая причина - появление нежизнеспособных фирм, которые быстро разорялись и разоряли массу дочерних фирм.

Для обеспечения  справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга (1960 год) иЕвропейская Ассоциация Франчайзинга (1972 год).[10]

Начиная с 1972 г. выручка от продаж по всем типам франшиз —  в  розничной торговле, производстве, оптовой торговле и сфере услуг  —  выросла со 144 до 640 млрд. долл. в 1988 г., что показано в примере 5.2.

 

Пример 2

Рост  франшизных  предприятий  во всех  отраслевых  группах,  выраженный доходами

от реализации [22]

В СССР франчайзинг стали  использовать только с конца 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, пришедшим в Советский Союз, стала американская компания PepsiCo. Предприятия по производству напитков "Пепси-Кола" были построены в нескольких городах СССР. А реализовывалась произведенная продукция в основном через сеть фирменных киосков.

Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и  франчайзер, который быстро разрастается, используя денежные средства других людей (франчайзи). В большой степени именно поэтому такие гиганты, как McDonald`s и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время. Кроме возможности быстрого расширения для франчайзера франчайзинг позволяет также франчайзеру внедряться в новые географические районы, которые, вероятно, в противном случае не были бы подходящими для расширения. Поскольку франчайзеру требуется меньшее количество управляющих, затраты на заработную плату и проблемы с персоналом уменьшаются. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании.

Информация о работе Франчайзинг, как форма тиражирования бизнеса