Франчайзинг, как форма тиражирования бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.
Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.
Данная тема очень актуальна. Этот способ организации бизнеса (франчайзинг) позволяет доже неподготовленному в вопросах предпринимательства человеку открыть собственное дело с высокой степенью надежности.

Работа содержит 1 файл

курсовая Огнева.docx

— 655.95 Кб (Скачать)

   Задача защиты  интересов потребителей в российском  законодательстве осуществляется  через положение о государственной  регистрации договора коммерческой  концессии  или договора франчайзинга (ст. 1028, п. 2 ГК РФ). Закон предусматривает  обязанности пользователя    (франчайзи) информировать потребителей  о присутствии посреднических  отношений и обеспечивать надлежащее  качество предлагаемых товаров,  работ, услуг (ст. 1032 ГК РФ).

Порядок заключения договора предусматривает направление оферты, т.е. предложения заключить договор  одной из сторон и ее акцепта, т.е. принятия, другой (ст.432 п.2 ГК РФ). Предложение должно содержать все существенные условия договора, о которых говорилось выше, и четко выражать намерение того, кто сделал предложение, например, франчайзи (ст.435 ГК РФ). С офертой может выступить и покупатель франшизы, если в соответствии с законодательством рассматривать рекламные предложения франчайзеров, как приглашения делать оферты (ст.437 п.1 ГК РФ). Заметим, что практика публичной оферты, предусматривающей заключение договора с любым лицом, отозвавшимся на предложение, однозначно не применима к франчайзингу, поскольку, непосредственное заключение договора предваряет длительная работа франчайзера по изучению претендентов на франшизы. Устная оферта также не допускается, так как франшизного договора законом установлена письменная форма (ст. 1028 ГК РФ). Таким образом, предложение со стороны франчайзи может быть подготовлено в форме проекта договора, а со стороны франчайзи - в форме письма.

   Предметом договора  франчайзинга является комплекс  исключительных прав, закрепленных  за франчайзером (правообладателем) (ст.1027 п.1 ГК РФ). Предоставляемый  комплекс прав включает права  на фирменное наименование и  (или) коммерческое обозначение,  товарный знак. Знак обслуживания, а также охраняемую коммерческую  информацию, прежде всего технологии  и ноу-хау. В договоре может  быть предусмотрена передача  прав и на другие объекты  интеллектуальной собственности,  к примеру, промышленный образец  или программу ЭВМ. В дополнение  к комплексу заключительных прав  закон оговаривает использование  деловой репутации и коммерческого  опыта франчайзера при организации  франшизного бизнеса, а также предусматривает возможность ограничений по территории и объему использования применительно к конкретной предпринимательской деятельности (ст.1027 п.2 ГК РФ). В связи с финансовыми аспектами франчайзинга, условная стоимость деловой репутации франчайзера может значительно повлиять на стоимость передаваемой франшизы. Для заключения договора и достижения в результате этого действия определенного правового результата необходимо согласование воли двух (или более) сторон (ст.154 ГК РФ). Содержание договора полностью зависит от желания сторон, хотя отдельные условия могут определяться законом или иными правовыми актами. Наряду с этим существует т.н. диспозитивные нормы, применение которых подразумевается законом, если в договоре стороны не оговаривают их исключение или иные, отличные от конкретной нормы условия (ст.421 п.4 ГК РФ). К примеру, если договор заключается на определенный срок: один год, десять или двадцать лет (что более характерно для франчайзинга), - по истечении этого срока подразумевается прекращение взаимоотношений сторон, если не оговариваются какие-либо условия, например, автоматическое продление договора при условии добросовестного выполнения сторонами своих обязательств.  В соответствии с договором франчайзер предоставляет франчайзи право использования комплекса исключительных прав за вознаграждение (ст.1027 ГК РФ). Порядок выплаты вознаграждения, изложенный в Гражданском кодексе, рассматривается как рекомендация. Закон предлагает фиксированные разовые или периодические платежи, отчисления от выручки или наценку на оптовую цену товаров, которыми франчайзер снабжает франшизное предприятие (ст.1030 ГК РФ)[1],[11].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Преимущества и недостатки франчайзинга для участников франшизных отношений и его сравнение  с другими способами ведения  бизнеса


2.1. Преимущества и недостатки  франчайзинга для участников  системы

Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи,

но и франшизер, который быстро разрастается, используя денежные

средства других людей (франчайзи). В большой степени именно 

поэтому такие гиганты, как "Макдоналдс" и "Баскин-Роббинс", стали

крупнейшими предприятиями  за такое короткое время. Кроме 

возможности быстрого расширения для франшизера франчайзинг

позволяет также франшизеру внедряться в новые географические 

районы, которые, вероятно, в  противном случае не были бы подходя-

Как и  любой способ ведения  бизнеса франшизные отношения обладает как преимуществами, так и недостатками.

С одной стороны франчайзинг  отличается от других концепций бизнеса  тем, что он ориентирован на успех. Рассмотрим положительный эффект для обеих  сторон:

Преимущества для франчайзера

    • Подписав несколько договоров с франчайзи, франчайзер может продавать им услуги по управлению, консалтингу и маркетингу. Продажа франшизы и продажа специальных услуг служат дополнительным источником дохода для франчайзера.
    • Франчайзинг дает возможности быстрого выхода на новый рынок. И франчайзи приносят имя франшизы на новый рынок. Франчайзи, делая инвестиции в развитие бизнеса во многих городах, создают такую широкую сеть бизнеса, которую франчайзер никогда не создал бы без них: не хватило бы денег. ).

В большой степени именно  поэтому такие гиганты, как "Макдоналдс" и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими предприятиями за такое короткое время

Преимущество для франчайзи 

  • Франчайзер предоставляет франчайзи материалы, обучение и консалтинг. Франчайзи не остается один на один со всеми проблемами и рисками. При этом он остается независимым владельцем бизнеса. Поддержка франчайзера помогает ему избежать многих ошибок, которые обычно делают другие предприниматели.
  • У франчайзи нет проблем, возникающих у предпринимателей на начальной стадии развития бизнеса. Франчайзи используют репутацию, товарный знак и технологии франчайзера. Франчайзи не нужно думать о том, как создать хорошую репутацию своей никому неизвестной фирме. Франчайзи просто покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. При этом у него нет соперников, владеющих той же самой франшизой, ведь франшиза продается на определенную территорию.

Однако, как и в любой  даже самой совершенной системе  ведения бизнеса, у франчайзинга есть недостатки:

Недостатки для франчайзера

  • Франчайзер не может завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы.
  • Могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи.
  • Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий на другие франчайзинговые предприятия.
  • Недоплата или выплата взносов с опозданием.
  • Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзеру.
  • Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны.
  • Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Расторгнув контракт с франчайзером, франчайзи может открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзеру [12],[9стр24],[16].

 

 

Для того, чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзер должен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того, как франчайзи становиться частью системы, франчайзер должен наблюдать за тем, как идут его дела. Франчайзер должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения.

 

Франчайзер должен поддерживать непрерывную связь с франчайзи  и узнавать от него о новых идеях  и решениях уже существующих проблем. Работая вместе с франчайзи, франчайзеры могут избежать проблем, которые могли бы нанести серьезный урон всей системе[18],[6].

Недостатки для франчайзи

  • Невыполнение контракта по франчайзинговому договору со стороны франчайзи.
  • Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы.
  • Отсутствие поддержки со стороны франчайзера. Недостаточная

поддержка со стороны франчайзера  может привести к краху предприятия франчайзи[12],[9 стр24],[18].

Но несмотря не все перечисленные  недостатки франчайзинг показывает себя как успешная, прибыльная и  эффективная  форма ведения бизнеса, которая является выгодной как для  франчайзера, так и для франчайзи.

-------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для многих предпринимателей актуален вопрос: является ли франчайзинг  наиболее выгодным способом ведения  бизнеса?

Попытаемся ответить на этот вопрос, сравнив франчайзинговую систему с собственным делом.

2.2 Сравнение франчайзинговой системы и собственного независимого дела

Существуют по крайней мере два способа стать самостоятельным предпринимателем: либо организовать независимое собственное дело, либо использовать потенциал сотрудничества с известной торговой маркой. Для того чтобы выявить преимущества и недостатки франчайзинговой системы и независимого собственного дела с точки зрения потенциального предпринимателя проведен сравнительный анализ вышеперечисленных моделей. Результаты анализа представлены в таблице[1]:

Таблица 1    

Сравнение франчайзинговой системы и независимого собственного дела                                                                                                     

Характеристика  для сравнения

Франчайзинговая система

Независимое собственное  дело

Возможность стать самостоятельным  предприятием

+

+

Ведение бизнеса под хорошо известной торговой маркой

+

-

Меньшая потребность в  капитале, чем при организации  независимого собственного цела

+

-

Использование уже испытанных форм предпринимательства (снижение риска  разорения)

+

-

Возможность получать преимущества и экономию, доступные только крупным  компаниям

+

-

Обучение, профессиональные консультации, помощь со стороны ведущего элемента

+

-

Опасность потерять свою репутацию  вследствие плохой работы третьей стороны

+ (вследствие плохой работы  франчайзера или других франчайзи)

-


 

Основываясь на результатах  проведенного анализа, отметим следующее. С одной стороны, у франчайзинга есть неоспоримые преимущества:

  • ведение бизнеса под хорошо известной торговой маркой;
  • меньшая потребность в капитале, чем при организации независимого собственного дела;
  • использование уже испытанных форм предпринимательства (снижение риска банкротства);
  • возможность получать преимущества и экономию, доступные только крупным компаниям.
  • обучение, консультации, помощь со стороны ведущего элемента. [18]

При этом, несмотря на все  сказанное в пользу франчайзинга, все же не следует забывать и об отдельных недостатках, свойственных  франчайзинговой модели. Речь идет, в частности, об опасности потерять свою репутацию вследствие плохой работы третьей стороны. Кроме того, на выбор потенциального предпринимателя может повлиять необходимость определенных ограничений его самостоятельности со стороны центрального руководства, реализуемая, как уже отмечалось, с различной степенью жесткости, а также личные мотивы будущего владельца компании.

Подводя итог, отметим, что  на сегодняшний день наиболее активно  применяется комбинированная  модель делового взаимодействия, сочетающая в себе как элементы франчайзинг, так и предпринимательства. [9стр.22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современное  развитие франчайзинга

3.1Современное развитие франчайзинга

Бесспорным мировым лидером  и родоначальником современного франчайзинга являются США.  На конец 2009  года в США было создано 883 292  франчайзинговых компании. Они обеспечили 9,5 млн. рабочих мест и произвели $844,7 млрд продукции для национальной экономики дааной страны. 

Среди самых известных,  популярных и активных американских франчайзеров, функционирующих в сфере услуг можно назвать «Америка Центр» (услуги),«Баскин Роббинс» (мороженое), «Бургер Кинг» (быстрое питание) «Век 21» (недвижимость), «Кем Драй» (услуги по химической чистке [19]

Таблица № 3

Динамика показателей  франчайзингового бизнеса в США в 2007 – 2010 годах. 

 

2007

2008

2009

2010

2008/2009

2009/2010

Франчайзинговые компании, ед.

847244

883984

883292

901093

-0,1%

-2,0%

Занятость

населения, тыс

9 859

9 931

9 522

9 558

- 4,1 %

0,4 %

Выпуск продукции, млрд

долл.

802,9

850,4

844,7

868,3

- 0,7 %

 

2,8%

Информация о работе Франчайзинг, как форма тиражирования бизнеса