Формы и системы оплаты труда. Их разновидность, преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является необходимость исследования оплаты труда, как экономической категории, анализа действующих систем и форм оплаты труда в Российской Федерации. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

- дать характеристику оплате труда, как экономической категории;

- определить экономическую сущность оплаты труда;

- изучить принципы организации заработной платы на предприятиях;

- рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда;

- выяснить современное состояние оплаты труда в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....... 4
1 Понятие и сущность оплаты труда в Российской Федерации………….. 7
1.1 Экономическая сущность оплаты труда……………………………….. 7
1.2 Понятие оплаты труда в современной экономике…………………….. 11
1.3 Основные принципы организации оплаты труда…………………….... 13
2 Системы и формы оплаты труда в РФ……………………………………. 20
2.1 Тарифная система оплаты труда: сущность, состав и содержание…… 20
2.2 Формы и системы оплаты труда согласно положениям ТК РФ………. 23
2.3 Бестарифная система оплаты труда…………………………………….. 31
3 Фонд оплаты труда. Структура фонда оплаты труда по категориям
фонда и категориям персонала………………………………………………

40
Заключение…………………………………………………………………... 42
Список использованных источников………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

ПОЛНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 80.50 Кб (Скачать)

     Прожиточный минимум используется для обоснования  минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан  по направлению службы занятости.

     Структура прожиточного минимума определяет статьи расхода бюджета прожиточного минимума (расходы на питание, непродовольственные  товары, услуги, налоги и другие платежи) по законам России, по социально-демографическим  группам. При дифференциации прожиточного минимума по социально- демографическим  уровням выделяются: трудоспособное население, пенсионеры, дети, а также  определяется структура бюджета  на душу населения. Различают бюджет прожиточного минимума и минимальный  потребительский бюджет. Бюджет прожиточного минимума служит основой для расчета  прожиточного минимума, обеспечивающего  низкий жизненный стандарт потребления  товаров и услуг. Минимальный  потребительский бюджет представляет собой прожиточный минимум более  высокого стандарта.

     Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной  рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ  в нормальных условиях труда. Минимальный  размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства. Минимальный размер оплаты определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом изменения индекса потребительских цен и тарифов на услуги.

     Минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном размере оплаты труда. Месячная минимальная заработная плата  работника, выполнившего свои трудовые обязательства (нормы труда), не может  быть ниже минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и  надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. При определении  минимальной ставки (оклада) работников предприятия работодатель обязан предусматривать  их в более высоком размере, чем  установленный Федеральным законом  минимальный размер оплаты труда. На уровне минимального размера оплаты труда ставка работников устанавливается  в случаях, если предприятие испытывает трудности экономического характера, либо в качестве специальной меры по предотвращению массового высвобождения  работников.

     Для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы предназначена  Единая тарифная сетка, она является основой тарифной системы. Она представляет собой шкалу тарификации и  оплаты труда всех категорий работников от рабочего разряда до руководителей  организации.

     Оплата  труда работников не бюджетной сферы (муниципальных, частных организаций, акционерных обществ, обществ с  ограниченной ответственностью и т.д.) определяется собственником предприятия, исходя из законодательно установленного минимального размера оплаты отраслевых и специальных соглашений, закрепленных в договорах и контрактах, и  регулируется действующей системой налогообложения на прибыль предприятия.

     В условиях перехода к рыночной экономике  и расширения прав организации в  области оплаты руда размеры ставок (окладов) системы премирования и  условия выплаты вознаграждений (бонусов) за выслугу лет определяются в коллективном договоре. В трудовых договорах могут предусматриваться более высокие размеры оплаты, чем предусмотренные в коллективных договорах. Конкретные размеры поощрительных выплат определяются работодателем по результатам труда работника.

     Оплата  труда работников должна производиться  в первоочередном порядке по отношению  к другим платежам предприятия после  уплаты налогов. Выплата заработной платы работникам производится, как  правило, в месте выполнения ими  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Системы и формы  оплаты труда в  РФ 

2.1 Тарифная система  оплаты труда:  сущность, состав  и содержание

     Нормирование  труда служит основой разработки норм выполнения различных операций, позволяет установить каждому работнику нормируемый (необходимый для выполнения) объем трудозатрат. Целью тарификации является установление расценок (тарифов) на соответствующие виды работ и операции, что позволяет организовать работу по определению размеров оплаты труда работников.

     Тарифная  система является связующим звеном между нормированием труда и  заработной платой. Тарифная система представляет собой  совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование зарплаты в зависимости от сложности, условий труда, народнохозяйственной  значимости и особенностей труда.

     Тарифная  система включает в себя:

  • тарифную сетку;
  • тарифную ставку;
  • тарифные коэффициенты;
  • тарифно-квалификационные справочники;
  • надбавки, доплаты к тарифным ставкам и окладам;
  • районные коэффициенты.

     Тарифная  сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов и соответствующих  им коэффициентов или соотношение  тарифных ставок по разрядам.  Она  служит для установления соотношения  в оплате труда в зависимости  от уровня квалификации. Из практики тарифных сеток известны четыре основных типа шестиразрядных сеток, отличающихся по характеру изменения тарифных коэффициентов  от разряда к разряду:

  1. Прогрессивное абсолютное и относительное возрастание тарифных коэффициентов.
  2. Прогрессивное абсолютное и постоянное относительное возрастание тарифных коэффициентов.
  3. Постоянное абсолютное и регрессивное относительное возрастание тарифных коэффициентов.
  4. Регрессивное абсолютное и относительное возрастание тарифных коэффициентов.

     В современных условиях тарифные ставки могут быть изменены хозяйствующим  субъектом в необходимом направлении: может быть увеличен или уменьшен диапазон сетки, т.е. соотношение ставок крайних разрядов;  может быть взят смешанных характер построения параметров сетки, использующий сочетание  прогрессивного, регрессивного и  равного относительного и абсолютного  возрастания тарифных коэффициентов.

     Для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, обязательным является применение единой тарифной сетки (ЕТС). Она состоит  из 18 разрядов. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается  Правительством РФ. Ставки (оклады) работников остальных разрядов ЕТС устанавливаются  путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий  тарифный коэффициент.

     Тарифная  ставка определяет размер оплаты труда  в единицу рабочего времени (минуту, час, день, месяц) и зависит от формы  оплаты труда, условий, значимости и  сложности труда. Ее размер возрастает по мере повышения сложности выполняемой  работы. Тарифная ставка выражается в  денежной форме. Тарифная ставка 1-го разряда  определяет уровень оплаты простого труда в единицу рабочего времени, является базой для определения  зарплаты работника, исходя из уровня квалификации. Тарифные ставки 1-го разряда, дифференцированные по интенсивности, видам работ и условиями труда, образуют так называемую вертикаль  ставок первого разряда.

     Тарифные  ставки по разрядам рабочих, дифференцированные по сложности выполнения ими работ (квалификации рабочих) образуют так  называемую горизонталь ставок или  тарифную сетку.

     Соотношение между размерами тарифных ставок в зависимости от разряда выполненной  работы определяется посредством тарифного  коэффициента, указываемого в тарифной сетке для каждого разряда. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки первого разряда. Тарифный коэффициент 1-го разряда равен 1. Начиная со 2-го разряда, он возрастает и достигает своей максимальной величины для последнего – самого высокого разряда.

     Тарифный  разряд определяет уровень квалификации работника и в зависимости от этого размер оплаты труда.

     Разряд  работы и разряд работника определяются через тарифно-квалификационный справочник (ТКС). ТКС представляет собой перечень профессий, специальностей рабочих по видам работ, а также квалификаций, необходимых для выполнения этих работ. ТКС бывают единые (для одинаковых профессий) и отраслевые. ТКС служит для тарификации работ и тарификации рабочих и присвоения им разрядов. Он состоит из трех разделов. В первом разделе дается характеристика работ, которые должен выполнять рабочий данной квалификации.

     Во  втором разделе отражены сведения о  том, что должен знать рабочий  соответствующей профессии и  квалификации о своем оборудовании и используемых материалах.

     Третий  раздел содержит примеры работ, типичные для каждого разряда. По этим примерам устанавливаются задания рабочим  при присвоении им соответствующей  квалификации. В ТКС указывается, что должен знать теоретически и  уметь выполнять практически  рабочий каждой профессии и разряда.

     Предприятие (фирма) может самостоятельно проводить  работу по тарификации рабочих и  служащих, однако обычно для этих целей  используется Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС). Решение вопроса  об оплате труда рабочих на основе системы окладов отнесено к компетенции  организации, которая самостоятельно утверждает перечень профессий, чей  труд подлежит оплате на основе окладов  с указанием их размеров. Такие  перечни могут быть оформлены  и в виде  приложений к коллективному  договору. При утверждении этих перечней может быть использован Общероссийский классификатор профессий рабочих.

     В условиях плановой централизованной экономики  тарифная система оплаты труда является одним из основных элементов организации  зарплаты. В условиях экономической  самостоятельности и обособленности хозяйствующих субъектов, когда  предприятия самостоятельно строят свою политику в области оплаты труда, она преобразуется в систему  нормативов, носящих сугубо рекомендательной характер. В этом качестве нормативы  могут найти применение на предприятиях любых организационно-правовых форм. 

2.2 Формы и системы  оплаты труда согласно  положениям Трудового Кодекса Российской Федерации

     Хотя  Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ) напрямую этого не предусматривает, но по-прежнему вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала, организации вправе определять самостоятельно.

     Конкретный  выбор закрепляется в коллективном или трудовом договоре или иных локальных  актах организации.

     Системы оплаты и стимулирования труда, в  том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и  нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, должны устанавливаться работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации или иного представительного органа работников, определяемого в порядке, установленном ст.29 – 32 ТК РФ.

     Бюджетные учреждения при организации оплаты труда обязаны применять единую систему, определяемую в порядке, установленном  отдельным федеральным законом.

     В рамках оплаты труда организации  вправе использовать как тарифную, так и бестарифную системы, сочетая  их с применением различных систем премирования, стимулирования и материального  поощрения.

     Общий порядок премирования работников (случаи, общий размер) может устанавливаться  коллективным договором, а непосредственно  вопросы премирования регулируются положением о премировании.

     В современных условиях можно выделить три формы оплаты труда:

  • сдельная – оплата за каждую единицу продукции или выполненный объем работ; 
  • повременная – оплата за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой;
  • смешанную.

Информация о работе Формы и системы оплаты труда. Их разновидность, преимущества и недостатки