Формирование производственной программы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Планирование производства и реализации продукции представляет собой процесс разработки и выполнения основных заданий годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 8
1.1 Производственная программа и ее показатели 8
1.2 Условия оптимальной производственной программы 14
1.3 Производственная мощность предприятия и ее виды 15
1.4 Методика расчета производственной мощности и показатели ее использования 17
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО «ГОМСЕЛЬМАШ» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ динамики использования производственных мощностей 27
2.3 Формирование производственной программы по производству трактора МТЗ-80 32
2.4 Анализ производственной программы предприятия по производству МТЗ-80 в условиях рынка 33
2.5 Факторы, влияющие на изменение производственных мощностей и их использования 34
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 37
3.1 Резервы повышения использования производственных мощностей 37
3.2 Разработка мероприятий по достижению оптимального объёма производства МТЗ-80 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа содержит 1 файл

0090 - ЭПО - Формирование производственной программы в совре.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

     Мероприятия понижающие себестоимость продукции:

     - снижение затрат на производство и реализацию продукции;

     - экономия ресурсов, потребляемых в процессе производства;

     - снижение трудоёмкости выпускаемой продукции, роста производительности труда;

     - сокращения численности административно-обслуживающего персонала;

     - контроль за качеством сырья и материалов.

     Разработаем маркетинговые мероприятия, которые будут  способствовать росту сбыта:

     - нужно знать рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на данный товар, использовать полученную информацию в процессе разработки и принятия научно-технических производственных решений;

     - максимально приспособить производство к требованиям рынка для повышения эффективности функционирования предприятия. Производить то, что продаётся.

     - воздействовать на рынок, на спрос с помощью всех доступных средств для его формирования в необходимых для предприятия направлениях;

     - обеспечить целевое управление процессом: научные разработки – производство – реализация – сервис;

     - завоёвывать рынок товарами наивысшего качества и надёжности;

     - добиваться преимуществ в конкурентной борьбе за счёт повышения технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большого объёма и лучшего качества сопутствующих услуг;

     - ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию рынка, расширению объёма продаж, особенно на перспективных секторах рынка. 
 
 

 

Заключение

     В ходе курсовой работы были рассмотрены  и проанализированы экономическая ситуация, а также более подробно – формирование производственной программы и использование производственных мощностей на ПО «Гомсельмаш».

     Производственная программа (план производства и реализации продукции) — ведущий раздел плана организации (предприятия), отражающий комплексное задание по выпуску продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях.

     Основными показателями производственной программы являются номенклатура продукции в натуральном выражении и валовая, товарная, реализованная и чистая продукция в стоимостном выражении.

     Товарная  продукция — основной показатель производственной программы, включающий стоимость продукции, работ и услуг, предназначенных для реализации.

     Производственная  программа должна быть оптимальной  т.е. в наибольшей степени отвечать структуре ресурсов предприятий и обеспечивать наилучшие результаты его деятельности.

     Планируемые объемы выпуска продукции должны быть обоснованы необходимыми материальными и трудовыми ресурсами, но в первую очередь, производственной мощностью.

     Производственная  мощность предприятия — максимально  возможный годовой выпуск продукции  заданного качества при использовании всех резервов производства.

     Основными элементами для расчета производственной мощности служат состав и количество оборудования, его техническая характеристика, трудоемкость изготовления продукции, действительный фонд времени работы оборудования.

     Производственная  мощность предприятия (цеха или производственного  участка) характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

     Анализируя  производственные мощности, целью анализа  служит решение следующих задач: оценка количественных изменений, характеризующих производственную мощность и использование оборудования, оценка выполнения плана наращивания производственных мощностей, выявление фактических причин изменений мощностей по величине и по  уровню использования, выявление структурных изменений в мощностях, нарушений сопряженности взаимосвязанных производств, в том числе основного и вспомогательного производства, выявление степени недоиспользования и недозагрузки мощностей и причины, оценка обоснованности планового производства продукции по показателям использования производственных мощностей. Решая поставленные задачи, раскрывается методика экономического анализа использования производственных мощностей, рассчитываются резервы повышения их использования.

     С этой целью прежде всего дается общая  экономическая характеристика ПО «Гомсельмаш», анализируются показатели финансовой отчетности предприятия, а затем анализируются данные в разрезе рассматриваемой темы.

     Данные  анализа основных экономических  показателей показали следующее.

     Валовая прибыль в разрезе анализа 2007-2009 гг увеличивается. В 2007 г она составляет 2468,4 млн.руб., в 2008 г увеличивается на 163,7 млн.руб. и составляет 2632,1 млн.руб., что составляет 6,6 % прироста. В 2009 г в сравнении с 2008 г валовая прибыль составила 2962,1 млн.руб., что составило 112,5%.

     Поскольку за исследуемые периоды валовая  прибыль возросла с 2468,4 млн.руб. в 2007 г до 2962,1 млн.руб. в 2009 г, а выручка от реализации сократилась с 16357 млн.руб. в 2007 г до 13213,5 млн.руб. в 2009 г, то это повлияло на увеличение искомого показателя рентабельности.

     Повышение коэффициента износа (в 2007 г он составлял 50%, в 2008 возрос до 51%, а в 2009 г – до 52%) говорит о старении оборудования, но необходимо отметить, что данный показатель имеет среднее значение в согласно общепринятым нормативам.

     Чистая  прибыль является в нашем случае довольно скачкообразным, что может быть связано с объективными сторонами экономической деятельности (освоение новых рынков сбыта, например, и быстрый их захват).

     Предприятию выгодно ускорение оборачиваемости, так как оно приводит к временному освоению средств, которые предприятие может расходовать на свои нужды. В нашем случае оборачиваемость замедляется, количество дней оборота увеличивается, что является отрицательным фактом.

     Говоря  об анализе использования производственных мощностей, необходимо отметить, что за выбранные для анализа периоды (2008-2009 г.г.) производственная мощность возросла как по среднегодовому показателю, так и в разрезе отдельных факторов (вводимых и выводимых мощностей). Это говорит об освоении предприятием производственных мощностей и стремлении к совершенствованию технологической стороны процесса производства, наращивании производственных мощностей. Производственные мощности возрастают, базисный темп роста возрос со 101,84 % в 2008 г до 107,75 % в 2009 г. Цепные темпы продолжают расти (со 101,84 % до 105,8%). Прирост составляет согласно цепным показателям соответственно 1,84 % и 5,8 %. Это говорит об увеличении объема производственных мощностей на 1,84% и на 5,8% соответственно в 2004 г и в 2005 г. Среднегодовой темп динамики составляет 3,27 %, среднегодовой темп прироста – 1,04.

       Однако следует отметить, что  производственные мощности стали  использоваться в меньшем объеме (согласно коэффициенту использования – с 79% в 2009 г произошло сокращение до 68% в 2009 г), что является отрицательным фактом. Следовательно, необходимо пересмотреть обстановку в отношении затрат на производство, организационные и материальные вопросы.

     Коэффициент интенсивной загрузки также снизился в 2009 г до 0,59 с 0,79 в 2008 г, что говорит о сокращении использования производственной мощности в разрезе дневного выпуска продукции в отношении к производственной мощности.

     Индекс  роста производственной мощности больше 1, из этого следует, что наблюдается  рост объемов производственных мощностей. В 2009 г данный коэффициент (1,15) несколько выше, чем в 2008 г (1,08), что говорит об увеличении индекса роста производственной мощности.

     Рассматривая  коэффициент обновления производственных мощностей, видно, что доля вводимых производственных мощностей имеет  неплохой удельный вес. К тому же в 2009 г коэффициент несколько повысился (с 0,15 до 0,17), это говорит об увеличении обновления объема производственных мощностей по сравнению с предыдущим годом. В 2009 г интенсивность обновления снизилась по сравнению с предыдущим годом, говоря о резком сокращении темпов выбытия.

     Если  темпы роста основных фондов и  производственных мощностей намного меньше темпов их выбытия, то это ведет к «старению» используемых мощностей. В нашем примере темпы роста производственных мощностей согласно расчетам превышают темпы их выбытия (в 2008 г соответственно 1,08 и 0,47, а в 2009 г – 1,15 и 0,15), что говорит о тенденции обновления. Коэффициент стабильности возрос в 2009 г на 0,04, что связано с сокращением выбывающих мощностей.

     Основными факторами, влияющими на уровень использования оборудования, являются совершенствование организации обслуживания производства,  повышение качества и  организации  планирования  производства,  технического  развития предприятий и технологического  планирования  загрузки  оборудования,  более широкое внедрение в практику  производства  современных   прогрессивных  форм организации труда, совершенствование материального стимулирования  улучшения использования оборудования, совершенствование структуры  парка  оборудования путем    рационального    распределения    выделенного     предприятию     и перераспределение недогруженного, повышение  коэффициента  сменности  работы оборудования, сокращение времени простоев оборудования в ремонтах.

     Развитие  нашей экономики на современном  этапе и в ближайшей  обозримой перспективе  обусловливает   необходимость   совершенствования   организации интенсивного   использования    производственных    мощностей.

     Для улучшения использования и дальнейшего  наращивания производственных мощностей необходимо:

     - сократить внутрисменные и целосменные  простои парка основного технологического оборудования;

     - повысить фондовооруженность путем  внедрения новых, более прогрессивных оборудования и технологии;

     - модернизировать действующий парк  основного технологического оборудования;

     - углубить специализацию и расширить  кооперацию.

 

Список  использованных источников

  1. Василевич И. Учёт расходов, включаемых в себестоимость  продукции/ И. Василевич // Бухгалтерский  учёт. - 2002. - 8. - С.59-60.
  2. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебн.пособие. Практикум. - 3-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 188с.
  3. Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия. Учебник для вузов. М.Ф: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – 341с.
  4. Зайцев. Экономика промышленного предприятия - М.: ИНФРА-М, 2000. – 295с.
  5. Ковалёва А. М. и др. Финансы фирмы: под ред. Ковалёва А.М.. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 337с.
  6. Котляров С.А. Управление затратами: Учебное пособие/ С.А. Котляров. - СПб.: Питер, 2001. - 160с.
  7. Мишин Ю.А. Управленческий учет: Управление затратами и результатами производственной деятельности. - М.: Дело и сервис, 2002. - 251с.
  8. Налоги: Учебное пособие/ Под ред. Д.Г. Черняка - М.: Финансы и статистика, 2005. – 221с.
  9. Новиков В.Г. Анализ соотношения "затраты - объем - прибыль" // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - 4. - с.120-137.
  10. Палий В.Ф. Основы калькулирования. М.: Ф и С, 2003. – 190с.
  11. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 467с.
  12. Финансы предприятия: под ред. Н.В. Колчиной.- М. 2003. – 395с.
  13. Экономика предприятия под ред. Грузинова В. П. - М.2004. – 298с.
  14. Экономика предприятия / под ред. А.Ф. Сафронова, М.: Дело-М, 2000. – 344с.
  15. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. проф. Н.А. Сафонова. - М.: "Юристь", 2004. – 388с.
  16. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 561с.
  17. Экономика предприятия: Учебник под ред. А.К. Черника, М., 2001. – 491с.
  18. Экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова, М., 2001. – 501с.

Информация о работе Формирование производственной программы предприятия