Форма организации бизнеса в условиях формирующегося рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Я хочу отразить в своей работе сущность предпринимательства, его преимущества и недостатки, современное состояние и тенденции развития.

Цель данной работы - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, а также его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......3
Человек и бизнес………………………………………………………...6
Понятие и сущность бизнеса……………………………………………9

2.1Теоретические модели предприятия ……………………………….11
Роль бизнеса……………………………………………………………17
Функции бизнеса………………………………………………………...24
Экономика Казахстана, как среда бизнеса……………………………..26
Виды предпринимательства и организационные формы бизнеса…….28

6.1 Основные виды предпринимательской деятельности…………………28

6.2Формы организации бизнеса………………………………………………………….32
Бизнес в условиях рыночной экономики…………………………………………….41

Заключение………………………………………………………………….46

Список использованной литературы………………………………………48

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 109.03 Кб (Скачать)

Однако именно реальная деятельность Volvo лучше всего  иллюстрирует ее позицию. Volvo достигла столь многих успехов в области  безопасности, что ее вклад в благополучие общества – это буквально спасение человеческих жизней. Volvo ввела большую  часть средств безопасности, которые  сегодня мы воспринимаем как должное  в любой машине: трехточечный ремень безопасности, безопасные сиденья для  детей, инерционные ремни, напоминание  о непристегнутых ремнях, системы  предупреждения о перегоревших лампах, зеркала с широким углом обзора, ремни безопасности на центральных  задних сиденьях, боковые системы  защиты от ударов (снижающие риск летального исхода на 25%), боковые воздушные  подушки (еще 25%-ное снижение вероятности  летального исхода).

Маркетинговая согласованность Volvo проявляется в  том, что она признает тот факт, что люди ценят свою жизнь. От дилерских  офисов с детскими площадками до ориентированной  на семью рекламы – Volvo знает своего клиента. Стремясь к дальнейшему  росту, Volvo активизирует контакт с  клиентами посредством гонок Volvo Ocean Race и кампаний, пропагандирующих активный образ жизни. Смысл в том, что риск при правильной подготовке не противоречит видению Volvo. Масштаб Ford дал ей достаточную финансовую мощь, чтобы приобрести Volvo, но четкость позиционирования Volvo способствует тому, что она производит все более безопасные автомобили для всех нас. 

Уверенные компании тоже вносят прямой вклад в  улучшение ситуации в обществе

Многие компании также способны вносить непосредственный вклад в повышение благосостояния общества. Этот вклад обычно принимает  форму товаров или знаний, а  не денег. Это стало главным предметом  споров среди людей, занимающихся корпоративной  социальной ответственностью (CSF) за пределами  Казахстана. Хотя это можно считать  конечной целью, многие действия, предпринимаемые  иностранными компаниями, оказались  бы в Казахстане преждевременными.

Желая внести свой вклад в общество, компания видит  основной целью помощь людям. Но есть еще много вторичных причин, играющих роль при принятии решений. Компании выбирают действия, сообщающие об их позиционировании. Компании ждут возврата на инвестиции, пусть даже придется ждать много  лет. Есть много примеров, но некоторые  данные из Финляндии, Швеции и Дании  особенно хорошо иллюстрируют эти многочисленные цели.

Nokia (Финляндия), как известно, раздает большое  количество мобильных телефонов  рабочим в развивающихся странах.  Это не только очень помогает  рабочим, но и прекрасно вписывается  в позиционирование Nokia на основе  отношений между людьми, выраженное  лозунгом «Соединяя людей» (Connecting people). Но кроме того, это соответствует  их бизнес-стратегии разработки  низко-затратных телефонов для  таких рынков, как Индия и Африка, где можно ожидать долгосрочных  возвратов на инвестиции.

Ericsson (Швеция) использовала  несколько иной подход. Отдав  производство телефонов целиком  компании Sony Ericsson, Ericsson теперь занялась  созданием инфраструктуры, на которой  мобильные операторы строят свои  сети. Несколько лет назад Ericsson образовала Ericsson Response, оперативное  подразделение, занимающееся реагированием  Ericsson на бедствия во всем мире. Когда случаются бедствия, организации  скорой помощи просят Ericsson выслать команду людей со всем необходимым оснащением, чтобы те наладили коммуникационную инфраструктуру. Эта роль подчеркивает отзывчивость и надежность, которые играют на руку Ericsson в корпоративном мире, в то же время помогая спасать жизнь людям. Со временем Ericsson Response выросла в координатора ответных действий Ericsson при возникновении нужд местного масштаба, от добровольной помощи членам местных общин до сбора средств на те или иные благотворительные мероприятия.

Novo Nordisk (Дания)  – мировой лидер в производстве  инсулина, необходимого при лечении  диабета. Будучи медицинской компанией,  она балансируют на тонкой  грани между помощью людям  и получением прибыли, и ей  прекрасно удается и то, и другое. С годами благодаря своему  успеху она смогла помочь странам  создать национальные программы  по лечению диабета, нацеленные  на более раннее выявление  больных. Более раннее выявление  повышает шансы на успех при  лечении и резко увеличивает  срок жизни пациентов. Чем раньше  выявлен пациент, тем раньше  они становятся клиентами Novo Nordisk. Двойственная цель компании не  ограничивает ее способности  помогать все большему количеству  людей с каждым годом. Согласно  взглядам одних экономистов, основное  назначение предприятия – служить  источником дохода для собственников  (акционеров); другие считают, что  суть предприятия в производстве  продукции, удовлетворении материальных  потребностей общества; третьи, говоря  о предприятии, имеют в виду  его функцию обеспечения занятости.  Сторонники комплексного подхода  отмечают целый ряд дополнительных  существенных функций предприятия  в современном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 

4.Функции  бизнеса  

В развитой рыночной экономике бизнес (предпринимательство) выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.                                                                                     Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства и осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как выражение в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.   Ресурсная функция  предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.                                                                                                  Творческо-поисковая  инновационная функция свойственна  предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования. Она связана с  использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику. Социальная  функция предпринимательства заключается  в возможности каждого дееспособного  индивидуума быть собственником  дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей — предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников.  Организаторская функция предпринимательства проявляется  в принятии предпринимателями самостоятельных  решений об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий. Необходимо помнить, что все функции бизнеса очень важны как для современной экономики в целом, так и для каждой отдельно взятой организации. Знание этих особенностей поможет руководителю планировать стратегию своего бизнеса более уверенно и профессионально, а значит существенно повысит возможность успешности даже самого рискованного предприятия. Что же касается влияния отдельных бизнес-структур на экономическую ситуацию в стране, тут можно сказать только одно – от успешности частных предпринимателей в огромной степени зависит устойчивое положение экономики.

5.Экономика Казахстана, как среда бизнеса

"Не было  бы счастья, да кризис помог" - так можно "переложить" старую  поговорку в отношении усилий  предпринимательского сообщества  по изменению порядка проверок  малого и среднего бизнеса  контролирующими госорганами. 
 
Все последние годы эта проблема оставалась наиболее острой для данного сектора экономики. Не сосчитать попыток со стороны бизнесменов как-то убедить высоких чиновников в несовершенстве и откровенной вредности существующей системы контроля, с ее откровенной предрасположенностью к коррупционным преступлениям. Нельзя сказать, что государственные органы "в упор" не слышали бизнес-сообщество. Такая мера, как мораторий на проверки, до определенной степени ослаблял проблему, но принципиально ее не решал. Окончания моратория предприниматели ждали с настоящим ужасом. 
 
И вот радость - приняты не только изменения в действующую регламентацию проверок, но еще и заявлено, что правительство в течение ближайших полутора лет проведет дальнейшие реформы в этом направлении. При том, в тесном контакте с бизнес-сообществом и при технической поддержке Проекта ЮСАИД по улучшению бизнес-среды. 
 
Мунавара Палташева, исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана, назвала принятые изменения в законодательство примером государственно-частного партнерства. "Активно работали бизнес-ассоциации, международные организации, непосредственно - представители госорганов и депутаты парламента… Благодаря такой совместной работе мы получили очень значимые изменения в законодательстве". 
 
Что стало причиной такой резкой эволюции в отношении государства к этой проблеме? Настойчивость бизнес-сообщества, которое постоянно говорило о проблемах проверок и по принципу "капля камень долбит" таки подвигло правительство к нужным действиям в этом направлении? Отчасти, наверное, да. Но главным стимулом, наверное, все же стал экономический кризис. Отрадно, что реакцией госорганов все же стали шаги по либерализации этой проблемы, а не попытки решать проблему сиюминутного наполнения бюджета за счет "сдирания последней шкуры" с малого и среднего бизнеса. Это - адекватная реакция власти на кризис, которая позволит бизнесу выстоять в сложный период, сохранив рабочие места и основу для будущего возрождения экономики после кризиса. 
 
- В законе очень много новшеств. Проверки меняют свой характер с карательного на превентивный. Предусматривается общее их сокращение и систематизация. Но, помимо этого, улучшается и общая среда вокруг бизнеса. Для нас очень важным является то, что в законодательстве появилась статья, в которой очень четко расписаны правила принятия нормативно-правовых актов, касающихся предпринимательства. Согласно ей, отныне любой такой акт должен приниматься с расчетом экономической целесообразности. Важно и то, что в законодательстве определено понятие социальной ответственности бизнеса, - подчеркнула г-жа Палташева. 
 
Она призвала все предпринимательское сообщество активизировать общественную работу в ассоциациях: в течение шести месяцев будет прорабатываться система управления рисками в бизнесе, и бизнесмены должны в ней участвовать. Иначе в итоге может получиться документ, который вернет систему проверок к прежним формам. Потом в течение полутора лет будет идти следующий этап: приведение всей существующей нормативно-законодательной базы в соответствие с модернизированным законодательством. И это тоже должно идти при участии и контроле бизнес-сообщества. 
 
- Сейчас, когда государство поняло необходимость и важность этих действий и повернулось лицом к нам, всему бизнес-сообществу, как ассоциациям, так и самим предпринимателям, необходимо активизироваться и объединиться, - подчеркнула исполнительный директор Форума предпринимателей РК. 
 
Сейчас в рамках государственно-частного партнерства по улучшению бизнес-среды в Казахстане идет работа ассоциаций и правительства над другой проблемой: упрощении процедуры лицензирования и сертифицирования. Если все заявленное будет реализовано, то через пару лет можно будет говорить о серьезнейшей модернизации бизнес-среды в стране как о свершившемся факте.
 

6. Виды предпринимательства и организационные формы бизнеса

6.1. Основные виды предпринимательской деятельности

Предпринимательство как особая форма экономической  активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство  государственное;

б) предпринимательство  частное.

Государственные предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное  и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление  непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);

2) осуществление  посреднических функций, т. е.  оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Общественное  понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской  деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

1) к увеличению  производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

2) к ускорению  темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению  товарных рынков до объективно  требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

В зависимости  от содержания предпринимательской  деятельности и ее связи с основными  стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое,  финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам  предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей  продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом  функция производства в этом виде предпринимательства -  основная, определяющая.

Информация о работе Форма организации бизнеса в условиях формирующегося рынка