Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа
Я хочу отразить в своей работе сущность предпринимательства, его преимущества и недостатки, современное состояние и тенденции развития.
Цель данной работы - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, а также его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан.
Введение……………………………………………………………….......3
Человек и бизнес………………………………………………………...6
Понятие и сущность бизнеса……………………………………………9
2.1Теоретические модели предприятия ……………………………….11
Роль бизнеса……………………………………………………………17
Функции бизнеса………………………………………………………...24
Экономика Казахстана, как среда бизнеса……………………………..26
Виды предпринимательства и организационные формы бизнеса…….28
6.1 Основные виды предпринимательской деятельности…………………28
6.2Формы организации бизнеса………………………………………………………….32
Бизнес в условиях рыночной экономики…………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………….46
Список использованной литературы………………………………………48
Таким
образом, сами понятия “индивидуум”
- ”общество” - ”бизнес” оказываются
экономически и социально взаимосвязанными
таким образом и в такой
степени, что существование каждого
из этих понятий и рассмотрение
их в отдельности, без привязки к
двум другим, и их взаимоотношений
во взаимодействии, объективно является
некорректным.
2.Понятие и сущность бизнеса
Что такое бизнес?
Классическое
определение бизнеса
При любой экономической
системе есть силы, которые являются
ведущими в осуществлении основной
экономической цели данной системы.
В планово-административной системе
– это государственные
Бизнес и предпринимательство – одни из главных элементов рыночной экономики, без них государство не может интенсивно развиваться. Бизнес и предпринимательство влияют на темпы экономического роста государства, структуру, объем и качество валового национального продукта.
В последнее время такие понятия, как «бизнес» и «предпринимательство», стали смешиваться и утрачивать свой первоначальный смысл.
Одно из самых распространенных на сегодняшний день определений говорит, что бизнес – это любая деятельность, направленная на получение прибыли, осуществляемая путем реализации пользующихся спросом товаров и услуг.
Однако существуют
и другие определения, более адаптированные
к реальным условиям, например: бизнес
– это предпринимательская
Предпринимательство
или предпринимательская
Разделить эти понятия сложно, поскольку они равнозначны, однако, безусловно, имеются отличия.
Бизнес, как и
предпринимательская
Сущность бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие . Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте.
Один и тот
же бизнес может быть реализован на
различных предприятиях последовательно
во времени или же параллельно. Одно
и то же предприятие может стать
ареной функционирования различных
бизнесов. Бизнес может прекратиться
с уходом из него бизнесмена, а может
быть и успешно продолжен другими
людьми. Иными словами, границы и
суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми,
варьируемыми, и порой идентификация
различных экономических
Сущность
бизнеса как процесса и предприятия
как организационной формы его проявления
является предметом интенсивного изучения
как в популярной, так и в научной литературе.
Для того чтобы дать рекомендации по созданию,
выбору и реализации стратегических направлений
бизнеса, целесообразно суммировать основные
позитивные выводы современной микроэкономической
теории применительно к функционированию
предприятия. Для обобщенного описания
предприятия желательно понять, как отражаются
в той или иной теоретической концепции:
1) состав и влияние факторов принятия
решений в сфере производства и реализации
продукции, а также процессов воспроизводства;
2) организационно-функциональная структура
предприятия и механизм взаимоотношений
между организационными подразделениями;
3) производственно-
4) система взаимоотношений между работниками
предприятия, его руководителями и собственниками.
С теоретических
позиций модель предприятия обычно
представляется в виде трех компонент:
описания предприятия в виде системы
(«концепция предприятия»); описания факторов
и критериев принятия стратегических
решений на предприятии; описание поведения
предприятия в деловой и
2.1.Теоретические модели предприятия
В экономической
науке известно несколько основных
вариантов теории (модели) предприятия,
описывающих с помощью
Неоклассическая модель (В.М.Гальперин и др., 1994) предприятия рассматривает фирму как целостный объект, осуществляющий преобразование исходных материальных, трудовых и финансовых ресурсов в продукцию с помощью набора некоторых технологий, а также привлечение этих ресурсов в производство. «Портрет» предприятия представляется в виде производственной функции, выражающей технологическую и экономическую зависимость результатов производства от затраченных факторов. При этом считается, что формирование состава и выбор объемов факторов находятся в компетенции руководства и могут быть осуществлены в широких пределах на достаточно прозрачном с информационной точки зрения рынке факторов. «Поведение» предприятия – выбор объемов и структуры привлекаемых ресурсов и цены производимой продукции таким образом, чтобы прибыль предприятия (или иной показатель его деятельности) была максимальной. Считается, что если предприятие не стремится к максимизации прибыли, то оно рано или поздно потерпит поражение в конкурентной борьбе и будет исключено из числа агентов рынка в ходе естественного отбора, реализуемого механизмом рыночной конкуренции.
В соответствии
с таким пониманием роли и функций
предприятия исследование предприятий
как субъектов рыночной экономики
в 50-х – 70-х годах концентрировалось
в двух основных направлениях. Первое
– это изучение технологических
свойств и параметров фирм, т.е. пропорций
замещения труда, капитала, средств
и предметов производства, определение
таких пропорций, которые обеспечивали
бы минимизацию издержек. Второе –
анализ организации различных рынков,
их структур и влияния последних
на конкурентное поведение фирмы. Неоклассическое
представление о предприятии
является по сей день базовым, принятым
в большинстве стран мира, именно
на нем построены учебные курсы
микро- и макроэкономики. Вместе с
тем базовая неоклассическая
модель претерпела за последнее время
целый ряд изменений, направленных
на включение в анализ явлений
неценовой конкуренции, воздействия
географического положения
В институциональной концепции (Коуз, 1993) подход к предприятию основан на различии двух видов производственно-экономических отношений: между работниками или подразделениями одного предприятия и отношениями между экономическими субъектами, не принадлежащими к одному предприятию. Иными словами, производство продукции на данном предприятии противопоставляется свободной купле – продаже на рынке факторов, механизм административного управления – механизму рыночных взаимодействий.
В эволюционной теории (Nelson, Winter, 1982; Макаров, 1997) фирма рассматривается как один из объектов в среде подобных объектов, которую можно уподобить биологической популяции. Поведение предприятия в первую очередь определяется взаимоотношениями между членами этой популяции, во вторую – некоторыми внутренними характеристиками объекта, к числу которых в первую очередь в данной теории относят устоявшиеся правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние или внешние воздействия. Считается, что за время функционирования предприятия в непрерывном взаимодействии с «популяцией» на каждом предприятии складываются определенные традиции и процедуры принятия решений, алгоритмы реагирования на изменение внешней и внутренней среды. Эти правила («рутины») и определяют, согласно данной концепции, в конечном счете лицо фирмы, отличие одного предприятия от другого в конкурентной борьбе. По мнению «эволюционистов» именно сложившиеся правила, а не слепое стремление к максимизации прибыли во всех ситуациях и при всех условиях определяют характер принимаемых решений. Эти правила не являются раз и навсегда установленными, они эволюционируют в соответствии с изменением деловой среды предприятия и несут на себе отпечаток как личностей руководителей фирмы, так и характера взаимоотношений с партнерами из других предприятий. «Поведение» фирмы – обусловленная «рутинами» непосредственная и эволюционная реакция фирмы на воздействия со стороны деловой, административной и технологической среды.
Эволюционная модель предприятия, таким образом, признает, в отличие от неоклассической, что у предприятий нет единого критерия оптимальности принимаемых решений. Этот критерий носит строго индивидуальный характер, отражая не только индивидуальные предпочтения, но и исторический опыт деятельности фирмы, ее успехов и неудач. Понятно, что речь идет не о постоянном, как в неоклассической теории, а о динамическом критерии, меняющемся от периода к периоду.
Характерным для
эволюционной концепции является системное
представление о предприятии
как о двойственном объекте: с
одной стороны, являющемся членом делового
сообщества («популяции») и испытывающем
на себе в полной мере все последствия
эволюции этого сообщества, с другой
– обладающем собственными традициями
в определении направлений
Предпринимательская модель фирмы (Hisrich, Peters, 1989; Проблемы управления ..., 1992) опирается на представление о предприятии как о сфере приложения предпринимательской инициативы и имеющихся у предпринимателя или доступных для привлечения ресурсов. Конечно, не все предприятия являются предпринимательскими, и в этом смысле предпринимательская теория имеет более ограниченный объект исследования, чем другие виды теорий фирмы. Вместе с тем число предпринимательских фирм во много раз превышает число иных предприятий, поэтому пересечение между множеством объектов предпринимательской и множеством объектов иных теорий достаточно велико. Во главу угла в данной концепции ставятся взаимоотношения между предпринимателем и его бизнесом. Считается, что в основе предпринимательского бизнеса и в центре деятельности такого предприятия находится фигура предпринимателя – независимого, активного, энергично устремленного к успеху, склонного к риску, настойчивого, адаптивного, уверенного в себе человека, умеющего использовать в своих целях противоречивые обстоятельства. Однако в модифицированных вариантах предпринимательской концепции (Tropman, Morningstar, 1989) вовсе не считают обязательным, чтобы такой человек был на предприятии в единственном числе и в роли директора, и рассматривают влияние на поведение предприятия деятельности «макропредпринимателей», руководящих внешними связями предприятия с другими организациями, деловой, административной и технологической средой, населением; «мезопредпринимателей», осуществляющих управление схемами и материально-финансовыми потоками во внутренней деятельности предприятия, в том числе – инновационными мероприятиями; «микропредпринимателей», сферой активности которых является микрозвенья производства, вплоть до организации рабочих мест. В принципе любое предприятие нуждается в предпринимателях всех трех типов, для успешной работы предприятия важно лишь, чтобы каждый из потенциальных предпринимателей сделал свой осознанный и обоснованный выбор между этими типами ролей.
Следует подчеркнуть,
что в предпринимательском
Поведение предприятия
в данной модели – результат действия
и взаимодействия предпринимателей
всех трех уровней. Особенно важны взаимоотношения
между предпринимателями на предприятии,
его работниками и
Информация о работе Форма организации бизнеса в условиях формирующегося рынка