Форма организации бизнеса в условиях формирующегося рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Я хочу отразить в своей работе сущность предпринимательства, его преимущества и недостатки, современное состояние и тенденции развития.

Цель данной работы - показать насколько актуально предпринимательство в рыночной экономике, а также его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......3
Человек и бизнес………………………………………………………...6
Понятие и сущность бизнеса……………………………………………9

2.1Теоретические модели предприятия ……………………………….11
Роль бизнеса……………………………………………………………17
Функции бизнеса………………………………………………………...24
Экономика Казахстана, как среда бизнеса……………………………..26
Виды предпринимательства и организационные формы бизнеса…….28

6.1 Основные виды предпринимательской деятельности…………………28

6.2Формы организации бизнеса………………………………………………………….32
Бизнес в условиях рыночной экономики…………………………………………….41

Заключение………………………………………………………………….46

Список использованной литературы………………………………………48

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 109.03 Кб (Скачать)

      Таким образом, сами понятия “индивидуум” - ”общество” - ”бизнес” оказываются  экономически и социально взаимосвязанными таким образом и в такой  степени, что существование каждого  из этих понятий  и рассмотрение их в отдельности, без привязки к  двум другим, и их взаимоотношений во взаимодействии, объективно является некорректным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Понятие и сущность бизнеса

Что такое бизнес?

      Классическое  определение бизнеса формулируется  как “предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли”. Участниками бизнеса являются не только отдельные индивидуумы - непосредственные сотрудники той или иной фирмы, но и государство как законодательная  и исполнительная власть, “рынок”  как совокупность конкурирующих  фирм, и, наконец, общество в целом  как конечный потребитель продукции.

При любой экономической  системе есть силы, которые являются ведущими в осуществлении основной экономической цели данной системы. В планово-административной системе  – это государственные предприятия, в рыночной – бизнес и предпринимательство  всех форм собственности, разделяемые  по объемам производства на малый, средний  и крупный бизнес. Существенное значение играют малые формы бизнеса из-за их многочисленности и высокой рентабельности.

Бизнес и предпринимательство  – одни из главных элементов рыночной экономики, без них государство  не может интенсивно развиваться. Бизнес и предпринимательство влияют на темпы экономического роста государства, структуру, объем и качество валового национального продукта.

В последнее  время такие понятия, как «бизнес» и «предпринимательство», стали  смешиваться и утрачивать свой первоначальный смысл.

Одно из самых  распространенных на сегодняшний день определений говорит, что бизнес – это любая деятельность, направленная на получение прибыли, осуществляемая путем реализации пользующихся спросом  товаров и услуг.

Однако существуют и другие определения, более адаптированные к реальным условиям, например: бизнес – это предпринимательская деятельность, которая ведется субъектами рыночной экономики и государственными органами за счет собственных или заемных  средств под свою ответственность  и главными целями которой являются получение прибыли и развитие собственного предприятия.

Предпринимательство или предпринимательская деятельность – самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, связанная  с риском, осуществляемая под свою ответственность, направленная на получение дохода от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом.

Разделить эти  понятия сложно, поскольку они  равнозначны, однако, безусловно, имеются  отличия.

Бизнес, как и  предпринимательская деятельность, делится по размерам своей реализации на крупный, средний и малый. Они  отличаются существенно и в объемах  производства, и в размерах основных фондов, и в трудовых и финансовых ресурсах.

Сущность бизнеса  состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи  другим экономическим агентам –  предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным  или долговременным (это связано  и со стабильностью спроса, и с  возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие . Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте.

Один и тот  же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно  во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать  ареной функционирования различных  бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может  быть и успешно продолжен другими  людьми. Иными словами, границы и  суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация  различных экономических явлений  как порожденных одним бизнесом представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в  целях борьбы с нарушением законов).

Сущность  бизнеса как процесса и предприятия как организационной формы его проявления является предметом интенсивного изучения как в популярной, так и в научной литературе. Для того чтобы дать рекомендации по созданию, выбору и реализации стратегических направлений бизнеса, целесообразно суммировать основные позитивные выводы современной микроэкономической теории применительно к функционированию предприятия. Для обобщенного описания предприятия желательно понять, как отражаются в той или иной теоретической концепции: 
1) состав и влияние факторов принятия решений в сфере производства и реализации продукции, а также процессов воспроизводства; 
2) организационно-функциональная структура предприятия и механизм взаимоотношений между организационными подразделениями; 
3) производственно-технологическая структура предприятия;  
4) система взаимоотношений между работниками предприятия, его руководителями и собственниками.

С теоретических  позиций модель предприятия обычно представляется в виде трех компонент: описания предприятия в виде системы («концепция предприятия»); описания факторов и критериев принятия стратегических решений на предприятии; описание поведения  предприятия в деловой и административной среде, а также в пространстве экономических показателей.

2.1.Теоретические модели предприятия

В экономической  науке известно несколько основных вариантов теории (модели) предприятия, описывающих с помощью небольшого числа фундаментальных предпосылок  его возникновение, функционирование и/или ликвидацию. В каждом из них  предприятие рассматривается под  определенным углом зрения, с акцентом на те или иные особенности изучаемого объекта. Наиболее полно разработаны  следующие пять вариантов теоретической  модели предприятия: неоклассическая, институциональная, эволюционная, предпринимательская  и «агентская» теория фирмы (называемая также концепцией «начальник – подчиненный» или «хозяин – агент»). Известны также интеграционная теория и «модель  выживания» предприятия.

Неоклассическая модель (В.М.Гальперин и др., 1994) предприятия рассматривает фирму как целостный объект, осуществляющий преобразование исходных материальных, трудовых и финансовых ресурсов в продукцию с помощью набора некоторых технологий, а также привлечение этих ресурсов в производство. «Портрет» предприятия представляется в виде производственной функции, выражающей технологическую и экономическую зависимость результатов производства от затраченных факторов. При этом считается, что формирование состава и выбор объемов факторов находятся в компетенции руководства и могут быть осуществлены в широких пределах на достаточно прозрачном с информационной точки зрения рынке факторов. «Поведение» предприятия – выбор объемов и структуры привлекаемых ресурсов и цены производимой продукции таким образом, чтобы прибыль предприятия (или иной показатель его деятельности) была максимальной. Считается, что если предприятие не стремится к максимизации прибыли, то оно рано или поздно потерпит поражение в конкурентной борьбе и будет исключено из числа агентов рынка в ходе естественного отбора, реализуемого механизмом рыночной конкуренции.

В соответствии с таким пониманием роли и функций  предприятия исследование предприятий  как субъектов рыночной экономики  в 50-х – 70-х годах концентрировалось  в двух основных направлениях. Первое – это изучение технологических  свойств и параметров фирм, т.е. пропорций  замещения труда, капитала, средств  и предметов производства, определение  таких пропорций, которые обеспечивали бы минимизацию издержек. Второе –  анализ организации различных рынков, их структур и влияния последних  на конкурентное поведение фирмы. Неоклассическое  представление о предприятии  является по сей день базовым, принятым в большинстве стран мира, именно на нем построены учебные курсы  микро- и макроэкономики. Вместе с  тем базовая неоклассическая  модель претерпела за последнее время  целый ряд изменений, направленных на включение в анализ явлений  неценовой конкуренции, воздействия  географического положения фирмы  на цены продуктов и ресурсов, а  сезонных колебаний производства –  на занятость, а также учета проблем  оптимизации и управления запасами и т.д. Известен и целый спектр конкурирующих, дополняющих и сменяющих  в разных обстоятельствах друг друга  вариантов целевой функции фирмы: кроме максимизации прибыли –  максимизация продаж, валового дохода, дохода на одного работающего, дохода акционеров, различные многофакторные аппроксимации функции полезности, стратегические цели и т.д. Все эти  модификации были естественными  реакциями на регулярно встречавшиеся  исследователям несоответствия между  выводами неоклассической теории и  практикой деятельности фирм.

В институциональной концепции (Коуз, 1993) подход к предприятию основан на различии двух видов производственно-экономических отношений: между работниками или подразделениями одного предприятия и отношениями между экономическими субъектами, не принадлежащими к одному предприятию. Иными словами, производство продукции на данном предприятии противопоставляется свободной купле – продаже на рынке факторов, механизм административного управления – механизму рыночных взаимодействий.

В эволюционной теории (Nelson, Winter, 1982; Макаров, 1997) фирма рассматривается как один из объектов в среде подобных объектов, которую можно уподобить биологической популяции. Поведение предприятия в первую очередь определяется взаимоотношениями между членами этой популяции, во вторую – некоторыми внутренними характеристиками объекта, к числу которых в первую очередь в данной теории относят устоявшиеся правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние или внешние воздействия. Считается, что за время функционирования предприятия в непрерывном взаимодействии с «популяцией» на каждом предприятии складываются определенные традиции и процедуры принятия решений, алгоритмы реагирования на изменение внешней и внутренней среды. Эти правила («рутины») и определяют, согласно данной концепции, в конечном счете лицо фирмы, отличие одного предприятия от другого в конкурентной борьбе. По мнению «эволюционистов» именно сложившиеся правила, а не слепое стремление к максимизации прибыли во всех ситуациях и при всех условиях определяют характер принимаемых решений. Эти правила не являются раз и навсегда установленными, они эволюционируют в соответствии с изменением деловой среды предприятия и несут на себе отпечаток как личностей руководителей фирмы, так и характера взаимоотношений с партнерами из других предприятий. «Поведение» фирмы – обусловленная «рутинами» непосредственная и эволюционная реакция фирмы на воздействия со стороны деловой, административной и технологической среды.

Эволюционная  модель предприятия, таким образом, признает, в отличие от неоклассической, что у предприятий нет единого  критерия оптимальности принимаемых  решений. Этот критерий носит строго индивидуальный характер, отражая не только индивидуальные предпочтения, но и исторический опыт деятельности фирмы, ее успехов и неудач. Понятно, что речь идет не о постоянном, как  в неоклассической теории, а о  динамическом критерии, меняющемся от периода к периоду.

Характерным для  эволюционной концепции является системное  представление о предприятии  как о двойственном объекте: с  одной стороны, являющемся членом делового сообщества («популяции») и испытывающем на себе в полной мере все последствия  эволюции этого сообщества, с другой – обладающем собственными традициями в определении направлений деятельности, объемов и пропорций привлекаемых факторов. Вопросы образования и (в значительной мере) ликвидации предприятия не укладываются полностью в рамки эволюционной модели. Говорить о ее прочном соединении с неоклассической теорией фирмы пока нет оснований.

Предпринимательская модель фирмы (Hisrich, Peters, 1989; Проблемы управления ..., 1992) опирается на представление о предприятии как о сфере приложения предпринимательской инициативы и имеющихся у предпринимателя или доступных для привлечения ресурсов. Конечно, не все предприятия являются предпринимательскими, и в этом смысле предпринимательская теория имеет более ограниченный объект исследования, чем другие виды теорий фирмы. Вместе с тем число предпринимательских фирм во много раз превышает число иных предприятий, поэтому пересечение между множеством объектов предпринимательской и множеством объектов иных теорий достаточно велико. Во главу угла в данной концепции ставятся взаимоотношения между предпринимателем и его бизнесом. Считается, что в основе предпринимательского бизнеса и в центре деятельности такого предприятия находится фигура предпринимателя – независимого, активного, энергично устремленного к успеху, склонного к риску, настойчивого, адаптивного, уверенного в себе человека, умеющего использовать в своих целях противоречивые обстоятельства. Однако в модифицированных вариантах предпринимательской концепции (Tropman, Morningstar, 1989) вовсе не считают обязательным, чтобы такой человек был на предприятии в единственном числе и в роли директора, и рассматривают влияние на поведение предприятия деятельности «макропредпринимателей», руководящих внешними связями предприятия с другими организациями, деловой, административной и технологической средой, населением; «мезопредпринимателей», осуществляющих управление схемами и материально-финансовыми потоками во внутренней деятельности предприятия, в том числе – инновационными мероприятиями; «микропредпринимателей», сферой активности которых является микрозвенья производства, вплоть до организации рабочих мест. В принципе любое предприятие нуждается в предпринимателях всех трех типов, для успешной работы предприятия важно лишь, чтобы каждый из потенциальных предпринимателей сделал свой осознанный и обоснованный выбор между этими типами ролей.

Следует подчеркнуть, что в предпринимательском варианте теории фирмы руководитель предприятия  при любых условиях остается предпринимателем – человеком, целью и сферой профессиональной деятельности которого является организация производственного процесса («нового соединения ресурсов», как иногда говорится) для удовлетворения имеющейся или создаваемой с помощью предпринимателя потребности.

Поведение предприятия  в данной модели – результат действия и взаимодействия предпринимателей всех трех уровней. Особенно важны взаимоотношения  между предпринимателями на предприятии, его работниками и собственниками.

Информация о работе Форма организации бизнеса в условиях формирующегося рынка