Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 03:29, реферат
Проблемы формирования финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта привлекают все больше внимание представителей зарубежной и отечественной финансовой науки. Это обусловлено трансформационными процессами, происходящими в белорусской экономике, развитием не только разнообразных форм собственности, но и многообразием хозяйственного поведения собственников и менеджеров предприятий. Хозяйственной практикой становятся востребованы нетрадиционные, уникальные решения, основанные на глубоком синтезе достижений современной финансовой теории и опыта финансового управления. Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.
где Коб.1, Коб.0 – коэффициенты оборачиваемости за отчетный и предыдущий
периоды соответственно.
ΔКоб = (9,11 – 4,42) / 4,22 = 1,06
ΔП = 40864881 * 1,06 = 43308600,88 (руб.)
Таким
образом за счет увеличения количества
оборотов предприятие получило дополнительно
43308600 рублей прибыли.
2.3.2
Расчет и анализ
устойчивых пассивов
Одним
из направлений исследования финансовых
ресурсов является расчет суммы устойчивых
пассивов предприятия. Устойчивые пассивы
включают в первую очередь минимальную
задолженность по оплате труда персонала
предприятия и минимальную
Минимальная задолженность по оплате труда персонала рассчитывается по следующей формуле:
где ЗПmin— минимальная задолженность предприятия по заработной плате
своим работникам;
ЗПо — однодневная заработная плата, начисленная работникам за отработанное время по ставкам, окладам и сдельным расценкам, включая надтарифные доплаты;
Д — количество дней задолженности по заработной плате в зависимости от даты выплат (В нашем случае 9 дней, т.к заработная плата работникам предприятия выплачивается 10-го числа каждого месяца).
Минимальная задолженность по отчислениям во внебюджетные государственные фонды на социальные нужды (З ВБФ) определяется исходя из их общей процентной ставки (например, 35%) от суммы минимальной задолженности по заработной плате.
ЗПmin 2009= (50690880 / 360) * 9 = 1267272 (руб.)
З ВБФ 2009 = 0,35 * 1267272 = 443545 (руб.)
УП 2009 = 1267272 + 443545 = 1710817 (руб.)
ЗПmin 2010= (50690880 / 360) * 9 = 3695490 (руб.)
З ВБФ 2010 = 0,35 * 1267272 = 1293421 (руб.)
УП 2010 = 1267272 + 443545 = 4988910 (руб.)
Таким
образом за 2009 – 2010 гг. произошло значительное
увеличение суммы устойчивых пассивов
(3278094 руб. или в 2,9 раза)., что свидетельствует
об эффективном их использовании.
2.3.3 Анализ показателей рентабельности
Степень
эффективности использования
Рентабельность (доходность) капитала показывает какое количество прибыли проводится на 1 рубль оборотных и внеоборотных активов. Данный показатель рассчитывается отношением прибыли за отчетный период к среднегодовой стоимости всего капитала (К) (см. формулу 21):
где П – прибыль за отчетный период, руб.;
К – среднегодовая стоимость капитала, руб.
Рентабельность затрат– это отношение общей суммы прибыли к полной себестоимости продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. затрат на производство и реализацию продукции):
где Преал. - прибыль от реализации продукции, руб.;
С – полная себестоимость, руб.
Для
осуществления контроля не только за
себестоимостью реализованной продукции,
но и за изменениями в политике
ценообразования рассчитывают показатель
рентабельности продаж. Данный коэффициент
рентабельности показывает долю прибыли
в каждом заработанном рубле. Он определяется
отношением величины прибыли к объему
продаж:
где Преал. - прибыль от реализации продукции, руб.;
В – выручка от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей, руб..
Рентабельность
собственного капитала— относительный
показатель эффективности деятельности,
частное от деления чистой прибыли,
полученной за период, на собственный капитал организации.
Показывает отдачу на инвестиции акционеров
или учредителей с точки зрения учетной
прибыли (т.е. какое количество прибыли
приходится на 1 руб. собственного капитала).
где СК – среднегодовая стоимость собственного капитала организации, руб.;
ЧП – чистая прибыль организации за отчетный период, руб.
Рентабельность
заемного капитала представляет эффективность
использования заемного капитала и
отражает сколько чистой прибыли предприятие
получает с каждого рубля заемных средств.
где ЗК – среднегодовая стоимость заемного капитала организации, руб.
Расчет
данных показателей приведен в таблице
5
Таблица
5 – Расчет коэффициентов рентабельности
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 | ||
на конец периода | на начало периода | на конец периода | на начало периода | на конец периода | |
1. Прибыль за отчетный период, руб. | 7710523 | 7710523 | 40714300 | 40714300 | 186907514 |
2. Прибыль от реализации продукции | 7840608 | 7840608 | 40864881 | 40864881 | 198356463 |
3. Чистая прибыль, руб. | 5218278 | 5218278 | 40714300 | 40714300 | 186316557 |
4. Среднегодовая стоимость капитала, руб. | 199108348 | 618656964 | 618656964 | 928114990 | 928114990 |
5. Среднегодовая
стоимость собственного |
23712232 | 74321007 | 74321007 | 257095859 | 257095859 |
6. Среднегодовая стоимость заемного капитала, руб. | 175396116 | 544335957 | 544335957 | 671019131 | 671019131 |
7. Выручка - нетто от реализации продукции, руб. | 211913236 | 211913236 | 319781930 | 319781930 | 1032420728 |
8. Полная себестоимость продукции, руб | 204072628 | 204072628 | 278917049 | 278917049 | 834064265 |
9. Рентабельность капитала, % (стр.1*100 / стр.4) | 4,60 | 1,20 | 6,60 | 4,39 | 20,14 |
10. Рентабельность продаж, % (стр.2*100 / стр.7) | 3,70 | 3,70 | 12,78 | 12,78 | 19,21 |
11. Рентабельность собственного капитала, % (стр.3*100 / стр.5) | 22,01 | 7,02 | 54,78 | 15,84 | 72,47 |
12 Рентабельность заемного капитала, % (стр.3 *100 / стр.6) | 2,98 | 0,96 | 7,48 | 6,07 | 27,77 |
13. Рентабельность
затрат, %
(стр.2*100 / стр.8) |
3,84 | 3,84 | 14,65 | 14,65 | 23,78 |
Таким образом, в 2009 г. рентабельность активов (совокупного капитала) увеличилась на 5,4%. Это значит что в конце 2009 г. на каждую 1000 рублей основного и оборотного капитала стало приходиться прибыли на 54 рубля больше чем в начале 2009 г. В 2010 году рентабельность активов (совокупного капитала) увеличилась на 15,75%. Это значит что в конце 2010 г. на каждую 1000 рублей основного и оборотного капитала стало приходиться прибыли на 157,5 рублей больше чем в начале 2010 г. Общий рост рентабельности в период с 2008 по 2010 гг. составил 15,54 %. (т.е. прирост прибыли, приходящейся на 1000 рублей оборотных и внеоборотных активов составил 155,4 рубля).
Рентабельность продаж в 2009 г. увеличилась на 9,08 %. Это значит что в 2009 г. на каждую 1000 рублей выручки от реализации стало приходиться прибыли на 91 рубль больше чем в 2008 г. В 2010 году рентабельность продаж увеличилась на 6,43%. Это значит что в 2010 г. на каждую 1000 рублей выручки от реализации стало приходиться прибыли на 64 рубля больше чем в 2009 г. Общий рост рентабельности в период с 2008 по 2010 гг. составил 15,51 %. (т.е. прирост прибыли, приходящейся на 1000 рублей выручки от реализации составил 155 рублей).
Рентабельность затрат в 2008 г. составила 3,84 %. Это означает, что на каждый рубль 1000 рублей затрат на производство и реализацию продукции приходится всего 38,4 рубля прибыли. Небольшая величина данного показателя объясняется тем, что предприятие на тот момент было недавно образованным. Рост рентабельности затрат в 2009 г. составил 10,81 %. Это значит что в 2009 г. на каждую 1000 рублей полной себестоимости стало приходиться прибыли на 108 рублей больше чем в 2008 г. В 2010 году рентабельность затрат увеличилась на 9,13%. Это значит что в 2010 г. на каждую 1000 рублей полной себестоимости стало приходиться на 91 рубль больше чем в 2009 г. Общий рост рентабельности в период с 2008 по 2010 гг. составил 19,94 %. (т.е. прирост прибыли, приходящейся на 1000 рублей полной себестоимости составил почти 200 рублей).
Рентабельность собственного капитала в 2009 г. увеличилась на 47,76%. Это значит что в конце 2009 г. на каждую 1000 рублей собственного капитала стало приходиться прибыли на 478 рублей больше чем в начале 2009 г. В 2010 году рентабельность собственных активов увеличилась на 56,63%. Это значит что в конце 2010 г. на каждую 1000 рублей собственного капитала стало приходиться прибыли на 566 рублей больше чем в начале 2010 г. Общий рост рентабельности в период с 2008 по 2010 гг. составил 50,46 %. (т.е. прирост прибыли, приходящейся на 1000 рублей собственных оборотных и внеоборотных активов составил 505 рублей).
Рентабельность заемного капитала в 2009 г. увеличилась на 6,52%. Это значит что в конце 2009 г. на каждую 1000 рублей заемного капитала стало приходиться прибыли на 65 рублей больше чем в начале 2009 г. В 2010 году рентабельность заемных увеличилась на 21,7 %. Это значит что в конце 2010 г. на каждую 1000 рублей заемного капитала стало приходиться прибыли на 217 рублей больше чем в начале 2010 г. Общий рост рентабельности заемного капитала в период с 2008 по 2010 гг. составил 19,94 %. (т.е. прирост прибыли, приходящейся на 1000 рублей заемных оборотных и внеоборотных активов составил 199 рублей).
Исходя
из анализа роста всех коэффициентов
рентабельности можно утверждать, что
исследуемое предприятие функционирует
достаточно эффективно. Относительно
небольшой прирост почти всех показателей
рентабельности в 2009 г. связан с тем, что
предприятие является недавно образованным
и на тот момент оно только начинало свою
деятельность
2.3.4 Расчет эффекта финансового рычага
Помимо показателя рентабельности заемного капитала, степень и эффективность использования заемных активов характеризует показатель финансового рычага. Финансовый рычаг (плечо финансового рычага, кредитный рычаг, кредитное плечо, финансовый леверидж) — это отношение заёмного капитала к собственным средствам (иначе говоря, соотношение между заёмным и собственным капиталом). Также финансовым рычагом или эффектом финансового рычага называют эффект от использования заёмных средств с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала. Эффект финансового левереджа заключается в том, что уровень рентабельности собственного капитала предприятия повышается с увеличением доли заемного капитала в общей сумме источников финансирования. Модель эффекта финансового рычага показывает, на сколько процентов изменится рентабельность собственного капитала при использовании заемного. Логика построения данной модели основана на том, что рентабельность собственного капитала определяется не только собственным капиталом, но и заемным. Таким образом, для выявления степени влияния заемного капитала на показатель рентабельности собственного капитала необходимо разделить рентабельность собственного капитала на две части: нарабатываемую им самим и нарабатываемую заемным капиталом. При этом вторая составляющая может быть отрицательной. Тогда использование заемного капитала для компании невыгодно — полученная прибыль не покрывает финансовых затрат на обслуживание долга.