Диверсификация производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение направлений и механизмов диверсификации. В данной курсовой работе будет рассмотрена одна из стратегических альтернатив перспективного планирования - диверсификация.
Актуальность работы:

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……..3
1.Теоретические основы процесса диверсификации…………………….…....5
1.1 Понятие диверсификации…………………………………………….….…5
1.2 Причины диверсификации производства……………………………….....5
2. Виды диверсификации………………………………………………….……8
2.1 Родственная диверсификация……………………………………………....8
2.2 Неродственная диверсификация…………………………………..………..9
2.3 Комбинированная диверсификация………………………………………11
3. Возможные пути диверсификации…………………………………………12
3.1 Путь первый: освоение новых сегментов………………………………...12
3.2 Путь второй:альянсы………………………………………………………12
3.3 Путь третий: зарубежные рынки………………………………………….13
4. Стратегии вхождения в новые отрасли………………………………….....14
4.1 Приобретение действующей компании…………………………………..15
4.2 Создание новой компании…………………………………………………15
4.3 Организация совместного предприятия…………………………………..16
5. Стратегии диверсифицированной компании………………………..…….18
5.1 Стратегия расширения…………………………………………………….18
5.2 Стратегия сужения………………………………………………………...18
5.3 Корпоративная реструктуризация и выведение из кризиса…………….19
6. Проблемы диверсификации…………………………………………..….....21
Заключение…………………………………………………………………......23
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..……..3

1.Теоретические основы процесса диверсификации…………………….…....5

1.1 Понятие диверсификации…………………………………………….….…5

1.2 Причины диверсификации производства……………………………….....5

2. Виды диверсификации………………………………………………….……8

2.1 Родственная диверсификация……………………………………………....8

2.2 Неродственная диверсификация…………………………………..………..9

2.3 Комбинированная диверсификация………………………………………11

3. Возможные пути диверсификации…………………………………………12

3.1 Путь первый: освоение новых сегментов………………………………...12

3.2 Путь второй:альянсы………………………………………………………12

3.3 Путь третий: зарубежные рынки………………………………………….13

4. Стратегии вхождения в новые отрасли………………………………….....14

4.1 Приобретение действующей компании…………………………………..15

4.2 Создание новой компании…………………………………………………15

4.3 Организация совместного предприятия…………………………………..16

5. Стратегии диверсифицированной компании………………………..…….18

5.1 Стратегия расширения…………………………………………………….18

5.2 Стратегия сужения………………………………………………………...18

5.3 Корпоративная реструктуризация и выведение из кризиса…………….19

6. Проблемы диверсификации…………………………………………..….....21

Заключение…………………………………………………………………......23

Список использованных источников……………………………………....…24

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Целью данной курсовой работы является изучение направлений и механизмов диверсификации. В данной курсовой работе будет рассмотрена одна из стратегических альтернатив перспективного планирования - диверсификация.

     Актуальность работы:

     Во-первых, современные рыночные отношения находятся в постоянной динамике, поэтому предприятиям крайне сложно поддерживать привлекательность занятой отрасли. Во-вторых, грамотно спланированный и организованный процесс диверсификации способствует повышению продуктивности работы компании и каждого его подразделения.

         Эта проблема ранее и фактически до сих пор не находила отражения ни в отечественной экономической литературе, ни на практике. Хотя первые теоретические разработки появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее, до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться. Существующие теоретические наработки, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались, прежде всего, на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике. В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен.

     Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) Дать определение понятию диверсификация.                          

2) Классифицировать различные виды диверсификации предприятия. 3)Рассмотреть пути диверсификации предприятия.                             4)Рассмотреть проблемы диверсификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ДИВЕРСИФИКАЦИИ

           В хозяйственной практике могут быть предложены разнообразные стратегические альтернативы развития и роста компании. Одна из таких альтернатив – диверсификация. В экономической литературе встречается большое множество определений диверсификации. Но сложность заключается в том, что диверсификация - такая концепция, которой нельзя дать однозначное определение. Разные люди подразумевают под ней разные процессы, поэтому важным моментом является способность распознать и истолковать эту концепцию применительно к своим обстоятельствам. Тем не менее, можно дать достаточно общее, широкое определение диверсификации, но с некоторыми замечаниями. Это даст определенную основу для дальнейшего анализа.

   

    1.1 Понятие диверсификации

     С экономической точки зрения диверсификация - переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к  многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Диверсификация дает возможность фирмам "держаться на плаву" при сложной экономической ситуации за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий перекрываются прибылью от других видов продукции. [1]                                                                                                          

    

     1.2 Причины диверсификации производства

     Необходимость диверсификации может быть выявлена в результате сравнения желаемого и возможного уровней производительности и того уровня, который был достигнут в результате деятельности предприятия. Для менее успешно работающих предприятий – компаний, которые не планируют (или не могут спланировать) свои действия в будущем, первым признаком такого разрыва показателей производительности являются сокращение заказов либо незанятые в производстве мощности.

     Необходимо отметить, что пока фирма получает прибыль за счёт роста в уже освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет. То есть диверсификация не должна становиться стратегическим приоритетом до тех пор, пока не исчерпаны все возможности роста в основной сфере деятельности компании. Однако по мере замедления роста диверсификация становится привлекательным средством улучшения перспектив организации.

       Считается, что диверсификация необходима в следующих случаях, когда:

-сужаются возможности развития текущего бизнеса;

-она способствует упрочнению конкурентного положения фирмы;

-можно использовать имеющийся потенциал для работы в других отраслях;

-она позволяет сократить издержки производства;

-у фирмы есть финансовые и организационные ресурсы для диверсификации;

      Процесс диверсификации производства начинается с разработки бизнес-стратегии диверсификации, и в дальнейшем её оценки и анализа на пригодность и актуальность. Бизнес-стратегия состоит из ряда подходов и направлений, разрабатываемых руководством с целью достижения наилучших показателей работы.[4]

     Решение о вхождении в ту или иную отрасль принимается на основе следующих критериев:

-Привлекательность отрасли. Отрасли, которые выбираются для осуществления диверсификации, должны быть привлекательными с точки зрения их структуры или должны быть потенциально способны обеспечить такую привлекательность. Часто компании игнорируют критерий привлекательности из-за слишком высокого барьера входа. Пока наилучшее соответствие структуры не обеспечит конкурентного преимущества, диверсификация не приведет к высоким прибылям.

-Объём затрат на вхождение в отрасль. Означает, что затраты на вхождение в новую отрасль не должны быть такими высокими, чтобы «обескровить» предприятие, подорвать его ликвидность и поставить под сомнение устойчивость потенциала предприятия.[8]

-Появление дополнительных преимуществ. Диверсификация должна повышать эффективность подразделений организации. Критерий означает, что вхождение в новую сферу бизнеса обеспечивает увеличение стабильности функционирования предприятия, т. е. увеличивает его приспосабливаемость к изменениям внешней деловой окружающей среды. Это означает, что новый вид деятельности должен обеспечить определенный потенциал для поддержания конкурентного преимущества в текущих сферах бизнеса предприятия.

Вывод.

Исходя из вышесказанного, видно, что, с экономической точки зре­ния, диверсификация - это развитие производства или прирост его объемов за счет выпуска дополнительной новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на них. Так же нужно понимать, что на оптимальный результат можно рассчитывать при соответствии всем трем критериям(привлекательность отрасли, объём затрат на вхождение в отрасль и появление дополнительных преимуществ).Решение о диверсификации, основанное на двух или одном критерии, следует тщательно обдумать.

 

                                                                                                      

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

     «Приняв решение о диверсификации, компания выбирает направления расширения - в родственные или неродственные отрасли».[2]

     Выделяют следующие виды диверсификации:

-Родственная диверсификация

-Неродственная диверсификация

-Комбинированная диверсификация

    

     2.1 Родственная диверсификация

     Родственная диверсификация- это вхождение фирмы в отрасли, сходные по технологиям, системе поставок, каналам распространения, клиентуре с базовой отраслью организации.[1] Она выгодна в том случае, если между цепочками ценности материнской и приобретаемой (создаваемой) компаний существует стратегическое соответствие (совпадение звеньев цепочки ценности). Наличие стратегического соответствия позволяет осуществлять следующие стратегические действия:

-обмениваться конкурентно ценным опытом, технологическими ноу-хау и возможностями;

-объединять родственные виды деятельности организаций для снижения издержек производства;

-совместно использовать бренды на взаимовыгодной основе;

-налаживать сотрудничество между организациями для создания конкурентно ценных возможностей и ресурсов;

     Диверсифицированная компания, использующая взаимосвязанность производственных циклов и извлекающая преимущества из стратегического соответствия, достигает большей общей производительности, чем сумма производительностей, которые имели бы бизнесы, если бы работали независимо друг от друга. Наличие стратегического соответствия в

Информация о работе Диверсификация производства