Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:37, курсовая работа
Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения.
При использовании кассового
метода наряду с остатками готовой
продукции на складе в состав остатков
нереализованной продукции
остатков нереализованной
продукции учитываются
Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Калькуляции бывают: сметные, плановые, нормативные.
Сметная калькуляция составляется на изделие или заказ, которые выполняются в разовом порядке.
Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.
Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в тех производствах, где существует нормативный учет затрат на производство.
Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.
Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т. е. нормативная база предприятия.
Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом
влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:
1) технические, т. е.
внедрение на предприятии в
плановом периоде новой
2) Организационные, под этими факторами понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);
3) изменение объема, номенклатуры
и ассортимента выпускаемой
4) уровень инфляции в плановом периоде;
5) специфические факторы,
которые зависят от
Все эти факторы влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.
Для определения величины
изменения себестоимости
а) изменение величины себестоимости продукции от изменения производительности труда индекс средней заработной платы,
индекс производительности труда (выработки);
доля заработной платы с отчислениями единого социального налога в себестоимости продукции,
6) изменение величины
себестоимости продукции от
- индекс условно-постоянных расходов,
- индекс объема производства,
- доля условно-постоянных
расходов в себестоимости
в) изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы индекс норм материальных ресурсов;
индекс цен на материальные ресурсы;
доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.
Классификация затрат, включаемых
в себестоимость продукции.
Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
В себестоимость производства и реализации продукции включаются расходы, связанные:
• с непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
• использованием природного сырья;
• подготовкой и освоением производства;
• совершенствованием технологии и организации производства,
а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств(затраты некапитального характера);
• изобретательством и
рационализацией, проведением
• обслуживанием
• обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;
• управлением производством — содержанием работников аппарата управления предприятия, фирмы и их структурных подразделений, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами, в связи с коммерческой деятельностью предприятий, фирм и т.п.;
• подготовкой и переподготовкой кадров;
• отчислением на социальные нужды (единый социальный налог) и др.
В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулирования применяется следующая классификация:
• по виду производства — затраты основные и вспомогательные;
• по виду продукции — затраты на отдельное изделие, группу однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;
• по виду расходов — статьи калькуляции (для калькулирования себестоимости продукции и организации аналитического учета) и элементы затрат (для составления проектной сметы затрат и отчета по затратам на производство);
• по месту возникновения затрат — участок, цех, производство, хозрасчетная бригада.
Для практического использования в системе управления формированием затрат и издержек целесообразно выделить и рассмотрен, классификацию затрат по статьям калькуляции и элементам затрат.
Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции, работ, услуг определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
В качестве примера рассмотрим калькуляционные статьи затрат, широко применяемые на заводах машиностроения.
1. Сырье и материалы (за вычетом отходов).
2. Покупные изделия,
3. Заработная плата основная производственных рабочих.
4. Заработная плата дополнительная производственных рабочих.
5. Отчисления на социальное страхование с заработной платы основной и дополнительной производственных рабочих.
6. Расходы на подготовку и освоение производства.
7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
8. Цеховые расходы.
9. Общезаводские расходы.
10. Потери от брака.
11. Внепроизводственные расходы.
Первые восемь статей затрат образуют цеховую себестоимость.
Цеховая себестоимость плюс общезаводские расходы и потери от брака составляют производственную себестоимость. Наконец, все 11 статей представляют собой полную себестоимость продукции.
На предприятиях промышленности применяют следующие основные методы калькулирования себестоимости продукции:
• прямого счета;
• нормативный;
• расчетно-анапитический;
• параметрический.
Наиболее простой и наименее точный — метод прямого счета. Этим методом себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы издержек на количество изготовленной продукции. Применение этого метода возможно лишь на предприятиях, производящих однородную продукцию, в связи с чем метод используется очень ограниченно. Кроме того, он не дает представления о затратах на отдельные статьи калькуляции.
Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях, где четко организован учет изменений фактических затрат каждого вида ресурсов на единицу конкретного вида продукции массового производства. Он основан на
нормах и нормативах использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. При этом нормы и нормативы использовании этих ресурсов должны быть прогрессивными и научно обоснованными. Их необходимо систематически пересматривать.
Наиболее точный и совершенный
метод калькулирования
и как влияют на себестоимость продукции. В основу нормативов и норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в проектируемом периоде.
При калькулировании однотипных,
но разных по качеству изделий применяется параметрич
грамма, одной тонны конструктивного веса аншюгичных машин и оборудования. Могут применяться и другие показатели, наиболее характерные для данной продукции. Этим же методом можно определять и дополнительные затраты на улучшение качественных ха-
рактеристик продукции.
В современных условиях перехода к рыночной экономике на многих малых и средних предприятиях используют сокращенную номенклатуру калькуляционных статей, включающую:
• материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергия на технологические цели) в прямом исчислении;
• затраты на оплату труда (также в прямом исчислении);
• прочие прямые затраты;
• затраты по управлению и обслуживанию производства (косвенные).
Перед предприятиями стоит задача получения быстрой и как можно более достоверной информации об издержках производства.
Нередко предпринимателю приходится составлять калькуляции затрат на базе определенных предложений. Назначение калькуляции затрат — получить информацию индикативного характера, позволяющую выявить отклонения от заданных норм, планов, заранее установленных стандартов, определить причину этих отклонений и принять необходимые меры по устранению или сокращению подобных отклонений.
В отличие от статей калькуляции, группировка которых носит рекомендательный характер, затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим общепринятым элементам:
• материальным затратам (за вычетом стоимости возвратных отходов);
• затратам на оплату труда;
• отчислениям на социальные нужды;
• амортизации основных фондов;
• прочим затратам.
В элементе ≪материальные затраты≫ отражается стоимость приобретаемых со стороны для производства продукции сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, расходуемых как на технологические цели, так и на обслуживание производства (отопление зданий, транспортные работы и т.п.). Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, теплоносителей, образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного продукта и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначению.
В состав элемента ≪затраты на оплату труда≫ входят расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, за-
нятых в основной деятельности. В элементе ≪отчисления на социальные нужды≫ отражаются обязательные отчисления на социальное страхование, медицинское страхование, пенсионное обеспечение (сейчас это единый социальный налог).≪Амортизация основных фондов≫ включает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленную исходя из их балансовой стоимости и установленных норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части.
Все другие затраты, не вошедшие в перечисленные элементы затрат, отражены в элементе ≪прочие затраты≫. Это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по кредитам в пределах установленных ставок, затраты на командировки, оплата услуг свя-
зи и др.
Таким образом, группировка затрат по статьям калькуляции отражает место возникновения этих затрат и применяется для планирования, учета и калькулирования затрат на производство и реализацию единицы продукции, всей товарной продукции. Во многих случаях она содержит комплексные статьи затрат.
Группировка издержек по элементам затрат включает экономические элементы, израсходованные независимо от места их возникновения. Как правило, это прямые затраты. В условиях рыночной экономики классификация затрат в отечественном хозяйстве будет упрощаться и приближаться к зарубежной практике.
Этапы формирования цены
Исторически сложилось так, что цены на продукцию устанавливались покупателями и продавцами в ходе переговоров друг с другом. При этом продавцы обычно запрашивали цену выше той, которую они надеялись получить. Покупатели, наоборот, предлагали цены ниже тех, которые они готовы были заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене. В результате такого подхода к ценообразованию на рынке складывалось множество различных цен на одну и туже продукцию, носивших индивидуальный (договорной) характер.