Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:37, курсовая работа
Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения.
Последовательное решение
ного анализа предполагает экономическую
постановку задачи; статистическую оценку
исходной информации; нахождение и оценку
надежности уравнения зависимости; экономическую
интерпретацию полученного уравнения.
Описанные параметрические методы ценообразования имеют разновидности и могут выражаться специальными формулами расчета цен, которые распространены и общепризнанны на товарных рынках.
Методы ценообразования, ориентированные на спрос и уровень конкуренции. Самостоятельную группу представляют методы определения исходной цены с учетом спроса на товар и уровня конкуренции на рынке. Эти методы характерны для развитых, конкурентных рынков. В их число входит получивший довольно широкое распространение в республике метод торгов (биржевых, аукционных, тендерных).
В ходе
тендерных торгов покупатель объявляет
конкурс для продавцов на товар
с определенными технико-
Цены, устанавливаемые на торгах, зависят от следующих факторов:
– Целей и задач, которые ставит предприятие-участник торгов. Они могут быть разными, начиная с максимизации прибыли и заканчивая выживаемостью на рынке. Если, предположим, фирма преследует цель выжить, она будет предлагать максимально низкую цену.
– Внутренних
возможностей предприятия с точки
зрения наличия достаточных
– Возможностей выигрыша торгов при различных уровнях цен. Это требует от предприятия хорошего знания конкурентов, количества участников торгов, информации о предыдущих торгах. Если, например, ожидается большое количество участников торгов, то чтобы их выиграть необходимо большее снижение цены.
В результате торгов контракт получает та фирма или предприятие, которое предложит минимальную цену, обеспечит высокое качество и короткие сроки исполнения заказа.
При использовании метода ощущаемой ценности товара цена учитывает в первую очередь спрос, т. е. то, сколько покупатель готов заплатить за предлагаемый товар с определенными потребительскими свойствами. Высокая цена устанавливается тогда, когда спрос относительно велик, а низкая цена – когда спрос снижается. Затраты при этом имеют второстепенное значение и рассматриваются лишь как ограничительный параметр снижения цены.
Этот
метод ценообразования
Описанный метод успешно применяется на рынках взаимозаменяемой продукции, позволяющей покупателю сравнивать аналогичные товары и делать свой выбор. Для этого продавцы должны внимательно изучать различные секторы рынка, на каждом из которых покупатели по-разному оценивают различные свойства товара. Это изучение можно проводить с помощью опросов покупателей, анкетирования, тестирования и другими способами.
Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории.
Организация любого вида деятельности на предприятии связана с определенными расходами текущего и капитального характера.
Текущие расходы связаны с решением тактических задач хозяйственной деятельности предприятия приобретением сырья и материалов, содержанием персонала, обслуживанием материально-технической базы и др.
Капитальные расходы направлены на достижение стратегических целей предприятия и связаны с новым строительством, реконструкцией зданий и сооружений, техническим перевооружением производства и приобретением различных нематериальных активов и другими направлениями деятельности предприятия.
Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, услуг.
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежном эквиваленте текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
• учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию;
• база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
• экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
• определение оптимальных размеров предприятия;
• экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Различают следующие виды себестоимости: цеховую, производственную и полную.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и коммерческих расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость:
Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.
Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукций по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.
В рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
• в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
• в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
• в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства,
• в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
• в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их уровня.
Структура себестоимости и определяющие ее факторы.
Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:
1) Особенности предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая
доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии, в структуре
себестоимости);
2) Ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;
3) Уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;
4) географическое
5) инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.
Структуру себестоимости
продукции характеризуют
• соотношение между постоянными и переменными затратами, основными и накладными расходами, производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, прямыми и косвенными;
• доля отдельного элемента в полных затратах;
• соотношение между живым и овеществленным трудом и др.
Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.
Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.
В целом по экономике и промышленности в составе затрат наибольший удельный вес составляют материальные затраты.
Снижение затрат на производство продукции по данному элементу достигается лишь в том случае, если темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы. Высокие темпы инфляции приводили к значительному росту расходов на оплату труда.
Основными факторами роста амортизационных отчислений явились:
• неоднократные переоценки основных фондов, обеспечившие значительное увеличение их стоимости;
• значительное сокращение сроков полезного использования основных средств на основе утверждения Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы;
Важной характеристикой структуры затрат на производство продукции является соотношение между затратами живого и овеществленного труда. По мере научно-технического развития доля затрат живого труда должна снижаться.
Наблюдается тенденция увеличения расходов на оплату труда. Это объясняется рядом причин. Во-первых этот период перехода на рыночные отношения характеризовался снижением уровня инновационной деятельности. Предприятия и
организации не были в достаточной степени заинтересованы во внедрении результатов научно-технического прогресса, поскольку наличие дешевой рабочей силы (минимальная заработная плата в несколько раз ниже прожиточного минимума) позволяло компенсировать отсутствие высокопроизводительной техники. Во-вторых,
недостаток финансовых ресурсов у многих предприятий не позволял приобретать более производительную и, как правило, более дорогостоящую технику. В дальнейшем, по мере ускорения научно-технического прогресса и внедрения его достижений в производство, сложившиеся тенденции и пропорции должны измениться.
Наряду с анализом затрат на производство продукции в поэлементном разрезе значительный интерес представляет их анализ по статьям калькуляции, а также в разрезе постоянных и переменных затрат, что обеспечивает эффективное управление издержками
предприятия и их оптимизацию.
Планирование
себестоимости продукции на
План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.
План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы.
1. Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам).
2. Расчет себестоимости всей товарной и реализованной продукции.
3. Сравнение плановых калькуляций отдельных изделий.
4. Расчет снижения себестоимости
товарной продукции по технико-
Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции являются:
• себестоимость товарной и реализованной продукции;
• себестоимость единицы важнейших видов продукции;
• затраты на 1 руб. товарной (реализованной) продукции;
• процент снижения себестоимости
по технико-экономическим
• процент снижения себестоимости сравнимой продукции.
Смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота на основе расчетов по каждому элементу затрат и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по
кварталам.
Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию в смете затрат определяются на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен.
Расходы на оплату труда
рассчитываются в соответствии с
принятыми в организации
Амортизационные отчисления определяются исходя из стоимости амортизируемых активов, сроков их полезного использования, а также методов начисления амортизационных отчислений.
На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой и товарный выпуск. Затраты на производство валовой продукции определяются из выражения
затраты на производство по смете, затраты, не включаемые в состав валовой продукции.
Затраты на производство товарной продукции определяют по формуле
изменение остатков полуфабрикатов своего изготовления;
изменение остатков незавершенного производства;
прирост слагаемых вычитается, сокращение прибавляется
Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.
Состав остатков нереализованной продукции различен при разных методах учета выручки от реализации продукции. В соответствии с законодательством предприятия могут использовать для учета выручки метод начисления или кассовый метод.
При учете выручки по методу начисления в состав остатков нереализованной продукции и на начало, и на конец соответствующего периода включаются лишь остатки готовой продукции на складе.