Ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 70.46 Кб (Скачать)

Последовательное решение задачи методом корреляционно-регрессион- 
ного анализа предполагает экономическую постановку задачи; статистическую оценку исходной информации; нахождение и оценку надежности уравнения зависимости; экономическую интерпретацию полученного уравнения.

Описанные параметрические методы ценообразования  имеют разновидности и могут выражаться специальными формулами расчета цен, которые распространены и общепризнанны на товарных рынках.

Методы ценообразования, ориентированные на спрос и уровень  конкуренции. Самостоятельную группу представляют методы определения исходной цены с учетом спроса на товар и уровня конкуренции на рынке. Эти методы характерны для развитых, конкурентных рынков. В их число входит получивший довольно широкое распространение в республике метод торгов (биржевых, аукционных, тендерных).

В ходе тендерных торгов покупатель объявляет  конкурс для продавцов на товар  с определенными технико-экономическими характеристиками. Товаром при этом могут выступать государственные и военные заказы, партии сырья, уникальное оборудование, строительство объектов производственного или непроизводственного назначения и т. п.

Цены, устанавливаемые на торгах, зависят  от следующих факторов:

– Целей  и задач, которые ставит предприятие-участник торгов. Они могут быть разными, начиная  с максимизации прибыли и заканчивая выживаемостью на рынке. Если, предположим, фирма преследует цель выжить, она  будет предлагать максимально низкую цену.

– Внутренних возможностей предприятия с точки  зрения наличия достаточных производственных мощностей, рабочей силы, финансовых ресурсов, необходимых для выполнения заказа.

– Возможностей выигрыша торгов при различных уровнях  цен. Это требует от предприятия  хорошего знания конкурентов, количества участников торгов, информации о предыдущих торгах. Если, например, ожидается большое  количество участников торгов, то чтобы  их выиграть необходимо большее снижение цены.

В результате торгов контракт получает та фирма  или предприятие, которое предложит минимальную цену, обеспечит высокое качество и короткие сроки исполнения заказа.

При использовании метода ощущаемой ценности товара цена учитывает в первую очередь спрос, т. е. то, сколько покупатель готов заплатить за предлагаемый товар с определенными потребительскими свойствами. Высокая цена устанавливается тогда, когда спрос относительно велик, а низкая цена – когда спрос снижается. Затраты при этом имеют второстепенное значение и рассматриваются лишь как ограничительный параметр снижения цены.

Этот  метод ценообразования соответствует  маркетинговому подходу и предусматривает учет в цене наличия в товаре выгод, которые ищет потребитель, а также его готовность платить за эти выгоды. В основе метода лежит субъективная оценка покупателем ценности товара или услуги. Эта оценка зависит от многих факторов, например, от получаемый отдачи от использования товара (в калориях, витаминах, вкусовых качествах, экологической чистоте), возникающих дополнительных психологических преимуществ (уровень обслуживания, привлекательная упаковка, соответствие направлениям моды, интерьер салона или магазина), уровня послепродажного обслуживания, предоставляемого продавцом покупателю (замена некачественного товара, организация гарантийного и других ремонтов автомобилей, холодильников и другой сложнобытовой техники).

Описанный метод успешно применяется на рынках взаимозаменяемой продукции, позволяющей  покупателю сравнивать аналогичные  товары и делать свой выбор. Для этого  продавцы должны внимательно изучать  различные секторы рынка, на каждом из которых покупатели по-разному  оценивают различные свойства товара. Это изучение можно проводить с помощью опросов покупателей, анкетирования, тестирования и другими способами.

 

 Сущность и значение  себестоимости продукции как  экономической категории.

Организация любого вида деятельности на предприятии связана с определенными расходами текущего и капитального характера.

Текущие расходы связаны  с решением тактических задач хозяйственной деятельности предприятия приобретением сырья и материалов, содержанием персонала, обслуживанием материально-технической базы и др.

Капитальные расходы направлены на достижение стратегических целей предприятия и связаны с новым строительством, реконструкцией зданий и сооружений, техническим перевооружением производства и приобретением различных нематериальных активов и другими направлениями деятельности предприятия.

Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, услуг.

Себестоимость продукции  представляет выраженные в денежном эквиваленте текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции  является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

• учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию;

• база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

• экономическое обоснование  целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

• определение оптимальных  размеров предприятия;

• экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Различают следующие виды себестоимости: цеховую, производственную и полную.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная  себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость  отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и коммерческих расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и  среднеотраслевую себестоимость:

Индивидуальная  себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукций по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

• в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

• в появлении большей  возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

• в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства,

• в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

• в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их уровня.

 

 Структура  себестоимости и определяющие  ее факторы.

Под структурой себестоимости  понимаются ее состав по элементам и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:

1) Особенности предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая

доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии, в структуре

себестоимости);

2) Ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;

3) Уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;

4) географическое местонахождение  предприятия;

5) инфляция и изменение  процентной ставки банковского  кредита.

Структуру себестоимости  продукции характеризуют следующие  показатели:

• соотношение между постоянными  и переменными затратами, основными и накладными расходами, производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, прямыми и косвенными;

• доля отдельного элемента в полных затратах;

• соотношение между живым  и овеществленным трудом и др.

Систематическое определение  и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Структура затрат позволяет  выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

В целом по экономике и  промышленности в составе затрат наибольший удельный вес составляют материальные затраты.

 Снижение затрат на производство продукции по данному элементу достигается лишь в том случае, если темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы. Высокие темпы инфляции приводили к значительному росту расходов на оплату труда.

Основными факторами роста  амортизационных отчислений явились:

• неоднократные переоценки основных фондов, обеспечившие значительное увеличение их стоимости;

• значительное сокращение сроков полезного использования основных средств на основе утверждения Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы;

Важной характеристикой  структуры затрат на производство продукции является соотношение между затратами живого и овеществленного труда. По мере научно-технического развития доля затрат живого труда должна снижаться.

Наблюдается тенденция увеличения расходов на оплату труда. Это объясняется рядом причин. Во-первых этот период перехода на рыночные отношения характеризовался снижением уровня инновационной деятельности. Предприятия и

организации не были в достаточной  степени заинтересованы во внедрении результатов научно-технического прогресса, поскольку наличие дешевой рабочей силы (минимальная заработная плата в несколько раз ниже прожиточного минимума) позволяло компенсировать отсутствие высокопроизводительной техники. Во-вторых,

недостаток финансовых ресурсов у многих предприятий не позволял приобретать более производительную и, как правило, более дорогостоящую технику. В дальнейшем, по мере ускорения научно-технического прогресса и внедрения его достижений в производство, сложившиеся тенденции и пропорции должны измениться.

Наряду с анализом затрат на производство продукции в поэлементном разрезе значительный интерес представляет их анализ по статьям калькуляции, а также в разрезе постоянных и переменных затрат, что обеспечивает эффективное управление издержками

предприятия и их оптимизацию.

 Планирование  себестоимости продукции на предприятии

План по себестоимости  продукции является одним из важнейших  разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.

План по себестоимости  продукции включает в себя следующие  разделы.

1. Смета затрат на производство  продукции (составляется по экономическим элементам).

2. Расчет себестоимости  всей товарной и реализованной  продукции.

3. Сравнение плановых  калькуляций отдельных изделий.

4. Расчет снижения себестоимости  товарной продукции по технико-экономическим  факторам.

Важнейшими качественными  показателями плана по себестоимости  продукции являются:

• себестоимость товарной и реализованной продукции;

• себестоимость единицы  важнейших видов продукции;

• затраты на 1 руб. товарной (реализованной) продукции;

• процент снижения себестоимости  по технико-экономическим факторам;

• процент снижения себестоимости  сравнимой продукции.

Смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота на основе расчетов по каждому  элементу затрат и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по

кварталам.

Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию в смете затрат определяются на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен.

Расходы на оплату труда  рассчитываются в соответствии с  принятыми в организации формами  и системами оплаты труда.

Амортизационные отчисления определяются исходя из стоимости амортизируемых активов, сроков их полезного использования, а также методов начисления амортизационных отчислений.

На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой  и товарный выпуск. Затраты на производство валовой продукции определяются из выражения

затраты на производство по смете, затраты, не включаемые в состав валовой продукции.

Затраты на производство товарной продукции определяют по формуле

изменение остатков полуфабрикатов своего изготовления;

изменение остатков незавершенного производства;

прирост слагаемых вычитается, сокращение прибавляется

Себестоимость реализуемой  продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.

Состав остатков нереализованной  продукции различен при разных методах  учета выручки от реализации продукции. В соответствии с законодательством предприятия могут использовать для учета выручки метод начисления или кассовый метод.

При учете выручки по методу начисления в состав остатков нереализованной  продукции и на начало, и на конец соответствующего периода включаются лишь остатки готовой продукции на складе.

Информация о работе Ценообразование