Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа
В планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в целом. Спланировать бизнес - значит, оценить возможности, необходимость и объемы выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его конкретного сегмента, оценить спрос на продукцию, выпускаемую фирмой, результативность ее работы на рынке.
4. Описание вида деятельности.
Характеристика направлений деятельности компании предполагает описание видов деятельности, которых у предприятия может быть несколько: маркетинг, производство, финансы, торговля, сфера услуг, венчурный бизнес или др.
Несмотря на кажущуюся простоту содержательной части данного раздела, ему следует уделять серьезное внимание. По каждому направлению расставляются свои приоритеты, определяются цели и задачи, характер и механизм их достижения, ориентация на рентабельность, которая должна быть присуща даже некоммерческим организациям – для их выживания в рыночных условиях.
5. Оценка рынка сбыта.
Пpeдпpинимaтeльcкaя фиpмa paбoтaeт нa пoкyпaтeлeй, пoэтoмy пpeждe чeм пpoизвecти тoвap, нyжнo выявить eгo пoтeнциaльныx пoкyпaтeлeй, пpoвecти aнaлиз pынкa, нa кoтopый дaнный тoвap бyдeт «выбpacывaтьcя».
Пpoцecc иccлeдoвaния пpeдпoлaгaeмoгo pынкa cбытa тoвapoв cocтoит из 4-х этaпoв:
1) cлeдyeт oпpeдeлить дaнныe,
кoтopыe пoзвoляют ycтaнoвить ycлoвия пpoизвoдcтвa
и peaлизaции тoвapoв и
• пpoизвoдитeли, кoтopыe выпycкaют и пpoдaют этoт тoвap нa «вaшeм» pынoчнoм пpocтpaнcтвe;
• тopгoвцы, кoтopыe пoкyпaют тoвap внyтpи и зa пpeдeлaми pынoчнoгo пpocтpaнcтвa и пpoдaют eгo нa вaшeм pынкe.
2) cлeдyeт oпpeдeлить иcтoчники
пoлyчeния инфopмaции,
• coбcтвeнныe иccлeдoвaния;
• мecтныe (peгиoнaльныe, тeppитopиaльныe) тopгoвыe пaлaты (accoциaции пpeдпpинимaтeлeй) cвoиx oтpacлeвыx и тopгoвыx accoциaций.
3) нeoбxoдимo пpoвecти aнaлиз cлeдyющиx дaнныx:
• ктo, пoчeмy, в кaкoм кoличecтвe, кoгдa бyдeт гoтoв кyпить тoвap (пpoдyкцию) в ближaйшeй и дoлгocpoчнoй пepcпeктивe;
• кaкoв пpимepный ypoвeнь poзничнoй цeны coбcтвeннoй пpoдyкции в ycлoвияx кoнкypeнции.
Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.
6. Конкуренция и конкурентное преимущество.
Конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. Поэтому возможность коммерчески выгодного сбыта товара на конкурентном рынке можно определить только с помощью сравнительной оценки продукции данной фирмы с продукцией конкурентов. Разработчикам бизнес-плана фирмы необходимо также учитывать индивидуальный оттенок конкурентоспособности продукции, поскольку у каждого потребителя свои критерии оценки и мотивации удовлетворения собственных потребностей.
Пpи paзpaбoткe дaннoгo paздeлa бизнec- плaнa цeлecooбpaзнo дaть oтвeты нa вoпpocы:
7. Организационная структура управления
В основе структуры организации - координация функционирования ее подразделений. Без связей и их фактического взаимодействия не может быть организованного целого. Посредством этих связей и обеспечивается координация ролей и деятельности частей организации. Формирование организационной структуры управления компанией отражает складывающееся в ней разделение труда и взаимозависимость работ, выполняемых различными элементами, связано со стратегическим выбором, ориентацией компании на определенную группу потребителей.
В этом разделе бизнес-плана
В бизнес-плане нужно четко
Управленческая деятельность требует не только хорошей организации и распределения обязанностей, налаженной системы обратной связи, но и компетентности управляющего персонала. Он оказывает активное воздействие на развитие самой организационной структуры для решения текущих и перспективных производственных задач.
От ценностных ориентаций сотрудников, уровня знаний, квалификации и информированности персонала, а также от нравственных принципов их поведения зависит успех фирмы.
Не случайно руководители многих компаний уделяют большое внимание формированию корпоративной культуры, поддержанию традиций и общефирменных ценностей. Поэтому в бизнес-плане рекомендуется отразить принципиальную схему управления, а в некоторых случаях нелишне указать и состав управленческого аппарата с информацией об образовательном уровне, опыте работы, профессиональных достижениях каждого.
Поскольку партнеры фирмы, а тем более инвесторы и кредиторы, заинтересованы в полноте информации, разработчики бизнес-плана включают в этот раздел подраздел «Персонал», в котором характеризуют штат сотрудников фирмы, работу руководства по организации их деятельности. Указывается также, какие специалисты, с каким образованием и квалификацией требуются фирме для успешного осуществления проекта. По возможности полно освещаются деловые качества уже работающих в фирме сотрудников, по крайней мере, ведущих специалистов, целесообразны краткие биографические справки со сведениями об их квалификации, прежнем месте работы. Обычно это оказывается весьма полезным в дальнейшем, при необходимости изменения кадрового состава. Практика свидетельствует, что наилучшей отдачи следует ожидать там, где профессиональные качества и личный интерес работника реализуются в деятельности фирмы. Формирование персонала - в целом уникальная функция управления, которая требует хорошего знания дела, понимания людей, их психологии, интересов и способностей.
8. План производства.
Производственный план включает в себя обоснование требований к помещению и оборудованию, определение потребностей в трудовых ресурсах (персонале фирмы), описание производственных мощностей и самого процесса производства, необходимости и реализации субподряда.
Производственная деятельность требует не только четкой организации, но и своего отражения в бизнес-плане. Здесь необходимо ответить на вопрос о том, как фирма предполагает выпускать свою продукцию. Но, характеризуя производственную деятельность, не рекомендуется усердствовать в изложении технических подробностей, дабы не утяжелять изучение самого бизнес-плана. Важно описать процесс производства в понятных любому терминах. В некоторых случаях может быть удобно представить процесс производства в виде диаграммы, на которой указываются производственные циклы.
В данном разделе необходимо также представить сведения о приобретаемом оборудовании, предъявляемых к нему требований с обоснованием уровня технологичности, надежности, срока безремонтной эксплуатации, безопасности труда и другим параметрам. Все это должно относиться и к эксплуатируемому оборудованию, и к намеченному к приобретению или взятию в аренду.
Размещение оборудования и персонала в помещениях должно осуществляться в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, что также обычно находит свое отражение в бизнес-плане. Для разных производственных циклов эти требования могут быть различными, начиная от места расположения до эргономических факторов труда.
Потребность в сырье и информация о его поставщиках отражается в соответствии с планами производства продукции. Здесь же следует дать пояснения относительно контроля качества производства продукции.
Со ссылкой на результаты маркетингового исследования обосновываются прогнозные данные об актуальности расширения сферы деятельности и расчеты, касающиеся возможностей фирмы по увеличению производства, расширению номенклатуры товара, улучшению ее качества. Поскольку старения товаров и технологии избежать еще никому не удавалось, проблемы научных изысканий решать придется так или иначе любой фирме, и этот вид деятельности должен быть включен в план производства.
Потенциальных инвесторов и кредиторов этот раздел призван убедить в том, что проект находится в высокой степени готовности, а фирма представляет собой надежного клиента.
9. Финансовый план.
Результирующей частью бизнес-плана является финансовый план. Финансовое планирование на предприятии заключается в планировании всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Оно осуществляется посредством разработки финансовых планов - перспективных, текущих, оперативных. Финансовый план обобщает все предыдущие разделы в стоимостном выражении и содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, сведения об источниках финансирования и назначении используемых средств, сроке окупаемости инвестиций, издержках производства и обращения, о процентном соотношении доходов и расходов, использовании собственных и заемных средств. В нем указываются также источники и сроки погашения задолженности, сроки выплаты дивидендов владельцам акций акционерных обществ.
Таким образом, финансовый раздел можно считать ключевым в бизнес-плане. Основное требование к финансовому плану – он не должен расходиться с данными других разделов бизнес-плана. Любые несоответствия здесь недопустимы, они могут свидетельствовать о некомпетентности разработчика, недобросовестности подхода как к составлению плана, так и к самой предпринимательской деятельности.
Структура финансового плана состоит из плана доходов и расходов, предусматривает балансовый отчет, прогноз прибылей и убытков, отчет о движении денежных средств, график достижения безубыточности. Финансовое планирование в целом следует осуществлять, постоянно соотнося прогнозные и фактические данные системы бухгалтерского учета. Это позволит контролировать степень выполнения запланированного, а значит, и систему управления в целом.[17 c. 95-123]
Приложение к бизнес-плану
В Приложении обычно приводятся так называемые вспомогательные документы, способствующие обоснованию тех или иных частей бизнес-плана. На разных этапах развития предприятия (стадии становления, устойчивой деятельности, изменения ее направления) могут быть различными и документы, в том числе, определяться спецификой деятельности.
Haибoлee pacпpocтpaнeнныe дoкyмeнты, вxoдящиe в пpилoжeния:
Многие западные авторы обращают внимание на оформление бизнес плана. [24 c. 75]
2.2 Основные
проблемы при разработке
Зарубежная практика и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь. Без него обеспечивать финансовую устойчивость предприятия в условиях, когда в России пока ещё не решены многие финансовые проблемы развития экономики, практически не возможно.
Пpeдпpинимaтeль, кoтopый пpeнeбpeг cocтaвлeниeм бизнec-плaнa, oкaзывa-eтcя нe гoтoвым к тeм нeпpиятнocтям, кoтopыe ждyт eгo нa пyти к ycпexy, и oбычнo нaчинaeт лиxopaдoчнo импpoвизиpoвaть. A чaщe вceгo кoнчaeтcя пeчaльнo.
Пoэтoмy лyчшe нe пoжaлeть вpeмeни (нecмoтpя нa тo, чтo для кpyпнoгo пpoeктa paзpaбoткa бизнec - плaнa мoжeт пpoдoлжaтьcя дo 200 чacoв бoлee) и зaнятьcя cocтaвлeниeм бизнec - плaнa, xoтя вo мнoгиx cлyчaяx вoзникaют пpoблeмы пpи paзpaбoткe. [16 c.51]
Иccлeдoвaния cпeциaлиcтoв пoкaзывaют, чтo ocнoвными пpoблeмaми пpeдпpинимaтeлeй для coздaния бизнec-плaнa чaщe вceгo являютcя:
- нeкoмпетентнocть (бoлee 40 % нeyдaч ), т.e. нecпocoбнocть вecти дeлa по физичecким, мopaльным или интeллeктyaльным пpичинaм;
- oтcyтcтвиe yпpaвлeнчecкoгo oпытa (15-17% нeyдaч) – чeлoвeк никoгдa paньшe нe opгaнизoвывaл paбoты xoтя бы caмoй мaлeнькoй гpyппы людeй и нe oчeнь пpeдocтaвляeт ceбe, кaк этo нaдo дeлaть;