Билеты по экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Ответы на билеты по экономике

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

17. Экономические субъекты  рыночной экономики.  Модель эк. кругооборота.

Экономический субъект- лицо, осуществляющее эконом. хозяйственную деятельность. Будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство. Домашние хозяйства владеют ресурсами и поставляют их предприятиям, тем самым получая доход, который потом используют для покупки готовой продукции. Предприятия покупают ресурсы, а продают готовую продукцию. Модель кругооборота демонстрирует сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и экономической деятельности. И домашние хозяйства и предприятия выступают на обоих основных рынках, но в каждом случае на противоположных их сторонах. На рынке ресурсов предприятия выступают как покупатели, т.е. на стороне спроса, а домашние хозяйства, как владельцы ресурсов и поставщики выступают продавцами, т.е. на стороне предложения. На рынке продуктов они меняются позициями. Ограничения модели кругооборота: не отражает деталей, не касается экономической роли производства, исключает международные рынки, предполагает, что величина доходов и расходов является постоянными, ее не следует рассматривать как вечный двигатель, не объясняет как формируются цены

МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРУГООБОРОТА.

                   ┌─────────────┐

    ┌──────────────────────\│    РЫНКИ    ├───────────────────────┐

    │        ТОВАРЫ         │   ПРОДУКТОВ  │         ТОВАРЫ        │

    │                       │             │                       │

    │     ┌────────────────/│             ├─────────────────┐     │

    │     │  ┌──────────────┤             │/─────────────┐  │     │

    │     │  │  расходы  на │             │   суммарные  │  │     │

    │     │  │ нац. продукт │             │   расходы   │ │     │

    │     │  │     ┌────────┤             │\───────┐     │   │     │

    │     │  │     │        └─────────────┘        │     │  │     │

  ┌─┴─────┴──\─────/─┐                           ┌─┴─────┴──\─────/─┐

  │                  │                           │                  │

  │      ФИРМЫ       │                           │     Семейные     │

  │                  │                           │    хозяйства     │

  │                  │                           │                  │

  └─/─────\──┬─────┬─┘                           └─/─────\──┬─────┬─┘

    │     │  │     │        ┌─────────────┐        │     │  │     │

    │     │  │     └───────\│    РЫНКИ    ├────────┘     │  │     │

    │     │  │ платежи за   │   РЕСУРСОВ   │ национальный │  │     │

    │     │  │   ресурсы    │             │     доход    │   │     │

    │     │  └─────────────/│             ├──────────────┘  │     │

    │     └─────────────────┤             │/────────────────┘     │

    │      РЕСУРСЫ          │             │         РЕСУРСЫ       │

    └───────────────────────┤             │\──────────────────────┘

                            └─────────────┘ 

В данной схеме  присутствуют лишь две основные хозяйственные  единицы (домашние хозяйства и предприятия). В схеме представлены основные связи:

      Домашние хозяйства предъявляют  спрос и потребляют потребительские  товары. Они оплачивают их за  счет доходов, которые получают, предоставляя в распоряжение  предприятий рабочую силу, капитал  и т.д.

      Предприятия поставляют готовые товары и услуги домашним хозяйствам. Товары и услуги, потребляемые домашними хозяйствами, заканчивают свое движение, и процесс кругооборота начинается снова.

В схеме помимо домашних хозяйств и предприятий  участвуют государство и банки. Государство собирает налоги и осуществляет расходы - закупает товары и выплачивает из бюджета заработную плату. Банки перераспределяют денежные ресурсы. Если домашние хозяйства не тратят на потребление весь доход, то образуются сбережения, это та часть дохода, которая не используется на потребление. Перераспределение сбережений и превращение их в инвестиции происходит при участии банков, выполняющих роль посредников. В идеале сбережения должны быть равны инвестициям, а расходы бюджета – доходам бюджета. Следует отметить, что данная схема не учитывает участие внешней торговли. В модель «открытой» экономики включается еще один участник – заграница, рассматриваются экспортно-импортные связи, а в качестве результирующего показателя – баланс внешней торговли товарами и услугами.  

18. Сущность и функции  денег. Количество  денег в обращении.

Деньги  – это все то, что обычно принимается  в обмен на товары и услуги. Существуют разные научные концепции возникновения  и сущности денег:

1. Рационалистическая  объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми.    Эта идея господствовала вплоть до конца  18 века, т.е. деньги – это  продукт соглашения между людьми.

2. Эволюционная   объясняет происхождение денег  как результат развития общественного  разделения труда, обмена. Исследовав исторический процесс развития обмена можно понять. Как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль денег, т.е. яв-ся всеобщим эквивалентом, т.е. деньги- это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Функции денег:

мера стоимости – это выражение особенности денег соизмерить стоимость всех товаров. сегодня деньги, будучи продуктом общественного труда, обладают стоимостью, но цены не имеют, ибо в противном случае они должны быть отнесены сами к себе. Деньги яв-ся мерой стоимости как воплощение общественного труда. Средство обращения. Выполняя функции средства обращения, деньги выражают цену товаров. Деньги переносят товар из рук продавца в руки покупателя, а сами удаляются из рук покупателя в руки продавца с тем, чтобы повторить этот процесс. Эти две функции основные, но в процессе сложились другие ф-ции денег, вытекающие из первых двух:

Деньги  как средство платежа. Из той функции возникают кредитные деньги – векселя, банкноты (появляются в результате замены частных векселей банковскими), чек (документ о выплата указанной в нем суммы определенному лицу с текущего банковского счета с приказа владельца). В момент погашения какого-либо долга деньги выполняют эту функцию. Сегодня деньги часто заменяются векселями. Средство накопления. После продажи товаров или услуг деньги остаются у субъекта рыночного хоз-ва. Люди хранят сбережения в деньгах, так как они абсолютно ликвидные.

Количественная  теория выводит ценность денег из их количества: чем больше денег, тем меньше их стоимость. Это соотношение выражено в уравнении обмена (уравнение Фишера):

M*V= P*Y, где М – номинальное предложение  денег, V – скорость обращения  денег, Р  -  общий уровень  цен, Y.- реальный доход. Увеличение  М сопровождается ростом Р.

КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ В ОБРАЩЕНИИ. 

Денежное обращение  — это обращение денег, обслуживающее  кругооборот товаров и услуг.

Большое значение имеет проблема необходимого для  обращения кол-ва денег. Основоположниками  количественной теории были Монтескье, Локк и Юм. Однако эволюция денег обусловила новый подход к определению кол-ва денег в обращении, что нашло отражение в неоклассической теории кол-ва денег(Маршал, Фишер).

Широкое развитие кредита привело к распространению  безналичных денег. Современное  денежное обращение – это почти на 90 % безналичное обращение. М выражает не только наличность. Но и безналичную денежную массу.

Р — сумма цен реализуемых  товаров; К — сумма цен проданных  в кредит товаров;

П — платежи, срок уплаты которых наступил; ВП —  взаимопогашаемые платежи; С0 — скорость оборота одной денежной единицы. 

20. Рыночный спрос.  Закон спроса и  кривая спроса. Факторы,  влияющие на спрос.

Спрос на какой-либо товар или услугу — это желание  и возможность потребителя купить определенное количество товара или  услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают: индивидуальный спрос — это спрос конкретного  субъекта; рыночный спрос — это  спрос всех покупателей на данный товар. Шкала спроса — таблица, которая  показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени. Объем спроса — это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в  величине спроса — это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при  прочих равных условиях как правило  чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие  влияние на спрос: доходы потребителей; вкусы и предпочтения потребителей; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые  товары; запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

информация о  товаре; время, затраченное на потребление. При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.

Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или  нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену. 

21. Рыночное предложение. Закон предложения и кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Предложение –  это совокупность товаров с определенными  ценами, которые находятся на рынке  и которые могут или намерены продать производители – продавцы.

Суть закона предложения состоит в том, что объем предложения товара, увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. Объем предложения меняется, когда изменяется только цена товара. Изменение предложения происходит, когда изменяется факторы, которые раньше принимали за постоянные. Факторы, влияющие на предложение:   главный фактор, воздействующий на предложение – издержки производства. Так если в результате использования технических средств удается снизить издержки, то кривая спроса сдвигается вправо.   Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы вызовет снижение издержек производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую вправо; Налоги. увеличение налогов ведет к увеличению издержек и сокращению предложения. Дотации. Государство фактически снижает издержки, что ведет у повышению предложения. изменение цен на другие товары. Ожидание цен в будущем также повлияет на желание производителя поставлять продукт на рынке в настоящее время.

Чем больше число  продавцов, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения будет смешаться вправо.

Если изменяется цена, то меняется объем предложения, происходят скольжения вдоль графика.

Если изменяются ранее неизменные факторы, то график функции смещается. 

22. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. 

Если цена на товар высока, то предложение низкое, а спрос большой =…  возникает  избыточный спрос. Равновесие рыночное – это когда решение производителей о продаже и решение потребителей о покупке взаимосогласуются. Расхождение между предложением продавцов и спросом покупателей порождают изменение цены, которое завершается согласованием между собой этих двух противоположных желаний. Объединим график спроса и предложения.

Информация о работе Билеты по экономике