Билеты по экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Ответы на билеты по экономике

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ.doc

— 234.50 Кб (Скачать)
  1. Предмет эк.теории. Микроэк., Макроэк. Методология.

Предметом экономической  теории является анализ рыночного хозяйства. Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение люде в мире ограниченных ресурсов, их рациональное распределение и обмен с целью максимального удовлетворения растущих потребностей.

Микроэкономика  – эк.действия индивидов, отдельных  домашних хозяйств, фирм и отраслей.

Макроэкономика  – национальная экономика в целом.

Методология –  индукция (от частного к  общему) и дедукция (от общего к частному); анализ (разделение на части) и синтез; метод научной абстракции (выделение главного в объекте и отвлечение от несущественного. 

  1. Функции эк.теории.

Познавательная (расширить познания в области  эк.процессов);

методологическая (получить теоретическую основу для прикладных исследований);

практическая (позволяет  проводить правильную гос.политику);

прогностическая (предвидеть экономическое развитие). 

3. Потребности и  экономические ресурсы.

Потребности –  это объективная нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, требующая удовлетворения. Согласно теории американского ученого Маслоу все потребности располагаются в следующем восходящем порядке от материальных к духовным:

Физиологические (еда, питье и т.д.);

В безопасности (защита от боли);

В соц. Связях (любви, нежности);

Самоуважение (в  достижении цели, признание, изобретение);

В самоактуализации (реализация способностей, понимание  осмысление).

Именно потребности заставляют человека  трудиться. Потребности  человека не остаются неизмененными, они развиваются по мере эволюции человеческой  цивилизации. Благо – это средство для удовлетворения потребностей.

Свободные –  которые находятся в изобилии. Свойство – неконкурентность.

Редкие –  ограниченные, вызывающие конкурентность. Свойство – редкость.

Сочетание полезности и редкости создает экономическую  оценку блага.

Под понятием экономические  ресурсы имеется в виду природные, людские и произведенные человеком  ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг (эк.благ). Ресурсы подразделяются на материальные (земля, сырьевые материалы, капитал) и людские – труд и предпринимательская способность.

Все экономические  ресурсы обладают одним общим  свойством: они редки или имеются  в ограниченном  количестве.. 

4. Экономический выбор.  Кривая экономических  возможностей.

Эк. Выбор –  выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования всех имеющихся  ресурсов, при котором достигается  максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Кривая производственных возможностей – альтернативные варианты производства 2х товаров при полном использовании ресурсов, может быть прямой и выпуклой (в случае наличия  специализации).

Кривая производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой.

Кривая производственных возможностей показывает:  тенденции  роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров, уровень эффективности  производства. 

5. Альтернативная стоимость  или издержки отвергнутых  возможностей.

Количество других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара называется временными издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара выраженную в альтернативном количестве другого товара. Цена в рыночной экономике — это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах, во времени.

Цена одной  ракеты равна количеству конфет, от которых необходимо отказаться. За каждую дополнительную единицу ракет общество платит все большую цену в виде не произведенных конфет. За последовательный переход от ракет к конфетам общество также платит все большую цену, получая меньший прирост данного продукта. Существует закон возрастающих временных издержек: при увеличении объема производства одного товара неизбежен рост затрат на единицу другого товара. Альтернативная стоимость товара определяется по формуле:

   
 

    10. Социально – экономические  системы.

Система – совокупность компонентов, обладающая свойством  целостности.

Целостность –  если из системы извлечь один компонент, то она не уменьшится, а разрушится.

Эк.система –  совокупность взаимосвязанных эк.элементов  – единство отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления эк.благ.

Различают четыре вида социально – экономические  системы:

традиционная;

командная;

рыночная;

смешанная.

Отвечают на вопросы – как производить, что  производить и для кого производить.

Традиционная  система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находится в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Это самая древняя экономическая система. Командная система – способ, организации экономической жизни, при котором земля и капитал находится в ведении государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами. Рыночная система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в ведении отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков. Основу этой системы составляют: - право частной собственности; -частная, хозяйственная инициатива ;

-рыночная организация распределения ресурсов общества . Смешанная система – способ – способ организация экономической жизни, при котором земля и капитал находится в частной собственности, а распределения ограниченных ресурсов осуществляется как рыночная, так и при значительном участии государства.  

11. Сущность рынка  и условия его возникновения. Функции рынка.

Рынок – это  способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых  сигналов. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства (основная структурная единица в потребительской сфере экономики: полученные от продажи услуг, труда деньги расходуются на удовлетворение личных потребностей), бизнес (деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода), правительство (представлено бюджетными организациями, цель которых – реализация функций государственного регулирования экономики). Важнейшими условиями возникновения рынка являются:

общественное  разделение труда и специализация. Разделение труда предполагает, что никто из людей не может жить за счет полного самообеспечения. Группы производителей занимаются изготовлением определенного вида продукции.

 Экономическая  обособленность субъектов рыночного  хозяйства, т.е. только производитель решает, что производить. Кому и где продавать. Здесь важно право на частную собственность. Ведь никто не будет, например, удобрять участок земли, который в любой момент могут отобрать;

 величина  трансакционных издержек. Если она выше предполагаемой прибыли, то рынок не будет существовать;

свободный обмен  ресурсами, который позволяет сформироваться свободны ценам, которые будут подсказывать экономическим агентам.

Функции: информационная (дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются), посредническая (в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции), ценообразнующая (по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг), координирующая (рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике), конролирующая. 

    12. Экономические и  неэкономические  блага. Товар.

В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности - одна из основополагающих категорий в экономической теории.

К экономическим  благам относятся те, которые являются объектом или результатом экономической, деятельности, тоесть которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями, в то время, как неэкономические благапредоставляются природой без приложения человеком усилий.

Специфической формой экономического блага является товар.  Таким образом товар, это специфическое экономическоеблаго, произведенное для обмена. По определению К. Маркса  “товар есть прежде всего внешний предмет,вещь, которая благодаря своим свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности.  Природа этих потребностей,- порождаются ли они желудком, или фантазией, - ничего не изменяет в деле.” Фридрих Энгельс также отмечает, что: “Для того, чтобы стать товаром продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительской стоимости. Посредством обмена”. 

Отсюда мы видим, что товар, это ни что иное,как  продукт труда, предназначенный  для обмена.  Из этого следует, что товар, как таковой обладает двумя свойствами:

а) Способность  удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

б) Пригодность  к обмену.

Товар, это есть продукт труда, удовлетворяющий  какую либо  человеческую потребность  через обмен, рынок.

Товар обладает потребительской стоимостью.  Это  есть  способность товара удовлетворять  какую либо общественную  потребность.  Исходя  из общественной потребности товары делятся  на  средства  производства  и предметы потребления. 

    15. Конкуренция, ее  сущность и виды.

Цель каждого  предпринимателя – максимизировать  прибыль и, следовательно, расширение масштабов хоз .деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товара, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение превышает спрос, то конкуренция обостряется. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, ведет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше предложения, то контролировать вынуждены покупатели. Цены повышаются и это стимулирует увеличение предложения данного товара. Конкуренция является необходимым  элементом рын. механизма. Наиболее эффективна совершенная конкуренция, когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов. Однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии сам по себе воздействовать на рыночную цену. Совершенная конкуренция никогда и нигде не существовала. Соперничество продавцов и покупателей устанавливает настоящую цену на однородные товары конкретный вид кривой спроса  и предложения.                        

Следующий тип  конкуренции – несовершенная  конкуренция. Она имеет место, когда  лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии или монопсонии. Монополия возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Возникновение монополии связано с концентрацией и централизацией производства. Естественная монополия связана с невоспроизводимыми элементами производства (полезные ископаемые), использованием научно-технических достижений. Административная монополия поддерживается гос-вом, подчиняются охрану порядка, гос.безопасность. Монопсония – такая ситуация на рынке, когда существует лишь один покупатель. При несовершенной конкуренции появляется возможность влиять на цену и объем товара. Олигополия – ситуация, когда основная масса товара сосредоточена у нескольких крупных продавцов или существует несколько крупных покупателей. Последний вид несовершенной конкуренции наиболее распространен.   

Информация о работе Билеты по экономике