Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:34, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие смысла механизма автономных учреждений, создание проекта учреждения автономного учреждения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть механизм автономных учреждений.
2. Сравнить автономные и бюджетные учреждения.
3. Рассмотреть деятельность учреждений культуры Пчевжинского сельского поселения.
4. Создание «макета» муниципального автономного учреждения.
Также я рассмотрю в своей работе важные моменты и возможные риски и последствия, которые необходимо учитывать при создании автономных учреждений.
Введение 3
Глава 1. Автономные учреждения 5
Глава 2. Механизм автономных учреждений 11
2.1. Зачем нужны автономные учреждения 11
2.2. Влияние механизма автономных учреждений на потребителя 17
2.3. Результаты действия механизма автономных учреждений 21
Глава 3. Анализ работы учреждений культуры Пчевжинского сельского поселения и создание муниципального автономного учреждения 24
3.1. Общие сведения об учреждениях культуры Пчевжинского сельского поселения 24
3.2. Анализ работы Пчевжинского СДК 25
3.3. Анализ работы Пчевжинской библиотеки 32
3.4. Создание муниципального автономного учреждения 35
Заключение 41
Список литературы 43
В-третьих, также как и в бюджетном учреждении, учредитель фактически сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя автономного учреждения. Да, конечно, в отличие от бюджетного учреждения у этого руководителя появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики в оказании платных услуг. Однако нельзя забывать о том, что именно учредитель назначает и прекращает полномочия руководителя автономного учреждения. Поэтому если учредителю не нравится, какие решения принимает руководитель, то, как и в случае с бюджетным учреждением, учредитель может, в конечном счете, найти причину для того, чтобы поменять руководителя. Образно говоря, поводок становится длиннее, но он остается. И это противоречит другому мифу – теперь уже об абсолютной и безграничной управленческой самостоятельности и независимости автономного учреждения.
Таким образом, автономное учреждение, в целом, является некой модернизированной версией бюджетного учреждения. Несмотря на ряд заметных и важных отличий в правилах функционирования, основные принципы и факторы, определяющие сущностные моменты жизни автономных учреждений, остаются такими же, как и у бюджетных учреждений.
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ АВТОНОМНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Зачем нужны автономные учреждения
Несмотря на кажущуюся простоту вопроса «зачем нужны автономные учреждения?», получение ответа на него требует определенных усилий, можно сказать даже, некой «исследовательской реконструкции». Это связано с расплывчатостью, неоднозначностью, а иногда и противоречивостью тех формулировок, которые содержатся в нормативно-правовых документах по автономным учреждениям.
Первым источником официальной информации по данному вопросу может служить такой документ как пояснительная записка к проекту федерального закона «Об автономных учреждениях». В ней сказано, что введение данного типа учреждения «будет способствовать дальнейшему развитию отраслей науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта», а само принятие закона «будет способствовать более рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов государства». Очевидно, что эти формулировки весьма декларативны и расплывчаты и поэтому нуждаются в дополнительных уточнениях. Для таких уточнений можно прибегнуть к другому документу, упоминаемому в пояснительной записке – «Принципам реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 годах и на период до 2006 года», подготовленными Министерством финансов Российской Федерации (далее – «Принципы») - ведь именно в соответствии с этим документом, как говорится в записке, и разработан законопроект.
Между появлением «Принципов» и принятием федерального закона «Об автономных учреждениях» прошло около 3 лет, в течение которых идеи «Принципов» эволюционировали под воздействием различных факторов. Поэтому содержание «Принципов» и закона далеко не всегда соответствует друг другу. Так, например, в «Принципах» не встречается такого словосочетания как «автономные учреждения», а говорится о необходимости преобразовывать отдельные бюджетные учреждения в специализированные государственные/муниципальные некоммерческие организации (СГМНО) или государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (ГМАНО). Организации с этими наименованиями так и остались в теории, однако задачи их создания можно рассмотреть и проанализировать применительно к тому, что получилось в конечном итоге – к механизму автономных учреждений.
Таблица 2
Задачи преобразования бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы согласно «Принципам» и степень реализации этих задач в механизме автономных учреждений
Задачи преобразований, приведенные в «Принципах» (цитаты) | Насколько конкретная задача реализована в механизме автономных учреждений |
1. Создать более четкое разделение между покупателями и производителями услуг отраслей социальной сферы и способствовать развитию практики контрактных отношений организаций с органами государственной власти. | Задание на оказание услуг и отсутствие ответственности учредителя за обязательства автономного учреждения перед третьими лицами действительно в определенной степени разделяют функции учредителя и автономного учреждения. Однако принципиального разделения между ними все равно не происходит – ни учредитель не может отказаться от финансирования учреждения в пользу, например, другого более эффективного поставщика услуг, ни автономное учреждение не может отказаться от выполнения задания учредителя на указанных учредителем условиях. Из-за этой изначальной обязательности и безусловности предоставления задания (вместе с субсидией) со стороны учредителя и выполнения этого задания со стороны учреждения отсутствует и прямая практическая связь между механизмом автономных учреждений и развитием контрактных отношений. |
2. Формировать, внедрять и изменять структуру и механизмы управления, соответствующие потребностям потребителей (в отличие от традиционных учреждений, работающих на основании типовых отраслевых положений, организации других форм обладают большими правами в организации своей работы). | Значительное повышение управленческой самостоятельности может обеспечить гибкость и оперативность управленческих решений, поэтому механизм автономных учреждений, безусловно, соответствует решению данной задачи. |
3. Стать средством привлечения инвестиций в отрасли социальной сферы и расширения источников финансирования текущей деятельности этих организаций. | В «Принципах»
не указываются источники |
4. Использовать
как средство решения задач реструктуризации
сложившейся сети учреждений и выведения
из государственного сектора тех организаций, финансирование которых по смете представляется нецелесообразным. |
Автономное
учреждение не выводится из «государственного
сектора» – за ним закрепляется
государственное или |
5. Применять для решения задачи оптимизации численности и состава ее работников. | Самостоятельность автономного учреждения в управлении своими кадровыми ресурсами и в расходовании средств действительно может обеспечить то, что динамика численности и состав работников учреждения будет соответствовать динамике реальных объемов деятельности учреждения. |
6. Создать условия для легализации соучастия населения в оплате социальных услуг. | В какой-то степени механизм автономных учреждений, конечно же, создает такие условия за счет того, что учреждение может самостоятельно определять номенклатуру и тарифы платных услуг, тем самым, выводя эти услуги из тени. Однако здесь следует помнить, что «соучастие» населения в оплате услуг может быть вызвано причинами, на которые тип учреждения не оказывает никакого влияния. В частности, такой причиной может быть банальное недофинансирование задания учреждению со стороны учредителя, что будет заставлять учреждение неофициально «добирать» деньги с клиентов несмотря на наличие у последних права бесплатного получения услуг. Следует отметить, что в принципе с проблемой бюджетного недофинансирования могут сталкиваться любые учреждения – и автономные, и бюджетные. |
7. Создать
необходимые стимулы и условия для существенного
повышения эффективности использования
кадровых, материально- технических и финансовых ресурсов. |
Применение
механизма автономных учреждений действительно
может создать такие стимулы
для руководства и сотрудников
учреждения. Во-первых, это может
достигаться благодаря |
Таким образом, различные официально сформулированные задачи преобразования бюджетных учреждений в автономные можно обобщить в двух задачах - рационализация управления учреждением и повышение внебюджетного финансирования его деятельности. При этом достижение первой задачи обеспечивается самим изменением типа учреждения и правил его функционирования, а достижение второй задачи, безусловно, зависит от специфики услуг учреждения, его существующих кадровых и материально-технических ресурсов, внешней конъюнктуры и активности руководства учреждения. Поэтому говоря простыми словами, в худшем случае жизнь учреждения, ставшего автономным, станет проще, а в лучшем случае она станет еще и богаче.
С точки зрения рационализации управления («упрощения жизни») в автономное учреждение можно, в принципе, переводить любое бюджетное учреждение. А вот с точки зрения повышения внебюджетных доходов «автономный» тип имеет смысл приобретать, конечно же, тем учреждениям, которые реально способны, оказавшись в более благоприятных для этого институциональных условиях, эти доходы увеличить. К ним, прежде всего, относятся те бюджетные учреждения, которые и в существующем статусе могут, хотят и умеют зарабатывать деньги.
Говоря о целях применения механизма автономных учреждений, нельзя не провести небольшой сравнительный анализ интересов, которые могут иметь к применению этого механизма различные стороны – сами учреждения, их учредители и получатели услуг.
С интересами, которое может преследовать само учреждение, все достаточно ясно – его выгода заключается в том, чтобы стать более самостоятельным, упростить административные процедуры и снизить административные барьеры, ну а, кроме того, заработать для себя больше денег.
С интересами учредителя разобраться немного сложнее. Действительно, в чем собственная выгода учредителя и зачем ему переводить бюджетное учреждение в автономное, если отвлечься от пафосных лозунгов вроде «повышения эффективности» или «содействия развитию»? С учетом того, как законодательно устроены взаимоотношения между учредителем и автономным учреждением, можно сделать вывод, что такой выгодой может являться снижение расходов учредителя на поддержание и развитие имущественного комплекса учреждения (имущества учредителя!) за счет повышения внебюджетных доходов учреждения и направления части этих доходов на осуществление данных расходов. Поясним этот вывод на простом примере.
Допустим,
некое бюджетное учреждение самостоятельно
зарабатывает 1 миллион рублей в
год. Переводя его в автономное, учредитель
может рассчитывать на то, что приобретя
те самые более благоприятные институциональные
условия, учреждение благодаря заинтересованности,
инициативе и деловым качествам руководства
и сотрудников, будет зарабатывать больше
– например, 1,5 миллиона рублей в год. И
вот здесь нужно вспомнить о том, что учредитель,
располагая полномочиями по назначению
и прекращению полномочий руководителя
учреждения, может, так или иначе, оказывать
фактическое влияние на то, куда руководитель
решит потратить эти деньги, в том числе
и дополнительно заработанные 500 тысяч
рублей. Почему бы часть этих денег не
потратить, например, на ремонт крыши,
обновление забора или еще какое-нибудь
действие, снижающее возможные будущие
затраты учредителя и повышающее «капитализацию»
государственного или муниципального
имущества? Главное здесь, конечно – не
перегнуть палку с этим «влиянием». Ведь
если влиять так, что у учреждения пропадет
собственная заинтересованность в увеличении
объемов внебюджетных доходов, то и для
учредителя эта выгода сведется к нулю.
Разумный учредитель, желающий реализовать
свою выгоду, вероятно, должен относиться
к такому учреждению как к «курице, несущей
золотые яйца» (ну или, по крайней мере,
серебряные), а чтобы яйценоскость курицы
его радовала, это отношение должно быть
достаточно гибким, поскольку яйца должны
радовать и саму «курицу».
2.2. Влияние механизма автономных учреждений на потребителя
Какая же для потребителя может быть разница – будет ли поставщик услуги автономным или бюджетным учреждением? Ответ на этот вопрос, как это ни странно, наиболее сложен. В чем вообще могут состоять интересы потребителя государственных или муниципальных услуг по отношению к поставщику услуг? Очевидно, что эти интересы могут различаться в зависимости от специфики как самих потребителей, так и предоставляемых услуг. Однако в целом, руководствуясь здравым смыслом, можно определить их общую номенклатуру и попытаться проанализировать, в какой степени механизм автономных учреждений может способствовать реализации этих интересов.
Таблица 3
Связь между интересами потребителей государственных и муниципальных услуг и механизмом автономных учреждений
Интерес потребителя | Реализация интереса в механизме автономных учреждений |
Потребительский выбор – возможность выбирать поставщика услуг самостоятельно в зависимости от своих индивидуальных предпочтений и возможностей. | Механизм автономных учреждений не может способствовать реализации данного интереса, так как в этом механизме не заложен принцип «деньги следуют за потребителем» - бюджетные средства (субсидия на выполнение задания) «закрепляется» за конкретным автономным учреждением независимо от того, существуют ли на территории другие поставщики аналогичной услуги. Кроме того, в случаях, когда клиентские группы не располагают собственной платежеспособностью, такое «закрепление» не создает экономических стимулов для появления такого выбора в принципе. Ведь единственный «плательщик» (распорядитель бюджетных средств, учредитель автономного учреждения) не выводит свои финансовые ресурсы на открытый рынок, мотивируя тем самым появление альтернативных поставщиков, а продолжает передавать их по «закрытому каналу» одному поставщику. |
Повышение потребительских свойств услуг (качества, оперативности предоставления, результативности) | Механизм автономных учреждений может в некоторой степени повышает данные свойства услуг за счет того, что согласно Бюджетному кодексу (статья 69.2) в задании учредителя должны определяться требуемые параметры качества услуги, порядок их оказания и ожидаемые результаты. Следовательно, стремление к обеспечению определенного уровня этих свойств будет уже не доброй волей учреждения, а требованием учредителя. Вместе с тем, следует отметить, что согласно тому же Бюджетному кодексу задания на оказание услуг должны формироваться не только для автономных, но и для бюджетных учреждений. Поэтому никаких особых преимуществ «автономность» учреждения здесь не имеет. Кроме того, как уже указывалось выше, рычаги воздействия учредителя на автономное учреждение, которое, например, не выполняет установленных параметров качества услуг, продолжают носить исключительно административный характер. Учредитель в таком случае может максимум поменять директора автономного учреждения (также как и в бюджетном учреждении), но снизить размер предоставляемой на выполнение задание субсидии у него правовых оснований нет. |
Повышение доступности услуг | В тех случаях, когда доступность услуг может быть повышена путем внесения изменений в порядок оказания услуг (например, изменение часов работы специалистов и т.д.), механизм автономных учреждений может этому способствовать, благодаря все тому же заданию учредителя, которое будет ориентировать учреждение именно на нужные параметры этой доступности. Однако также как и в ситуации с потребительскими свойствами услуг, такое возможное влияние не является особенностью именно автономных учреждений. И, кроме того, очевидно, что обретение учреждением «автономности» само по себе не способно повысить доступность услуг, если она ограничена неудачным расположением учреждения или просто недостатком бюджетных средств для предоставления услуг всем нуждающимся в ней. |
Расширение номенклатуры бесплатных услуг | Появление новых
бесплатных услуг в «меню» как
автономного, так и бюджетного учреждения,
выполняющих задание |
Расширение номенклатуры платных услуг (если нужную услугу нельзя получить бесплатно) | Если на территории, на которой работает автономное учреждение, есть граждане, которые заинтересованы и готовы получать какие-либо услуги у этого учреждения на платной основе, то «автономность» повышает вероятность того, что такие услуги будут им предложены. Фактором, содействующим этому, является то, что у автономного учреждения появляется самостоятельность в политике оказания платных услуг, а также в расходовании полученных от этого средств, что в свою очередь позволяет учреждению гибко реагировать на спрос. |
Таким образом, как видно из представленного анализа, само по себе изменение типа бюджетного учреждения и преобразование его в автономное не дает заметных прямых выгод потребителям услуг. Говоря про косвенные и отсроченные выгоды, можно лишь предположить, что рационализация управления автономным учреждением будет способствовать тому, что руководство учреждения сможет больше внимания уделять содержательным вопросам оказания услуг, а не таким вопросам как согласование переброски средств между статьями сметы и т.д. Также можно предположить, что возможное повышение внебюджетных доходов автономного учреждения и использование этих доходов для укрепления кадровой и материально-технической базы учреждения могут в целом повлиять на улучшение потребительских свойств услуг – как тех, которые учреждение оказывает по заданию учредителя, так и тех, которые оказываются на платной основе по инициативе самого учреждения.
К
сожалению, осмысленность преобразования
бюджетных учреждений в автономные
встречается в практике далеко не
всегда. В подавляющей степени
эта проблема характерна для учредителей
автономных учреждений – исполнительных
органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
Неоднократно имели место ситуации, когда
чиновники, участвующие в этих преобразованиях
на уровне принятия решений, не могли внятно
ответить на вопрос, а в чем вообще они
видят для себя смысл изменения типа подведомственного
им учреждения с бюджетного на автономный.
Определенную роль в том, что такие преобразования
происходят без необходимого осмысления,
играют и импульсы с федерального уровня.
Так, в частности, среди «президентских»
показателей оценки эффективности деятельности
органов исполнительной власти имеется
такой показатель как «доля расходов консолидированного
бюджета субъекта Российской Федерации
на финансирование услуг социальной сферы,
оказываемых автономными учреждениями
и негосударственными (немуниципальными)
организациями, в общем объеме расходов
консолидированного бюджета субъекта
Российской Федерации на финансирование
отраслей социальной сферы». В условиях,
когда по различным причинам региональные
органы власти не могут и не готовы «отрывать»
бюджетные средства от государственных
и муниципальных учреждений и выводить
их на открытый рынок, где они могут быть
доступны негосударственным (немуниципальным)
поставщикам услуг, преобразование бюджетных
учреждений в автономные является, по
сути, единственным способом показать
какие-то ненулевые цифры в этом показателе.
Кроме того, поскольку речь в показателе
идет о консолидированном региональном
бюджете (то есть с учетом бюджетов муниципальных
образований региона), регион может транслировать
необходимость демонстрации этой цифры
и на уровень муниципальных образований.
Ну а чтобы просто продемонстрировать
цифры, никаких особых осмыслений, как
известно, и не требуется.