Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:15, курсовая работа
В современной России очень остро стоит проблема удержания инфляции на низком уровне с целью обеспечения роста ВВП и развития социально-экономической сферы, поэтому очень важными являются меры государственной антиинфляционной политики. Для эффективного регулирования инфляционных процессов необходимо изучить закономерности их протекания, а также специфические черты каждого из видов инфляции.
Таблица
1 – Темпы роста инфляции в России
2003- 2010гг. по месяцам
Месяц | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Январь | 2,4 | 1,8 | 2,6 | 2,4 | 1,7 | 2,3 | 2,4 | 1,6 |
Февраль | 1,6 | 1,0 | 1,2 | 1,7 | 1,1 | 1,2 | 1,7 | 0,9 |
Март | 1,1 | 0,8 | 1,3 | 0,8 | 0,6 | 1,2 | 1,3 | 0,7 |
Апрель | 1,0 | 1,0 | 1,1 | 0,4 | 0,6 | 1,4 | 0,7 | 0,3 |
Май | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,5 | 0,6 | 1,4 | 0,6 | 0,5 |
Июнь | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,3 | 1,0 | 1,0 | 0,6 | 0,4 |
Июль | 0,7 | 0,9 | 0,5 | 0,7 | 0,9 | 0,5 | 0,6 | 0,4 |
Август | -0,4 | 0,4 | -0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,4 | 0,0 | 0,6 |
Сентябрь | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,1 | 0,8 | 0,8 | 0,0 | 0,8 |
Октябрь | 1,0 | 1,1 | 0,6 | 0,3 | 1,6 | 0,9 | 0,0 | 0,6 |
Ноябрь | 1,0 | 1,1 | 0,7 | 0,6 | 1,2 | 0,8 | 0,3 | 0,8 |
Декабрь | 1,1 | 1,1 | 0,8 | 0,8 | 1,1 | 0,7 | 0,4 | 1,2 |
Годовой темп роста | 12,0 | 11,7 | 10,9 | 9,0 | 11,9 | 13,3 | 8,8 | 8,8 |
Годовой уровень инфляции неизменно сокращается с каждым годом, что связано с грамотной антиинфляционной политикой Правительства. Однако данные показатели являются выше запланированных в начале года, так, например, планируемая инфляция за 2006 год не должна была превысить 8,5%, а на практике данный показатель оказался равен 9%. В соответствии с текущими прогнозами запланированный уровень инфляции за 2007 год составлял 6-7% в итоге остановившись на уровне около 12% годовых. В недавнем 2010 год уровень инфляции ожидался в пределах 7-8%, по окончании года достигнув 8,8%. При этом следует отметить новые проблемы, связанные с решением проблемы инфляции. Согласно исследованиям Экономической экспертной группы современная инфляция в России имеет многофакторный характер – начиная от роста денежного предложения и заканчивая монопольными тарифами, инфляционными ожиданиями, курсовой динамикой. Поэтому с инфляцией можно бороться только комплексными мерами. Простое ужесточение денежно-кредитной политики не следует переоценивать, так как при снижении уровня инфляции именно другие факторы будут играть все большую роль: инфляционные ожидания, институциональные условия и др. В первую очередь речь должна идти о повышении доверия населения к государственной денежно-кредитной политике. И главная задача для Правительства РФ – сохранить инфляцию на снижающемся тренде. Всплеск инфляции в 2007-2008 гг. связан с кризисными явлениями в мировой экономике, негативно сказавшимися и на экономике России. Сохранение значения показателя на докризисном уровне, около 9%, в 2009 году связано с постепенным восстановлением экономики страны. Препятствием к сохранению понижательного тренда стали неблагоприятные погодные условия, приведшие к значительному росту цен на продукты питания, что раскрутило маховик инфляции и превысило прогнозные значения показателя установленные МЭРТ.
Прежде всего, стабильная макроэкономическая ситуация в стране крайне важна для успешного развития несырьевого, ориентированного на внутренний рынок бизнеса. При этом бизнес в первую очередь ощущает инфляцию через увеличение цен на сырье, которые в 2000-2010 годах многократно возросли (например, цены на газ – в 3,8 раза, а цены на прокат – более чем в 3 раза), что вынуждает предприятия повышать цены на конечную продукцию, вызывая при этом инфляцию издержек.
По мнению других аналитиков, что основной причиной инфляции являются не монетарные факторы, а, прежде всего, недостаточная монетизация экономики, которая к тому же обеспечивает недостаточно высокие темпы экономического роста. Так, более двух третей национальной денежной базы России в настоящее время составляют наличные деньги, не участвующие в депозитно-кредитной мультипликации, что абсолютно не соответствует современному развитию России (коэффициент мультипликации равен 2, в то время как в развитых странах – 5-10), а база для долгосрочного кредитования составляет всего одну треть от общих резервов банков. Более того, в 2009 году ресурсы хозяйствующих субъектов составляли всего 15%, ресурсы кредитных организаций 7%, в то время как ресурсы государства находились на уровне 35% от ВВП страны. Действительно уровень монетизации России в настоящее время – очень низкий, но следует сравнивать данный показатель не с данными других стран, а со своими прошлыми показателями. Быстрая монетизация (по 40% в последние годы) является здоровым процессом монетизации российской экономики после периода демонетизации 1990-х годов. В то же время еще большее наращивание монетизации было бы ошибкой, так как это является причиной финансового кризиса в других развивающихся странах. Необходимо проведение целевой монетизации как, например, в США и Японии, учитывая разноплановый характер стоящих перед страной проблем. Для развития малого бизнеса можно взять пример Японии, где существуют кредитные портфели малого бизнеса, выпускается производная ценная бумага, которая и принимается Центробанком для рефинансирования малого бизнеса. При этом также предлагается целый комплекс мер для развития деловой активности, вовлечения имеющихся сбережений в инвестиции, снижения ссудного процента, что в результате должно привести к снижению уровня инфляции: переход от эмиссии денежных средств через валютно-обменные операции к эмиссии кредитных денег путем кредитно-депозитной мультипликации, использование одной четверти валютных резервов для капитализации коммерческих банков посредством предоставления им долгосрочных субординированных кредитов с ужесточением надзора за этими банками, введение системы рефинансирования ЦБ РФ кредитных организаций в режиме овердрафта, создание специализированного государственного агентства рефинансирования, создание при участии ЦБ РФ организованного рынка межбанковского кредитования и другие предложения, направленные на создание основы стабильного экономического развития России.
Существует
и другое утверждение, что немонетарные
факторы оказывают сильное
Несмотря на убедительные доводы сторонников монетаристской концепции, инфляция представляет собой куда более сложный процесс. С использованием графика динамики ИПЦ с 2000-го по февраль 2007 года журналом «Эксперт» была показана глобальная понижательная тенденция с выделением нескольких ступеней – 25% (до осени 2001 года), 17% (до начала 2003 года), 10% (2003 год), далее 14%, а с 2006 года – почти уже 10% в год. На этапе 2000-2007 годов соотношение темпов инфляции и уровня монетизации экономики имеют обратную связь. Поэтому использование одной переменной не имеет объясняющей силы. Для полноценного объяснения инфляции должны быть добавлены такие показатели как динамика производства, инвестиций, обменный курс рубля, которые все вместе достаточно полно объясняют колебания уровня инфляции. При этом денежные ориентиры ЦБ РФ и фактическая динамика денежной массы слабо коррелируют друг с другом. Поэтому одними денежными рычагами инфляцию побороть практически невозможно, и ключевую роль должны играть рычаги в институциональной и бюджетно-налоговой политике. Более того, факты противоречат утверждению того, что рост денежного предложения всегда ведет к росту цен. Главная проблема – вызывает ли рост спроса рост предложения в российской экономике? Наблюдения позволяют сделать вывод о существовании ряда институциональных факторов и ценовой политике, которые этому мешают. Поэтому необходимо рассматривать все факторы в совокупности, и не придавать решающее значение стерилизации денежной массы.
Следует отметить и тот факт, что из четырех основных механизмов инфляции (инфляционные ожидания, инфляция спроса, инфляция издержек и импортируемая инфляция) инфляция издержек и импортируемая инфляция имеют в России самостоятельный характер, а не подчиненный по отношению к инфляции спроса в рублях. «Импортируемая» инфляция имеет специфический характер. Несмотря на то, что Россия является экспортером ресурсов, при повышении мировых цен на сырьевые ресурсы они дорожают и на внутреннем рынке, поскольку экспортеры повышают внутренние цены для обеспечения равной выгодности своих поставок на внутренний и внешний рынки. Также теперь ввиду открытости экономики России в условиях недостатка денежного предложения хозяйствующие субъекты всегда имеют возможность сделать займы за рубежом, поэтому инфляция спроса будет формироваться за счет иностранных валют.. Другой источник - неденежные средства, например, векселя. Так, в 2006 году российские компании (без учета банков) выпустили на 31% больше векселей, чем в 2005 году. Банки выпустили дополнительно векселей на 176 млрд. рублей, доведя общий объем непогашенных векселей до 790 млрд. руб. Из этого следует, что инфляция издержек должна регулироваться отдельно, вне зависимости от регулирования рублевой эмиссии. Важно отметить, что потребление услуг естественных монополий неэластично в среднесрочном периоде. Отсутствие же инвестиционного и оборотного капитала приводит к выходу на внешний рынок за заимствованиями. Отсутствие у Центробанка полноценной политики рефинансирования приводит к тому, что в основном дополнительное финансирование экономики происходит за счет импорта капитала. При этом приход дополнительных денег в экономику, если они расходуются на закупку нового оборудования за рубежом, не приводит к увеличению инфляции. Более того, со временем новое оборудование будет направлено на создание новой продукции, поэтому баланс между денежным массой и товарным предложением начнет смещаться в сторону предложения, что также даст импульс снижению потребительских цен. Однако чаще дополнительные денежные средства уходят из сферы производства и перетекают в финансовую сферу, так прибыль и скорость отдачи от вложений в ней намного выше. Борьба с инфляцией за счет снижения налогов может привести к противоположным результатам. При снижении налогов инфляция также не всегда увеличивается, например, если оставшиеся средства направляются на закупку импортного оборудования (ситуация улучшается) или отечественного оборудования (инфляционный эффект – краткосрочный). А если уменьшение налогового бремени происходит пропорционально уменьшению бюджетных затрат, например, сокращению чиновничьего аппарата, то это также не будет разгонять инфляцию. Но у нас наблюдается тенденция к увеличению государственных расходов – а тогда снижение налогов ведет к меньшей стерилизации за счет бюджета и большей инфляции. Не следует забывать, что инфляция действует как «инфляционный налог», следовательно здесь мы заменяем относительно «безвредные» налоги – на крайне вредный «инфляционный». В таком случае все стороны – и бизнес, и население, и правительство – оказываются в проигрыше, т.е. это – худшая ситуация из возможных. Поэтому идею министра финансов РФ А.Л. Кудрина зафиксировать лимит изменения Резервного фонда на уровне не выше темпов роста ВВП, по мнению некоторых специалистов, необходимо распространить также на прирост всех государственных расходов, что гораздо более полезно для сдерживания инфляции, чем современная денежно-кредитная политика.
Основная специфика России – связь высокого уровня инфляции с положительным платежным балансом, в то время как в экономической литературе обычно дефицит платежного баланса вызывает увеличение инфляции. Это одна из основных причин, почему при увеличении денежной массы на 40% инфляция составляет менее 10% - рублевые цены на импортные товары и услуги не сильно меняется. Тем не менее, профицит платежного баланса – основной источник инфляционного давления, если слабо укрепляется номинальный курс рубля. Также краткосрочные потоки спекулятивного капитала и потенциальный неустойчивый спрос определяют необходимость проведения политики, направленной на создание устойчивости и предсказуемости на денежном рынке. Накопление ресурсов в Стабфонде позволяет эффективно сдерживать укрепление номинального курса рубля, которое и влияет на издержки производства предприятий в реальном секторе.
В основе природы инфляции в России лежит рост денежного предложения. Рост цен может вызываться также повышением регулируемых государством цен естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ. При этом сокращение денежного предложения снижает инфляцию далеко не сразу и может негативно сказаться на производстве. Главной причиной высокой инфляции в последние годы была покупка ЦБ РФ валюты для предотвращения избыточного укрепления рубля. В результате ЦБ РФ эмитировал гораздо больше денег, чем требовала российская экономика. Например, при существовании специфических источников, в 2006 году примерно две трети уровня инфляции объяснялись монетарными факторами. Однако не с каждой инфляцией надо бороться – инфляция несет в себе и рыночные сигналы. Например, при росте цен на мировых рынках на определенные ресурсы, они должны расти и на внутреннем рынке, так как поставщику становится ясно, что лучше перейти к сбережению данного ресурса. Такие элементы инфляции (например, повышение внутренних цен на нефтепродукты) являются важной частью рыночных механизмов, а у нас именно их пытаются подавлять в первую очередь.
Сейчас формально есть все основания ожидать снижения инфляции в 2007 году, но только при «прочих равных условиях», т. е. при отсутствии каких либо внешних шоков, а также стабильном развитии финансовой сферы российской экономики. В 2006 году повышение на 1% номинального курса рубля снижало инфляцию на 0,3%. Но в инвестиционной активности мы почти не выиграли – например, по импортному оборудованию закупки сократились на 1,5% по сравнению с 2005 годом. Кроме того, проигрыш оказался все же существенным – во-первых, по соотношению отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке, а во-вторых достаточно быстрое снижение сальдо счета по текущим операциям одновременно с инерционным действием механизма Стабфонда возможно уже в этом году или точно в следующем году обозначит эффект перестерилизации денежной массы. Одновременно был спровоцирован приток внешнего капитала на финансовый рынок, который оказался перегретым ввиду того, что по большинству ликвидных бумаг у нас доходность ниже уровня инфляции и ниже, чем процентные ставки по банковским депозитам населению. «Девалютизация» сбережений населения сопровождается увеличением потребления и возрастанием сбережения населения в ценных бумагах. А так как население является неквалифицированным инвестором, то в условиях перегретости финансовых рынков, рыночные колебания сразу же будут сказываться на норме сбережений населения и, соответственно, инфляции. В 2006 году нехватка ресурсов банковской системы для реализации планов по активам составила 303 млрд руб., из которых две трети было покрыто из внешних источников. Выводы – основная угроза снижения инфляции – изменение структуры нормы сбережений экономических агентов вместе с действием инфляционных, а также ревальвационных и девальвационных ожиданий, которые могут быть спровоцированы различными шоками и проблемами. Первая проблема – ухудшение платежного баланса меняет механизмы формирования обменного курса рубля. Россия сейчас движется в сторону формирования обменного курса от динамики платежного баланса к формированию обменного курса на базе капитальных операций, который был в 1996-1998 годах. Для придания стабильности финансовой системы должен включиться механизм рефинансирования коммерческих банков ЦБ РФ, а банковская система к этому сейчас не готова. Перегрев финансовых рынков, так как власти сейчас слабее контролируют денежные потоки, может вызвать кратковременные шоки и повлиять на увеличение инфляции.