Антиинфляционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

В современной России очень остро стоит проблема удержания инфляции на низком уровне с целью обеспечения роста ВВП и развития социально-экономической сферы, поэтому очень важными являются меры государственной антиинфляционной политики. Для эффективного регулирования инфляционных процессов необходимо изучить закономерности их протекания, а также специфические черты каждого из видов инфляции.

Работа содержит 1 файл

Инфляция в РФ.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

     Российский  вариант инфляции, возникшей не из-за  бюджетного  дефицита, который, напротив, явился следствием инфляционных процессов,  а  по  причине инфляционных затрат, требовал не монетаристских  методов её  преодоления,  а несколько иного  подхода.  Попытки  сдерживать  инфляцию  только   путём   ограничения денежной массы, хотя и дали определённые положительные  результаты,  но  при этом повлекли за  собой  ряд негативных  последствий:  спад  производства, рост неплатежей, падение жизненного уровня. Российская инфляция – это инфляция  издержек  и частично  бюджетного дефицита, а не избытка денежной массы.

     Сочетание инфляции одновременно со спадом производства иначе называется  стагфляция.   Для   России   самый   предпочтительный   вариант регулирования  инфляции  –  это  стагфляционная  политика,  где  применяется политика доходов – согласование и увязка темпов  роста  заработной  платы  и цен  под  наблюдением  и  при  посредничестве  государства.  Таким  образом, антиинфляционная политика должна использовать  два  регулятора:  рыночный  и государственный.

     Возникновение и рост  инфляции  сопровождались  процессами  в  области товарного и денежного обращения: стремительный рост  цен  (в  1992-1994  гг. они увеличились почти  в  1000  раз);  резкое  падение  объёма  предлагаемых товаров и услуг в реальном  выражении  (более  чем  на  50%);  снижение  ВВП (1992г. – на 19%, 1993 – на 12%, 1994 – на 15%);  падение инвестиций  (1992 г. – на 40%, 1993 – на 12%, 1994 – на 26%).

     Одной из  самых  доходных  финансовых  операций  стала  спекуляция  на валютном рынке. К  осени  покупательная  способность  доллара  снизилась  до предела (его курс рос медленнее, чем цены),  рентабельность  экспорта  стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными. Рост цен оказался ниже запланированного в  1994  году  (4-5%  в  месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что  привело  к снижению  поступления  в  бюджет,  уменьшению   бюджетного   финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты.

     Инфляционная  волна,  поднятая  летней  кредитной  эмиссией  (17 трлн.руб.),  обесценила  невозвращенные  кредиты,   а   повысившаяся   доходность спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.

     В 1995  году  правительство  сделало  еще  несколько  шагов  вперед  в управлении  финансами.  Повышение  норм  обязательных  резервов  для  банков снизило объем денег в экономике. Требование  обеспечения  рублевых  резервов для  валютных   активов   привело   к   увеличению   продажи   валюты,   что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. Введение  валютного коридора  снизило инфляционные  ожидания.  Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен.  Сохранился  относительно  высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой  рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 - 1994  и  130%  -  в 1995 году.

     Интенсивная  денежная эмиссия апреля-августа 1994г. привела к повышению темпов инфляции в октябре 1994г. - январе до  14-18%.  Сокращение темпов  прироста  денежной  массы  осенью-зимой  1994-1995гг.  обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995г. и летом до 5%. Одним из главных источников,  поддерживающих  высокие  темпы прироста денежной массы является финансирование бюджетного дефицита за  счет  эмиссии денежных инструментов. В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995  году планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически  же  в  первой  половине  года этот показатель был равен 17,3% ВВП.

     Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до, 2% ВВП. Кредиты ЦБР для  его покрытия намного уменьшились. Если в  феврале-июне  1994 г.  задолженность правительства Центробанку выросла   на   38%,   то   за аналогичный период 1995 года - лишь на 11%.

     Обесценение денег в России происходило  из-за  монопольного  повышения цен при отсутствии  конкуренции  и  наличии  государственного  регулирования инфляционного  процесса.  Цены  поднимали  посредники-перекупщики  в   сфере оптовой и розничной торговли. Розничные цены на товары и услуги в  несколько раз превышали цены производителей.  Расширение  кредитной  экспансии  только укрепляло сложившийся  уровень  инфляции  и  требовало  всё  новой  и  новой эмиссии денег. Все это и привело к усилению дефицита госбюджета, который покрывался  за счёт   централизованных   кредитов   ЦБ   и   имел   инфляционную   природу. Поэтому с целью ослабления инфляции Министерство  финансов  РФ  с мая 1994 г. приступило к выпуску государственных облигаций (ГКО).

     Таким образом, главной причиной  инфляции  в  России  следует  считать отпуск  цен,  осуществлённый  в   условиях   несформировавшегося   рынка   и отсутствия конкуренции.

     1.3 Инфляция в России  период с 1995 по 1999гг.

     В первом полугодии 1995 года, несмотря на меры по  ограничению объемов денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно высокими  и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года. Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что в целом совокупное влияние  причин, порождающих  инфляцию,  оказалось  компенсировано  факторами,  сдерживающими ценовую  динамику.  Это  связано,  прежде  всего,  с  тем,  что  на  протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный  механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

     - соблюдение жестких денежных  ограничений;

     - меры по стабилизации валютного  курса;

     - отказ от покрытия дефицита федерального  бюджета  прямыми  кредитами Банка России и переход к  государственных  заимствованиям  на  рынке  ценных бумаг;

     - принятие Правительством Российской  Федерации ряда решений,      ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей  и сектором экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

     Все  они,  будучи  направленными  на  сжатие  совокупного   спроса   и приведение  его  в  соответствие  с  совокупным  предложением,  сформировали качественно новую ценовую ситуацию как в  потребительской  сфере,  так  и  в реальном секторе российской экономики.

     Несмотря на позитивный характер этих процессов,  следует  отметить, что в российской экономике того периода все еще существовала угроза инфляционных всплесков из-за продолжающегося экономического спада,  неплатежей,  искаженной  структуры основного производства и его низкой  эффективности,  существования секторов экономики   с   различными   уровнем   доходности,   нерешенности   вопросов формирования доходной  части  бюджета  и  накопления  социальных  проблем  в обществе. В дальнейшем неразрешенность этих проблем привела к августовскому дефолту 1998 года, за которым последовал новый всплеск инфляции и падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам.

     В последние годы первой волны инфляции (1996- первая половина 1998 гг.)  при сохранении  высоких  темпов  роста  цен,  произошли  изменения  в   причинах инфляционных процессов в России.  В  этот  период  начала  внедряться  новая модель покрытия бюджетного дефицита. Вместо прямой  денежной  эмиссии большую долю стали занимать выпущенные государственные   краткосрочные   долговые   обязательства.    В результате на первый план среди причин инфляционного роста  цен  выдвинулись факторы,  связанные  не  с  ростом  денежной  массы  в  обращении,   которая сдерживалась, а иногда  проводилась  политика  её  сокращения,  а  с  ростом издержек,   вызываемых   увеличением   процентом   за   кредит,    стоимости обслуживания ГКО,  и  другими  причинами.  При  этом  темпы  инфляции  стали снижаться, особенно со второй половины 1996 г., когда  проводилась  политика снижения стоимости кредитов и обслуживания ГКО. В 1996 г. цены росли на  50% медленнее, чем в 1995 г., а в 1997 г. – на 10% медленнее, чем в предыдущем году. Уменьшению темпов инфляции  способствовала  политика,  направленная на стабилизацию валютного курса.  Поддержание,  например,  темпов  снижения курса рубля к доллару США на уровне не выше 1% в месяц  в  первой  половине 1998 г. позволило снизить темпы  роста  российских  потребительских  цен  до 0,2%-0,5% в месяц и сохранить их  вплоть  до  августа  1998  г.

     В  целом  с августа  1998   г.,   когда   разразился   кризис   неплатежей   российского правительства и  коммерческих  банков,  по  март  1999  г.  темпы  инфляции, подсчитываемые  журналом  «Эксперт»,  составили  72,5%.  При  этом  наиболее значительно выросли цены в августе 1998  г.  –  31,7%,  в  остальные  месяцы темпы инфляции 2,2-9,7%. В результате отказа  российского  правительства  от уплаты в течение трёх месяцев внешних и внутренних долгов и  от  поддержания курса рубля к доллару США в рамках установленного валютного  коридора,  курс рубля  резко  упал.

     По  данным Госкомстата России, на 14 сентября 1998 года потребительские цены по сравнению с 1 августа выросли на 56%. При этом цены на отдельные продукты питания и предметы первой необходимости увеличились в несколько раз. В этой связи в особо тяжелом положении оказались малоимущие граждане, пенсионеры, в структуре потребительских расходов которых расходы на питание составляют 50-70%, работники бюджетной сферы.

     Миссия  МФВ в России подвергла критике  антикризисную программу правительства  России. Приведу отдельные фрагменты  их выводов:  "Целевые показатели инфляции в программе правительства являются адекватными, однако, в плане не содержится четкого разъяснения мер, экономической политики, которые требуются для достижения этих целевых показателей". "Что касается четвертого квартала 1998 года, то для предотвращения инфляционного финансирования дефицит федерального бюджета не должен превышать 50 млрд. рублей". "В плане чрезвычайных мер почти полностью отсутствуют меры по сокращению расходов федерального бюджета, – такие как уменьшение числа занятых в государственном секторе, реформирование силовых министерств и сокращение их штатов, ликвидация программ, не являющихся первоочередными".

       При этом важным последствием кризиса стал значительный  рост  цен на  импортную продукцию, а также резкое снижение спроса  на  неё на  внутреннем  рынке и сокращение  ввоза.  Снижение   спроса   на   импортную   продукцию   усилило конкурентные  позиции российских  производителей  аналогичной продукции и позволило им повысить  внутренние  цены  её  реализации,  усилив  тем  самым инфляционные  тенденции,  проявляющиеся  на  национальном  рынке,  а  также, импортёры,  с  тем,  чтобы  сохранить  свои  позиции  на  российском  рынке, вынуждены были снижать долларовые цены.

     Августовский  кризис стал результатом системной и структурно-технологической несбалансированности российской экономики. Он возник из-за того, что прежняя система экономики,  основанная на  командах  сверху,  жесткой  централизации  материальных   и   финансовых ресурсов, подавлении рыночных механизмов и конкуренции,  на  уравнительности и  иждивенчестве  предприятий,  завела  страну  в  тупик.  Прежняя   система обусловила: технологическую и экономическую стагнацию, структурные  перекосы в   экономике,   дефицитность,   запущенность   потребительского    сектора, перегруженность базовыми производствами при  гигантской  милитаризации.  Эти недостатки  препятствовали  переходу  к  новому   технологическому   укладу, развернувшемуся в мировой экономике.

     После  августовского  финансового  кризиса  значительным импульсом для тенденции роста цен стала девальвация рубля, вызвавшая  резкое удорожание импортной продукции,  ранее  не  редко  относительно  дешевой  по сравнению  с  отечественной.  Падает  уровень   занятости   населения,   что обуславливает непредвиденные расходы государства на пособия по  безработице. Увеличивается   бюджетный   дефицит   по    причине    неплатежей, из-за недопоступления налогов от предприятий, приостановивших  свою  деятельность. Итак, возникновению инфляции в России послужили следующие причины, которые можно разделить на 2 основных вида: немонетарные и монетарные (денежные).

     К немонетарные причинам российской инфляции можно отнести:

  • Диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы;
  • Чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса);
  • Малый экспортный сектор при сильной импортной зависимости;
  • Распад хозяйственных связей в результате развала СССР;
  • Спад объема внутреннего валового продукта (ВВП);
  • Инфляционные ожидания населения;
  • Монополизм производителей товарной продукции;
  • Разбухший государственный аппарат.

     Однако  только немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России.

     Монетарная  природа российской инфляции:

  • Дефицит госбюджета.
  • На темпы инфляции влияет объем денежной массы.

     Увеличение  активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что  означает повышение платежеспособного  спроса. В результате этого возрастает уровень цен на товары. Особенность российской инфляции - временной лаг между  проведением кредитной эмиссии и увеличением объемов денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением роста цен - с другой. С начала 1992 года до весны 1995 года  его величина возросла примерно с 4 до 8 месяцев. На величину лага влияют уровень развитости  финансовой системы, состояние платежной системы, частота  выплаты доходов, уровень долларизации экономики.

     Действие  инфляционных механизмов в  России  стимулировалось  государственным (бюджетным)  финансированием  и льготным  кредитованием. Низкий уровень конкуренции в сфере промышленного    производства и сохранение монополистических структур не дали  возможности  проявиться  «кейнсианскому эффекту». Последовавшие затем рост цен на  оборудование,  сырье,  топливо  и повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что  инфляция спроса переросла в другую форму  инфляцию  издержек  производства  (инфляция предложения).

Информация о работе Антиинфляционная политика РФ