Антиинфляционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

В современной России очень остро стоит проблема удержания инфляции на низком уровне с целью обеспечения роста ВВП и развития социально-экономической сферы, поэтому очень важными являются меры государственной антиинфляционной политики. Для эффективного регулирования инфляционных процессов необходимо изучить закономерности их протекания, а также специфические черты каждого из видов инфляции.

Работа содержит 1 файл

Инфляция в РФ.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

     В условиях слаборазвитой рыночной экономики, лишенной рыночных  стимулов, товарно-денежные отношения начинают частично функционировать  по  законам монополизированного рынка, как это имело место в России.  В  таких  условиях перестает действовать механизм цены равновесия. Специфика инфляции в России заключается в следующем:

  • рост и развитие инфляции происходили в условиях товарного голода на  фоне постоянно возникающих кризисов неплатежей,  в  том  числе  по  банковским структурам, которые достигли больших размеров;
  • инфляция сопровождалась наличием  нереального  валютного  курса,  который формировался не рынком, а лишь его потребительской частью;
  • инвестиции в  народное  хозяйство  не  вкладывались  из-за  невозможности формирования  реального  валютного  курса   в   равной   степени   рынком потребительским и рынком инвестиционным (здания, сооружения, земля);
  • инвестиционная сфера не могла формироваться, поскольку коммерческие банки не имели реальных налоговых льгот, связанных с вложением в инвестиционный процесс.

     Инфляцию  не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности. Наша страна и ее не приспособленная к условиям рынка экономика в  конце XX  столетия  претерпели  одну   из   самых глобальных в  мире  перестроек. Положение осложнилось тем, что «наша» инфляция по своей  природе  далека  от модели классической инфляции спроса или  монетаристской  концепции  инфляции издержек. Соответственно и программы радикальных рыночных  реформ  требовали адекватного подхода к  «лечению»  экономики,  характеризующейся  уникальными социально-экономическими  условиями:  деформированной  структурой  народного хозяйства  с  огромным  преобладанием   выпуска   средств   производства   и вооружений, полная монополизация и  огосударствление,  низкопроизводительное сельское хозяйство,  невысокий  уровень  жизни,  социальная  и  политическая нестабильность.

     В  этих  условиях  Правительство стояло  перед необходимостью  решения нескольких взаимообусловленных сложных задач, основными из которых являются:

  • политическая стабилизация, прежде всего на путях формирования  российской государственности;
  • социально-экономическая  стабилизация  и   выход   из   жесточайшего   и всеохватного кризиса;
  • проведение собственно рыночной экономической реформы таким образом, чтобы она не вызывала нарастания в хозяйстве страны разрушительных процессов, в первую очередь — инфляционных.

       Смена экономических  систем  и  хозяйственных механизмов  породила   разбалансированность   всей   социально-экономической системы России, привела к поляризации  доходов  различных  социальных  групп населения, возникновению неполной занятости,  разорению  фермеров  и  мелких кустарей.

     Либерализация цен вызвала резкое падение  реальной  заработной  платы. Дальнейший рост этих  двух  компонентов экономики привёл  к раскручиванию спирали «заработная плата – цены».  Возникла  парадоксальная  картина:  если темп роста денежной массы  оставить  постоянным,  то  производство  начинает неуклонно  снижаться;  если  темп  роста  денежной   массы   сократить,   то производство так же, как и инфляция, будет падать ещё быстрее.

 

      2 Антиинфляционная  политика РФ

     До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной  антиинфляционной  политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том,  что  антиинфляционную политику в Российской Федерации, например, нельзя свести  лишь  к  косвенным экономическим  рычагам.  Очевидно,  что  нарушение  пропорций   в   народном хозяйстве  можно  постепенно  устранить  при  помощи  структурной   политики государства и даже  прямыми административными методами,   в   частности, сокращением    военных    расходов,     рационализацией     производственных капиталовложений,    переходом    с    бюджетного    финансирования    части производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного   капитала   ломкой монополистического  структуры  экономики и т.д. Все это   необходимо   дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют  дефицит  госбюджета, стабилизируют курс национальной  валюты,  а  также  созданием  для  усиления конкуренции в экономике.

     2.1 Антиинфляционная политика в России в 1992-1997гг.

     Рассмотрим  антиинфляционную  политику в России в 1992-1997 годах. Она  проходила в следующих направлениях:  

     Меры, направленные на сжатие совокупного спроса:

     1. Погашение инфляционных ожиданий  населения, повышение доверия к рублю. Эта мера была необходима, так как уже в 1996 г. инфляция обуславливалась  45% - инфляционными ожиданиями; 25% - повышением цен на топливо; 20% - увеличением совокупной денежной массы;7% - удорожанием с/х продукции; 3%  - прочие факторы.

     2. Меры по стабилизации валютного  курса (т.н. “валютный    коридор”). При этом под “Валютным коридором” понимается   способ принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта, появляется высокая потребность в валюте. Номинальный курс рубля отставал в своем падении от темпов инфляции. В итоге он упал в десятки раз, тогда как цены выросли в тысячи раз.

     3. Отказ от покрытия дефицита  бюджета кредитными ресурсами  ЦБ РФ (переход к государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг).

     4. Компенсация расширения денежной  массы в обращении за счет  притока валюты экономических  агентов в резервы Банка России.

     5. Введение правительством прямых  ограничений на удорожание продукции.

     6. Сдерживание роста зарплаты.

     Сокращение инфляции предложения:

     1. Повышение производительности труда. 

     2. В первом полугодии 1996 года  темпы роста цен на сырье  были ниже темпов роста цен  на готовую продукцию. Это обусловило  снижение темпов роста себестоимости  промышленной продукции, а значит инфляции издержек.

     Несмотря  на неудачу стабилизационных попыток, общий уровень инфляции существенно снизился - с январского (1992 г.) пика в 245 % до 8% в мае 1995 г. В основе этого успеха лежали действия российских реформаторов по последовательному уменьшению темпов прироста денежной массы, создаваемой кредитной эмиссией ЦБ. Были сокращены кредиты правительству и коммерческим банкам.

     Самым крупным источником инфляции в данный период являлся дефицит федерального бюджета. Решающим фактором провала  всех попыток финансовой стабилизации 1992-95 гг. явились политические причины: отсутствие среди руководителей высших органов государственной власти понимание необходимости, а также желания и готовности проводить жесткую антиинфляционную политику. Попытки финансовой стабилизации отличались отсутствием комплексного характера, непоследовательностью и краткосрочностью, не предусматривали полного сбалансирования бюджета.

     Первая  крупная попытка проведения макроэкономической стабилизации в начале 1992 г. дала сильный толчок росту безработицы. В начале 1995 г. произошло резкое падение реальных доходов. Продолжала усиливаться дифференциация доходов населения: богатые богатели, а бедные слои общества все сильнее нищали.

     В эти же годы была разработана дальнейшая правительственная программа, направленная на дальнейшее снижение темпов инфляции и ориентированная на долгосрочную перспективу.

     Преодоление инфляции остается одной из  главных  задач  антикризисной стратегии.  Уменьшение  темпов  инфляции   до   относительно   «безопасного»  уровня (15-20% за год, или  1-2%  в  месяц)  без  сокращения  производства  и падения  жизненного   уровня   населения   возможно   лишь   при   повышении эффективности производства  и  качества  управления.  Эти  цели  могут  быть достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени. В первые пять лет (1996-2000гг.) угроза инфляции остается  критически острой.  От  степени  ее  снижения  зависят  сроки  и   условия   реализации намеченной стратегии. Увеличение  спроса,  отмена  или  ослабление  действия «номинальных якорей» (в частности фиксированного валютного курса),  усиление протекционизма, меры по финансовой  поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к  быстрому  раскручиванию инфляции  до  15-20%  в  месяц.  Это  означало   бы   полный   провал   всей антикризисной стратегии. Поэтому  целями  антиинфляционной  политики  должны стать предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения  больше  2-5% в среднем за месяц, а также создание  институциональных  и   финансовых   предпосылок   для   сокращения инфляционного потенциала.

     2.2 Антиинфляционная политика в России в 1998-2005гг.

     В  1998-2000гг.  расширение  конечного  спроса   потребует   особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на  траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой  целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня,  не  препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в  год.  Для  решения  этих  задач необходимо осуществить  комплекс мер,  направленных  на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Данный комплекс не смотря на то, что был составлен чуть более 10 лет назад до сих пор остается актуальным и некоторые меры могут использоваться в антиинфляционной политике государства и сейчас.

     1. Следует  регулярно  устанавливать   ориентиры  («коридор»)  инфляции  и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий,  нарушающих  установленные ориентиры. Необходимо определить также критический  уровень  инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку  действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.

       2. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные  против роста цен в отраслях-монополистах.

       3.  Важно ограничить   дефицит   бюджета   уровнем   4-5%.   Наращивание государственных   инвестиций   должно   происходить   параллельно    с расширением доходной базы бюджета.

       4. Необходимо поддерживать процентные  ставки  на  уровне,  незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию  с целью замедления оборота денежной массы. Следует  отладить  механизмы проводки  централизованных  субсидий  и  кредитов  и  субсидий   через уполномоченные  банки   для   предотвращения   перекачки   средств   в спекулятивные операции на денежных рынках.

       5. Ужесточение  мер  против  роста  просроченной  дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующего    инфляционные  процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развития вексельного обращения.

       6.  Важно ограничение доли  доходов  посредников   в   конечных   ценах потребительских товаров.

       7. С тем чтобы в последующем перейти к политике  стабилизации  реального валютного курса, в первое  время целесообразно сохранить «валютный коридор».

       8. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует  стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.

        В заключительный период (2001-2005гг.) целью  антиинфляционной  политики  должно стать сокращение инфляции  до социально-безопасного уровня:  1-2% в  месяц.  Решение   этой   задачи   требует   радикального   сокращения инфляционного  потенциала  экономики,   изменение   ценовых   пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов.  Стабилизация  динамики  производства  и  инвестиций  делает возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной  на реальный сектор и повышение качества жизни населения.

     Погашение долгов, внутренних и внешних, невозможно без неизбежных потерь в уровне жизни. Ликвидация государственного регулирования, дальнейшая либерализация российской экономики не могли не привести к новой инфляционной волне.  

     2.3 Современные тенденции развития инфляции и антиинфляционной политики в РФ

<

Информация о работе Антиинфляционная политика РФ