Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:41, курсовая работа
В данной курсовой работе мною рассмотрены теоретические аспекты стратегии развития предприятия.
Цель – показать, что стратегическое развитие является важнейшей составной ча-стью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа пред-приятия в условиях рыночной экономики. Правильно поставленные цели, учет уровня конкуренции и анализ перспектив развития отрасли помогают компаниям в конкурент-ной борьбе.
• постоянно повышать и стимулировать качество труда работников, привлекая их к управлению производством, и воспитывать в духе заинтересованности в процветании своего предприятия;
• повышать плату работников и улучшать условия их жизни;
• развивать инфраструктуру производства и улучшать условия труда;
• внедрять нововведения во все области производственно-хозяйственной деятельности;
• ориентироваться по качеству на лучших производителей и стремиться превзойти их при выпуске товара;
• предвидеть изменения в качестве товара на основе проводимых в стране и за рубежом исследований;
• поддерживать контакты с научно-исследовательскими организациями и инвестировать разработки, направленные на улучшение качества продукции;
• объединять усилия конкурентов в направлении поиска новых видов сырья, разработки стандартов с более высокими требованиями, разделения рыночных сфер;
• проводить постоянные маркетинговые исследования по изучению возможностей покупателей и конкурентов;
• поддерживать уровень равновесной цены на рынке, не допуская превышения ее выше допустимого предела;
•
развивать и использовать рекламную
деятельность для привлечения покупателей.
Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние. Из ключевых факторов исследуются прежде всего сильные стороны отрасли и сильные стороны предприятия; затем точно так же - слабые стороны.
Сильные стороны зачастую
Слабыми сторонами могут быть непрофессиональное руководство, низкая квалификация персонала, зависимость от внешней среды, сильная конкуренция в этой отрасли и т. п. Важный фактор здесь - интересы руководства фирмы. Например, руководство любит рисковать или, наоборот, оно стремится всеми способами избегать риска. Это может стать решающим фактором в выборе стратегии. В другом случае руководство может взять курс на поглощение другого предприятия исходя только из того, что оно решило свести личные счеты или доказать что-то определенным лицам.
При анализе сильных и слабых сторон деятельности предприятия и дальнейшем построении на их основе стратегии обязательно должен приниматься во внимание временной фактор. Дело в том, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Часто добивается успеха та фирма, которая успешно управляет процессами во времени.
Конечный
этап выбора стратегии - ее оценка. Вся
процедура сводится к одному: приведет
ли выбранная стратегия к
1)
соответствие выбранной
2)
соответствие выбранной
3)
приемлемость риска,
4)
эффективность стратегии,
5) экологический эффект - степень загрязнения окружающей среды, комплексность использования природных ресурсов;
6)
технический (качественный) эффект
- изменение уровня новизны,
7)
системный эффект - дополни- тельный
доход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих
и сопряженных изделий, систем, машин и
т. п. На основе проведенного анализа и
оценки возможных вариантов принимается
окончательное решение о выборе наиболее
целесообразной стратегии.
реализации
Цель
предприятия - это желаемое состояние,
которого можно достичь
В стратегическом управлении выделяют три типа целей, которые должны быть согласованы в рамках процесса планирования. В теории управления их принято называть целями "стратегического треугольника".
1. Корпоративные цели. Эти цели главным образом связаны с требованиями, которым должны удовлетворять все хозяйственные подразделения, с границами организации в целом, с финансовыми целями, с желаемым географическим распределением деятельности, с позицией, занимаемой компанией в отношении социальной ответственности, и т. д.
2. Цели предпринимательской деятельности. Они касаются желаемого уровня прибыльности (величина прибыли, рентабельности, дохода на акцию) и конкурентоспособности (доля рынка, положение в отрасли);
3.
Функциональные цели. Это производные
цели функциональных подразделений, интегрирующие
их деятельность на достижение, как корпоративных
целей, так и целей предпринимательской
деятельности. Сюда чаще всего относятся
цели в области: производительности (издержки
на единицу продукции, материалоемкость,
отдача с единицы мощностей, др.), финансовых
ресурсов (например, структура капитала,
движение денег, размеры оборотного капитала),
НИР и ОКР (в том числе: сроки внедрения
новой технологии, оборудования, продукта,
затраты на НИР и ОКР, качество), человеческих
ресурсов (квалификация, текучесть кадров,
организационное знание), организационного
потенциала (время проведения организационных
изменений).
Цели "стратегического треугольника" - это цели верхнего уровня, относительно которых строится иерархическая система целей по подразделениям фирмы.
Существуют три основные характеристики, которые определяют как саму цель, так и те усилия, которые требуются от работника по ее достижению: сложность, специфика и приемлемость.
1.
Сложность цели отражает
2.
Специфика цели отражает
Целью предприятия на рынке стало достижение определенной рыночной доли, в отличие от прежней цели - выполнение плана. Для достижения этих целей необходимо новое знание и его структурная поддержка. Для этого вводятся маркетинговые структуры.
3.
Приемлемость цели отражает
При определении целей необходимо принимать во внимание следующие базовые требования:
- нельзя определить цель без наличия достаточного количества достоверной информации об объекте;
- нецелесообразно пользоваться только каким-либо одним способом определения целей, особенно если это стратегические цели;
- цель должна быть четко описана, и далее необходимо убедиться в том, что она правильно понята теми, кому ее предстоит выполнять;
- цель должна быть конкретной и измеримой, т. е. иметь количественный показатель результата (например, объем реализации, количество новых клиентов, периодичность представления информации);
- цель должна быть достижимой в заданный период времени. Исполнитель должен быть уверен в том, что сможет достичь результата, т. е. должны быть выделены ресурсы (административные, финансовые, трудовые) для достижения цели;
- цели не должны быть противоречивыми, как на уровне "стратегического треугольника", так и для различных подразделений. Это означает, что не должны противоречить друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции; или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели повышения мотивации работников и публичной благотворительности и т. д.;
- цели должны быть гибкими, т. с. их следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с изменениями, происходящими во внешнем окружении фирмы;
- для достижения каждой цели должен быть определен срок (неделя, месяц, год).
При определении целей важно иметь в виду, что цель - это интегральный показатель, достижение которого зависит от заданного срока, от уровня исполнения, типа конечного результата. Таким образом, все цели можно классифицировать по трем основным признакам: по срокам, по исполнителю и по конечному показателю.
Если
говорить о стратегической цели предпринимательской
деятельности, то она выражается в
максимизации прибыли. Это некоторый
общепринятый ориентир любой коммерческой
деятельности, в своем роде идеальный
ориентир. Но в реальности прибыль не всегда
является единственной целью предприятия.
Предприятие функционирует, в конечном
итоге, не ради денег, а ради принесения
какой-либо выгоды потребителям. Любые
заработанные деньги нужно куда-то вкладывать.
Поэтому наряду с прибылью к корпоративным
целям относятся рост предприятия, а также
поддержание непрерывности деятельности.
Достижение этих целей входит в противоречие
с целью максимизации прибыльности, так
как на развитие и рост требуется вложение
денежных средств, и отдача (прибыльность)
вложений может быть отложена на длительный
период.
Максимизация прибыли, рост и непрерывность деятельности являются стратегическими целями всей компании. Стратегические цели позволяют компании заранее создать фундамент для производства новых товаров и услуг, произвести необходимые разработки и подготовить организацию к возможным изменениям во внешней среде. Стратегические цели становятся определенным предвидением тех изменений, которые могут произойти во внешней среде.
Тактические цели обычно являются продолжением существующих тенденций с учетом предполагаемых изменений. Например, плановые объемы на следующий период могут быть установлены на основе продаж предыдущего периода с учетом сезонного колебания спроса или с учетом того, что на рынок вышел новый производитель товара.
Оперативные
цели служат основой для разработки
конкретных показателей потребности
предприятия в оборотных средствах, рабочей
силе или другого вида ресурсах.
Исходные
данные
Вариант | Наименование изделия, производственная программа | ||
А | Б | В | |
N = 4 | 540 | 840 | 1040 |