Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:37, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции
1.1 Сущность понятия себестоимости 6
1.2 Основные показатели анализа себестоимости продукции 9
2. Анализ себестоимости продукции
2.1 Анализ затрат на производство по экономическим элементам и статьям калькуляции 12
2.2 Факторный анализ динамики затрат на 1 рубль товарной продукции 15
2.3 Анализ влияния себестоимости отдельных групп продукции по уровню их рентабельности 19
3 Пути снижения себестоимости 21
Заключение 26
Библиографический список 28
Данные
этой таблицы используются коммерческой
службой предприятия для
Шпон строганный
Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции, как видно из таблицы произошло за счет:
а) снижения себестоимости выпуска 1м2 шпона:
(95,8-98,2)*0,14=-0,34 коп.
б) за счет изменения цены 1м2 шпона:
(995,44-95,8)*0,14=-0,05 коп.
в) за счет структурного сдвига, а именно уменьшение объемов выпуска шпона:
(0,20-0,14)*98,2=-5,89 коп.
Таким образом, общее снижение затрат на рубль товарной продукции за счет всех трех факторов по шпону строганному составило 6,28 коп. (-0,34-0,05-5,89)
Отсюда, коммерческая служба предприятия может сделать вывод, что выпуск этой продукции экономически выгоден и служба маркетинга должна подвигать ее на рынке сбыта, увеличивая объемы производства.
В
анализируемом году для этой продукции
составила лишь 14%.
Мебельные детали
Из данных таблицы видно, что за счет снижения себестоимости выпуска 1м2 мебельных деталей затраты на 1 рубль товарной продукции снизились на 0,28 коп. (88,46-85,0)*0,52;
За счет цен, затраты возросли на 0,16 коп. (84,31-84,46)*0,52 – это произошло в результате снижения цены 1м2 щита со 190 руб. до 160 руб.;
За
счет структуры затраты также
возросли на 5,1 коп. (0,52-0,46)*85,0, в связи
с увеличением объемов
Таким образом общий результат по трем факторам составил увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции в размере 4,98 коп. (-0,28+0,16+5,10)
Рассмотрим более подробно полученные результаты.
Мы видим, что снижение себестоимости происходило на фоне повышения стоимости продукции, однако, темпы снижения себестоимости были выше темпа роста цены на детали и поэтому имело место снижение затрат на 1 рубль ТП по этим двум факторам на 0,12 коп. (-0,28+0,16).
Увеличение затрат на 1 рубль ТП по мебельным деталям произошло в основном за счет увеличения доли их выпуска в общем объеме с 0,46 до 0,52. Это стало возможным, в связи со снижением цен. Поэтому этот фактор нужно рассматривать как положительный.
Из
полученных результатов анализа
можно сделать следующий общий
вывод: дальнейший выпуск этой продукции
экономически оправдан, но от наращивания
объемов производства следует воздержаться.
Мебель офисная
Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции за счет себестоимости:
(94,9-94,6)*0,25=+0,07 коп.
Увеличение себестоимости продукции привело к увеличению затрат на 1 рубль ТП на 0,07 коп.
Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет цен:
(95,05-94,9)*0,25=+0,04 коп.
Уменьшение цены на офисную мебель увеличило затраты на 1 рубль ТП на 0,04 коп.
Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет структуры:
(0,25-0,23)*94,6=+1,89 коп.
Увеличение выпуска этой продукции увеличило затраты на 1 рубль ТП на 1,89 коп.
Общее изменение затрат на 1 рубль ТП за счет трех факторов составило +2,00 коп.
Таким
образом, выпуск наборов офисной
мебели на предприятии имеют низкую эффективность.
Поэтому необходимо изыскивать резервы
по снижению себестоимости этой продукции,
не наращивать выпуск, работать в направлении
замены ассортимента на боле выгодный.
Продукция деревообработки
Затраты на 1 рубль ТП за счет снижения себестоимости, как видно из таблицы, уменьшились на 0,07 коп. (94,3-95,1)*0,09;
За счет повышения цен на эту продукцию затраты на 1 рубль ТП снизились на 0,03 коп. (94,0-94,3)*009;
За счет уменьшения доли выпуска продукции деревообработки, в общем объеме, затраты на 1 рубль ТП были снижены на 1,9 коп.
Общее снижение затрат на 1 рубль ТП по трем факторам составило 2,00 коп.
Как
видим, продукция деревообработки
имеет свою небольшую нишу на рынке
сбыта, и задача коллектива найти
возможность увеличения продаж и, соответственно,
производства этой продукции, т.к. она
имеет хорошие экономические показатели
по цене и себестоимости.
2.3
Анализ влияния на
В процессе этого анализа устанавливается влияние на общий показатель себестоимости отдельных групп продукции с разной рентабельностью. Это необходимо потому, что в общем показателе себестоимости не находит отражение изменение себестоимости по отдельным изделиям с различным уровнем экономичности их производства. Для этого необходимо всю продукцию предприятия распределить на следующие группы:
Для
анализа можно составить
Таблица 5
Группы продукции по уровню рентабельности | Фактический выпуск ТП, тыс. руб. | Фактическая структура выпуска, % к итогу гр.3: итог гр.3 | Изменение себестоимости продукции, % гр.3: гр.2 | |
по себестои-мости пред. года | по факт. себестои-мости отчет. года | |||
1.Нерентабельное | 19363 | 19103 | 13,8 | 99,4 |
2.Низкорентабельное | 47004 | 46374 | 33,5 | 93,6 |
3.Среднерентабельное | 59613 | 58833 | 42,5 | 101,1 |
4.Высокорентабельное | 14312 | 14120 | 10,2 | 106,0 |
Итого: | 140301 | 138431 | 100,0 | 98,7 |
Изменение
затрат по уровню рентабельности ООО
«Орион» 2008-2009 гг.
Из таблицы 6 видно, что удельный вес отдельных групп продукции по уровню рентабельности колеблется от 10,2% до 42,5%. Это показывает различную значимость снижения себестоимости в различных группах продукции.
В
целом снижение себестоимости произошло
на 1,3%. Как видно из таблицы, наибольшее
снижение себестоимости было в отчетном
году по группе «низкорентабельной продукции»,
что вполне оправдано.
Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓С) являются:
Величина резервов может быть определена по формуле (2):
где Св, С1 — соответственно возможный (прогнозируемый) и фактический уровень себестоимости изделия;
Зд — дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции. Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.
Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.
Экономию
затрат по оплате труда (Р↓ЗП) в результате
внедрения организационно-технических
мероприятий можно рассчитать, умножив
разность между трудоемкостью изделий
до внедрения (УТЕ0)
и после внедрения (УТЕ1)
соответствующих мероприятий на планируемый
уровень среднечасовой оплаты труда (ОТпл)
и на количество планируемых к выпуску
изделий (УВПпл):
Р↓ЗП=
(УТЕ1 -
УТЕ0)
× ОТпл
× VBПпл
. (3)
Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд занятости, на содержание детских дошкольных учреждений, чрезвычайный налог и др.).
Резерв
снижения материальных затрат
(P↓M3) на производство запланированного
выпуска продукции за счет внедрения новых
технологий и других мероприятий можно
определить следующим образом:
Р↓МЗ
= (УР1 -
УР0)× УВПпл
×Цпл
, (4)
где УР0, УР1 — расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения инновационных мероприятий;
Цпл — плановые (прогнозные) цены на материалы.
Резерв
сокращения расходов на содержание основных
средств за счет реализации, передачи
в долгосрочную аренду и списания ненужных,
лишних, неиспользуемых зданий, машин,
оборудования (Р↓ОПФ)
определяется умножением первоначальной
их стоимости на норму амортизации:
Р↓А=∑(Р↓ОПФi×НАi). (5)
Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, уменьшения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.
Дополнительные
затраты на освоение резервов увеличения
производства продукции подсчитываются
отдельно по каждому его виду. Это в основном
зарплата за дополнительный выпуск продукции,
расход сырья, материалов, энергии и прочих
переменных расходов, которые изменяются
пропорционально объему производства
продукции. Для установления их величины
необходимо резерв увеличения выпуска
продукции i - го вида умножить на фактический
уровень удельных переменных затрат отчетного
периода:
Зд
= Р↑УВПi×bi1
. (6)