Анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, возможных путей снижения себестоимости его продукции.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции
1.1 Сущность понятия себестоимости 6
1.2 Основные показатели анализа себестоимости продукции 9
2. Анализ себестоимости продукции
2.1 Анализ затрат на производство по экономическим элементам и статьям калькуляции 12
2.2 Факторный анализ динамики затрат на 1 рубль товарной продукции 15
2.3 Анализ влияния себестоимости отдельных групп продукции по уровню их рентабельности 19
3 Пути снижения себестоимости 21
Заключение 26

Библиографический список 28

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 211.50 Кб (Скачать)
 

   Данные  этой таблицы используются коммерческой службой предприятия для составления  программы выпуска наиболее целесообразной в экономическом отношении продукции. 

   Шпон  строганный

   Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции, как видно из таблицы произошло  за счет:

   а) снижения себестоимости выпуска 1м2 шпона:

   (95,8-98,2)*0,14=-0,34 коп.

   б) за счет изменения цены 1м2 шпона:

   (995,44-95,8)*0,14=-0,05 коп.

   в) за счет структурного сдвига, а именно уменьшение объемов выпуска шпона:

   (0,20-0,14)*98,2=-5,89 коп.

   Таким образом, общее снижение затрат на рубль  товарной продукции за счет всех трех факторов по шпону строганному составило 6,28 коп. (-0,34-0,05-5,89)

   Отсюда, коммерческая служба предприятия может  сделать вывод, что выпуск этой продукции  экономически выгоден и служба маркетинга должна подвигать ее на рынке сбыта, увеличивая объемы производства.

   В анализируемом году для этой продукции  составила лишь 14%. 

   Мебельные детали

   Из  данных таблицы видно, что за счет снижения себестоимости  выпуска 1м2  мебельных деталей затраты на 1 рубль товарной продукции снизились на 0,28 коп. (88,46-85,0)*0,52;

   За  счет цен, затраты возросли на 0,16 коп. (84,31-84,46)*0,52 – это произошло в  результате снижения цены 1м2 щита со 190 руб. до 160 руб.;

   За  счет структуры затраты также  возросли на 5,1 коп. (0,52-0,46)*85,0, в связи  с увеличением объемов производства.

   Таким образом общий результат по трем факторам составил увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции в размере 4,98 коп. (-0,28+0,16+5,10)

   Рассмотрим  более подробно полученные результаты.

   Мы  видим, что снижение себестоимости  происходило на фоне повышения стоимости продукции, однако, темпы снижения себестоимости были выше темпа роста цены на детали и поэтому имело место снижение затрат на 1 рубль ТП по этим двум факторам на 0,12 коп. (-0,28+0,16).

   Увеличение  затрат на 1 рубль ТП по мебельным  деталям произошло в основном за счет увеличения доли их выпуска в общем объеме с 0,46 до 0,52. Это стало возможным, в связи со снижением цен. Поэтому этот фактор нужно рассматривать как положительный.

   Из  полученных результатов анализа  можно сделать следующий общий  вывод: дальнейший выпуск этой продукции экономически оправдан, но от наращивания объемов производства следует воздержаться. 

   Мебель  офисная

   Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции  за счет себестоимости:

   (94,9-94,6)*0,25=+0,07 коп.

   Увеличение  себестоимости продукции привело к увеличению затрат на 1 рубль ТП на 0,07 коп.

   Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет цен:

   (95,05-94,9)*0,25=+0,04 коп.

   Уменьшение  цены на офисную мебель увеличило  затраты на 1 рубль ТП на 0,04 коп.

   Изменение затрат на 1 рубль ТП за счет структуры:

   (0,25-0,23)*94,6=+1,89 коп.

   Увеличение  выпуска этой продукции увеличило  затраты на 1 рубль ТП на 1,89 коп.

   Общее изменение затрат на 1 рубль ТП за счет трех факторов составило +2,00 коп.

   Таким образом, выпуск наборов офисной  мебели на предприятии имеют низкую эффективность. Поэтому необходимо изыскивать резервы по снижению себестоимости этой продукции, не наращивать выпуск, работать в направлении замены ассортимента на боле выгодный.  

   Продукция деревообработки

   Затраты на 1 рубль ТП за счет снижения себестоимости, как видно из таблицы, уменьшились на 0,07 коп. (94,3-95,1)*0,09;

   За  счет повышения цен на эту продукцию  затраты на 1 рубль ТП снизились  на 0,03 коп. (94,0-94,3)*009;

   За  счет уменьшения доли выпуска продукции  деревообработки, в общем объеме, затраты на 1 рубль ТП были снижены на 1,9 коп.

   Общее снижение затрат на 1 рубль ТП по трем факторам составило 2,00 коп.

   Как видим, продукция деревообработки  имеет свою небольшую нишу на рынке  сбыта, и задача коллектива найти  возможность увеличения продаж и, соответственно, производства этой продукции, т.к. она имеет хорошие экономические показатели по цене и себестоимости. 

   2.3 Анализ влияния на себестоимость  отдельных групп продукции по  уровню их рентабельности 

   В процессе этого анализа устанавливается влияние на общий показатель себестоимости отдельных групп продукции с разной рентабельностью. Это необходимо потому, что в общем показателе себестоимости не находит отражение изменение себестоимости по отдельным изделиям с различным уровнем экономичности их производства. Для этого необходимо всю продукцию предприятия распределить на следующие группы:

  1. Нерентабельная (убыточная).
  2. Низкорентабельная (с уровнем рентабельности ниже среднеотраслевого).
  3. Среднерентабельная (на уровне среднеотраслевой).
  4. Высокорентабельная (выше среднеотраслевой).

   Для анализа можно составить следующую  аналитическую таблицу 5. 

Таблица 5

Группы  продукции по уровню рентабельности Фактический выпуск ТП, тыс. руб. Фактическая структура выпуска, % к итогу гр.3: итог гр.3 Изменение себестоимости продукции, % гр.3: гр.2
по  себестои-мости пред. года по факт. себестои-мости отчет. года
1.Нерентабельное 19363 19103 13,8 99,4
2.Низкорентабельное 47004 46374 33,5 93,6
3.Среднерентабельное 59613 58833 42,5 101,1
4.Высокорентабельное 14312 14120 10,2 106,0
Итого: 140301 138431 100,0 98,7

Изменение затрат по уровню рентабельности ООО  «Орион» 2008-2009 гг. 

   Из  таблицы 6 видно, что удельный вес  отдельных групп продукции по уровню рентабельности колеблется от 10,2% до 42,5%. Это показывает различную значимость снижения себестоимости в различных группах продукции.

   В целом снижение себестоимости произошло  на 1,3%. Как видно из таблицы, наибольшее снижение себестоимости было в отчетном году по группе «низкорентабельной продукции», что вполне оправдано. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пути снижения себестоимости
 

   Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓С) являются:

  1. увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (P↓VBП);
  2. сокращение затрат на ее производство (Р↓З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, предотвращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

   Величина резервов может быть определена по формуле (2):

   

                                                                                                                     (2)                                                                                                                                                                                                                                                                                  

      где Св, С1 — соответственно возможный (прогнозируемый) и фактический уровень    себестоимости изделия;

      Зд — дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции. Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.

   Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

   Экономию затрат по оплате труда (Р↓ЗП) в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать, умножив разность между трудоемкостью изделий до внедрения (УТЕ0) и после внедрения (УТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТпл) и на количество планируемых к выпуску изделий (УВПпл): 

   Р↓ЗП= (УТЕ1 - УТЕ0) × ОТпл × VBПпл (3) 

   Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд занятости, на содержание детских дошкольных учреждений, чрезвычайный налог и др.).

   Резерв снижения материальных затрат (P↓M3) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других мероприятий можно определить следующим образом: 

   Р↓МЗ = (УР1 - УР0)× УВПпл ×Цпл (4) 

      где УР0, УР1 — расход материалов на единицу продукции соответственно до и      после внедрения инновационных мероприятий;

      Цпл — плановые (прогнозные) цены на материалы.

   Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования (Р↓ОПФ) определяется умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации: 

   Р↓А=∑(Р↓ОПФi×НАi).  (5)

   Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, уменьшения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.

   Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции. Для установления их величины необходимо резерв увеличения выпуска продукции i - го вида умножить на фактический уровень удельных переменных затрат отчетного периода: 

   Зд = Р↑УВПi×bi1 .  (6) 

Информация о работе Анализ себестоимости продукции