Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа
Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;
• охарактеризовать составные элементы торгово-технологического процесса;
• проанализировать материально-техническую базу магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества;
• охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
• выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
• изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.
Предмет исследования выбран магазин №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества.
Введение
1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине № 10 Шкловского районного потребительского общества « Парковый»
1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.2 Составные элементы торгово-технологического процесса
2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торгового предприятия
3.2 Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине №10 «Парковый»
3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина
3.4 Организация продажи товаров и дополнительное обслуживание покупателей
Глава 4. Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый»
Заключение
Список используемой литературы
Общество на добровольной
основе входит в Могилевский областной
союз потребительских обществ и
Белорусский республиканский
Основными целями
исследуемой организации
Основными задачами Шкловского районного потребительского общества являются:
- организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
- закупка у граждан
и юридических лиц
- производство
-организация рынков для
торговли товарами; осуществление
внешнеэкономической
Шкловское районное потребительское общество многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовки, производство продукции, оказание услуг, внешнеэкономическую деятельность.
Основная
часть материально-технической
Рисунок 2 - Организационная структура Шкловского райпо
Источник: собственная разработка на основании данных Шкловского райпо.
Как отмечалось ранее, основными отраслями деятельности Шкловского райпо являются торговля, общественное питание и заготовки.
Торговая отрасль райпо на 01.01.2012 г. располагала 135 торговыми предприятиями, торговой площадью 8564 кв. м.
Обслуживание 2,2 тыс. жителей 26 малонаселенных сельских пунктов, не имеющих стационарной розничной торговой сети, осуществляют 5 автомагазинами.
По состоянию на 01.01.2012 г. Шкловское райпо располагало 15 объектами общественного питания на 1987 посадочных места, в том числе 1 рестораном на 152 посадочных мест, 2 кафе на 76 посадочных места, 1 кафетерий на 24 посадочных места. Также в состав данной отрасли входит 2 магазинов-кулинария, 2 кондитерских и 2 кулинарных цеха.
В таблице 2.1 представлены основные показатели торгово-финансовой деятельности Шкловского районного потребительского общества.
Согласно данных таблицы 2.1 мы видим, что розничный товарооборот (в действующих ценах) увеличился на 74,64%, а розничный товарооборот (сопоставимых ценах) увеличился на 25,18%. Валовой доход предприятия увеличился 86,7%. По сравнению с 2010 годом не значительно изменилась среднесписочная численность торгового персонала, а именно уменьшилась на 2 человека среди руководителей, специалистов и увеличилась 1 человека среди продавцов. В 2011 году увеличились на 53,1% издержки обращения. Также по сравнению с 2010 годом увеличилась прибыль от реализации товаров на 1709,1млн. руб. и чистая прибыль на 1486,4млн. руб. Увеличилась фондоотдача 37,4%, производительность труда на 75,7%, а также розничный товарооборот на 1м2 торговой площади на 78,7%. Наблюдается положительная динамика по росту заработной платы по сравнения с 2010 годом она увеличилась на 42,2%. Увеличение показателей произошло в связи с расширением ассортимента, а также благодаря применению научно-технологических прогрессов, а именно: ярмарки, дегустация предлагаемой продукции, отсутствию текучести кадров.
Таблица 2.1 Анализ показателей торгово-финансовой деятельности Шкловского райпо за 2010 – 2011 годы | ||||||||
Наименование показателя |
Годы |
Отклонение | ||||||
2010 |
2011 |
абсолют. |
относительное | |||||
темп роста, % |
темп прироста, % | |||||||
1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб. |
56794 |
99187 |
42393 |
174,64 |
74,64 | |||
2 Розничный товарооборот (сопоставимых ценах), млн.руб. |
51762 |
64798 |
13036 |
125,18 |
25,18 | |||
3 Валовой доход, млн.руб. |
11408 |
21304 |
9896,0 |
186,7 |
86,7 | |||
4 Покупная стоимость товара, млн.руб. |
42020 |
71211 |
29191,0 |
169,5 |
69,5 | |||
5 Среднесписочная численность
торгового персонала, всего, |
489 |
486 |
-3,0 |
99,4 |
-0,6 | |||
в том числе: |
||||||||
руководители, специалисты, чел. |
72 |
70 |
-2,0 |
97,2 |
-2,8 | |||
продавцы, чел. |
215 |
216 |
1,0 |
100,5 |
0,5 | |||
6 Издержки обращения, млн.руб. |
11176 |
17107 |
5931,0 |
153,1 |
53,1 | |||
7 Прибыль от реализации товаров, млн.руб. |
232 |
4197 |
3965,0 |
1809,1 |
1709,1 | |||
8 Чистая прибыль, млн. руб. |
235 |
3728 |
3493,0 |
1586,4 |
1486,4 | |||
9 Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. |
21793 |
27709 |
5916,0 |
127,1 |
27,1 | |||
10 Рентабельность затрат, % |
0,44 |
4,75 |
4,3 |
|||||
11 Рентабельность продаж, % |
0,41 |
4,23 |
3,8 |
|||||
12 Фондоотдача, руб. |
2,6 |
3,6 |
1,0 |
137,4 |
37,4 | |||
13 Производительность труда тыс.руб./ чел. |
9679 |
17007,3 |
7328,8 |
175,7 |
75,7 | |||
14 Среднемесячная заработная плата 1 работающего, тыс.руб. |
924 |
1314 |
390,0 |
142,2 |
42,2 | |||
15 Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2 |
6,7 |
11,9 |
5,3 |
178,7 |
78,7 | |||
16 Коэффициент текущей ликвидности, доля ед. |
1,14 |
1,2 |
0,06 |
По результатам таблицы 2.1 можно сделать вывод, что данное предприятие находится в стабильном экономическом состоянии, необходимом для введения эффективной хозяйственной деятельности. Но несмотря на хорошие показатели в 2011 году по сравнению с 2010 годом Шкловскому районному потребительскому обществу необходимо наращивать темпы роста по основным показателям деятельности. Также увеличивать объем товарооборота (за счет изучения и расширения рынков сбыта, улучшения ассортимента реализуемых товаров); валовой прибыли; выручки от реализации; прибыли от реализации. Этого можно добиться путем оптимизации расходов на реализацию; недопущения операционных и внереализационных расходов и многое другое.
Исследуемый магазин расположен по адресу: Могилевская обл., г. Шклов, ул. Красная слобода, 1а. Данный торговый объект построен в 2007 году и является самым крупным объектом реализующим продовольственные товары его общая площадь составляет 800 м2. Режим магазина разработан для удобства покупателей с 7-00 до 23-00 часов в зимний период и с 7-00 до 24-00 часов в летний период, что позволяет сделать покупки, как в ранний, так и в поздний час. По специализации магазин №10 «Парковый» относится к универсаму, в нем представлен широкий выбор товаров разных категорий (приложение Б), однако большая часть ассортимента приходится на продовольственные товары, расположенные на витринах в открытом доступе покупатель сам выбирает, что ему нужно, и расплачивается на кассе при выходе из магазина. Данный торговый объект оборудован четырьмя узлами расчета, что способствует быстрому обслуживанию покупателей. Продажа товаров осуществляется за наличный расчет и расчет по пластиковым картам. Торговля по пластиковым картам составляет весомую часть розничного товарооборота магазина №10 «Парковый». Данный торговый объект оснащен современным торговым оборудованием, что способствует увеличению пропускной способности магазина. Численность торгового персонала составляет 19 человек, что позволяет качественно обслуживать всех покупателей. Магазин №10 «Парковый» расположен в центре города, оборудован хорошим подъездом и автомобильной стоянкой, что является плюсом для данного магазина.
Рассмотрим плановые показатели торгово-финансовой деятельности магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества за 2010-2011годы.
Таблица 2.2 Анализ показателей торгово-финансовой деятельности магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества за 2010-2011годы
Наименование показателя |
Годы |
Отклонение | |||
2010 |
2011 |
абсолют. |
относительное | ||
темп роста, % |
темп прироста, % | ||||
1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб. |
6700,8 |
11593,8 |
4893 |
173,02 |
73,02 |
2 Розничный товарооборот (сопоставимых ценах), млн.руб. |
6107,2 |
7574,2 |
1467 |
124,02 |
24,02 |
3 Среднесписочная численность
торгового персонала, всего, |
19 |
19 |
0 |
100,00 |
0,00 |
в том числе: |
|||||
руководители, специалисты, чел. |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
продавцы, чел. |
19 |
19 |
0 |
100,00 |
0,00 |
4 Общая площадь магазина, м2 |
800 |
800 |
0 |
100,00 |
0,00 |
5 Торговая площадь магазина, м2 |
400 |
400 |
0 |
100,00 |
0,00 |
6 Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2 |
16,8 |
29,0 |
12,2 |
173,02 |
73,02 |
7 Производительность труда тыс.руб./ чел. |
29389,5 |
50850,0 |
21460,5 |
173,02 |
73,02 |
Согласно данных таблицы 2.2 мы видим, что розничный товарооборот (в действующих ценах) увеличился на 73,02%, а розничный товарооборот (сопоставимых ценах) увеличился на 24,02%, что показывает правильную организацию торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества. Изменение показателей произошло в связи с более рациональным использованием торговой и складской площади, установкой более современного торгового оборудования, увеличением ассортимента.
Глава 3. Исследование торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества
3.1 Организация доставки
и приемки товаров по
В исследуемом магазине используется централизованный и децентрализованный метод доставки товаров. При централизованном методе доставка товаров на объекты розничной торговли производится транспортом поставщика по предварительно разработанным маршрутам и графикам завоза. При децентрализованном методе доставка товаров производится собственным транспортом. Децентрализованным методом в магазин поступают кондитерские изделия (пирожные, торты, печенья), а также фрукты и овощи. Для определенных групп товаров, например, таких как молочные и хлебобулочные изделия разработаны графики завозов (приложение В).
Методы доставки молочных товаров в магазин №10 «Парковый» рассмотрены в таблице 3.1
Разработка графиков завоза товаров в магазин №10 «Парковый» осуществляется розничными торговыми организациями совместно с поставщиками.
Приемка товаров в магазине является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется заведующей товарной секцией в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Разгрузка товаров осуществляется грузчиком магазина вручную, что приводит к замедлению приемки товара.
Таблица 3.1 – Методы доставки молочных товаров в магазин №10 « Парковый»
№ п/п |
Наименование товара |
Поставщик |
Частота завоза |
Метод доставки |
11 |
Молоко «Избушка молочника» 1л. 3,0%, 1.5%. |
ОАО «Шкловский маслодельный завод» |
1раз в день |
Централизованный |
12 |
Молоко «Избушка молочника» 0,5 л. 3,0%; |
ОАО «Шкловский маслодельный завод» |
1раз в день |
Централизованный |
|
Сметана 500гр. 26%, 20%. |
ОАО «Шкловский маслодельный завод» |
1 раз в день |
Централизованный |
34 |
Сметана 200гр. 18%. |
ОАО «Савушкин продукт» |
3 раза в неделю |
Централизованный |
45 |
Творог обезжиренный, 9 %. |
ОАО «Шкловский маслодельный завод» |
1 раз в день |
Централизованный |
56 |
Биопродукт кисломолочный «Бодрость» 1л. 3%. |
ОАО «Шкловский маслодельный завод» |
1 раз в день |
Централизованный |
67 |
Биопродукт кисломолочный «Бодрость» 0,5л. 3%. |
ОАО «Шкловский маслодельный завод» |
1 раз в день |
Централизованный |
68 |
Сливки 10%. |
ОАО «Шкловский маслодельный завод» |
3 раза в неделю |
Централизованный |
Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Товары в магазине принимаются по количеству и качеству. В основном, товар по количеству принимается сразу, тут же. При доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в магазин. Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, зав. товарной секцией контролирует тару и проверяет массу нетто и количества единиц в каждом месте.
Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков) с фактическим наличием товаров (приложение Г). В таблице 3.2 представлен анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине №10 «Парковый».
При обнаружении в процессе приемки недостачи в магазине «Универсам «Парковый» заведующая секцией останавливает дальнейшую приемку, а поступившую партию товара хранит отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечивая их полную сохранность. О выявлении недостачи также составляется акт за подписью заведующей товарной секцией магазина: по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным - не позднее 24 ч, направляется поставщику по средству срочной связи (телефону) вызов-уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара. На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте. Акт подписывает заведующей секцией(приложение Д). В таблице 3.3 представлен анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине №10 «Парковый».
Таблица 3.2 – Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине №10 «Парковый»
Наименование товара |
Место приемки товаров |
Документы, подтверждающие |
Фактические сроки приемки, дней (часов) |
Способы проверки качества |
Оборудование, инструменты и приспособления, используемые в приемке |
Сроки хранения (реализации) товара, дней (часов) | ||
Количеств товара |
качество товара |
всего |
по которыми он принимается магазином | |||||
Сметана 26%, 200гр. |
приёмочная |
ТТН |
Кач. уд |
12 мин |
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами |
Погрузоч ная тележка |
75 суток |
4 суток |
Колбаса вареная Докторская в/с |
приёмочная |
ТТН |
Кач. уд |
10 мин |
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами |
Весы, тара,погрузочная тележка |
130 суток |
25 суток |
Рыба св. мороженая Морской окунь |
приёмочная |
ТТН |
Кач. уд |
10 мин |
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами |
Весы, тара, погрузочная тележка |
18 меся цев |
16 месяцев |
Водка Кристалл 0,5л |
приёмочная |
ТТН |
Кач. уд |
10 мин |
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами |
Погрузочная тележка |
24 меся ца |
18 месяцев |
Печенье Шахматное |
приёмочная |
ТТН |
Кач. уд |
8 мин |
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами |
Весы, тара, погрузочная тележка |
4 меся ца |
3 месяца |
Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине