Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе реализуем следующие задачи:
• изучить теоретическую литературу по вопросам управления торгово-технологического процесса;
• охарактеризовать составные элементы торгово-технологического процесса;
• проанализировать материально-техническую базу магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества;
• охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
• выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
• изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс в розничном торговом предприятии.
Предмет исследования выбран магазин №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества.

Содержание

Введение
1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине № 10 Шкловского районного потребительского общества « Парковый»
1.1 Сущность организации торгово-технологического процесса в розничном торговом предприятии
1.2 Составные элементы торгово-технологического процесса
2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торгового предприятия
3.2 Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине №10 «Парковый»
3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина
3.4 Организация продажи товаров и дополнительное обслуживание покупателей
Глава 4. Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый»
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач Универсам Парковый (Автосохраненный).docx

— 115.85 Кб (Скачать)

Общество на добровольной основе входит в Могилевский областной  союз потребительских обществ и  Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Основными целями исследуемой организации являются   удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов общества, обслуживаемого населения.

Основными задачами Шкловского районного потребительского общества являются:

- организация оптовой  и розничной торговли, общественного  питания;

- закупка у граждан  и юридических лиц сельскохозяйственных  продуктов и сырья, изделий  и продукции личных подсобных  хозяйств и промыслов, дикорастущих  плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;

- производство сельскохозяйственной  продукции, пищевых продуктов,  непродовольственных товаров, продукции  производственно-технического назначения; оказание платных услуг населению; 

-организация рынков для  торговли товарами; осуществление  внешнеэкономической деятельности; осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством  Республики Беларусь.

Шкловское районное потребительское общество многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовки, производство продукции, оказание услуг, внешнеэкономическую деятельность.

Основная  часть материально-технической базы и отраслей деятельности сосредоточена  на балансе самого Шкловского райпо. Организационная структура Шкловского райпо представлена на рисунке 2.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 -  Организационная  структура Шкловского  райпо

Источник: собственная разработка на основании данных Шкловского райпо.

Как отмечалось ранее, основными отраслями  деятельности Шкловского райпо являются торговля, общественное питание и заготовки. 

Торговая  отрасль райпо на 01.01.2012 г. располагала 135 торговыми предприятиями, торговой площадью 8564 кв. м.

Обслуживание 2,2 тыс. жителей 26 малонаселенных сельских пунктов, не имеющих стационарной розничной торговой сети, осуществляют 5 автомагазинами.

По  состоянию на 01.01.2012 г. Шкловское райпо располагало 15 объектами общественного питания на 1987 посадочных места, в том числе 1 рестораном на 152 посадочных мест, 2 кафе на 76 посадочных места, 1 кафетерий на 24 посадочных места. Также в состав данной отрасли входит 2 магазинов-кулинария, 2 кондитерских и 2 кулинарных цеха.

В таблице 2.1 представлены основные показатели торгово-финансовой деятельности Шкловского районного  потребительского общества.

Согласно данных таблицы 2.1 мы видим, что розничный товарооборот    (в действующих ценах) увеличился на 74,64%, а розничный товарооборот (сопоставимых ценах) увеличился на 25,18%. Валовой доход предприятия увеличился 86,7%. По сравнению с 2010 годом не значительно изменилась среднесписочная численность торгового персонала, а именно уменьшилась на 2 человека среди руководителей, специалистов и увеличилась 1 человека среди продавцов. В 2011 году  увеличились на 53,1% издержки обращения. Также по сравнению с 2010 годом увеличилась прибыль от реализации товаров на  1709,1млн. руб. и чистая прибыль на 1486,4млн. руб. Увеличилась фондоотдача 37,4%, производительность труда на 75,7%, а также розничный товарооборот на 1м2 торговой площади на 78,7%. Наблюдается положительная динамика по росту заработной платы по сравнения с 2010 годом она увеличилась на 42,2%. Увеличение показателей произошло в связи с расширением ассортимента, а также благодаря применению научно-технологических прогрессов, а именно: ярмарки, дегустация предлагаемой продукции, отсутствию текучести кадров.

 

Таблица 2.1  Анализ показателей торгово-финансовой деятельности Шкловского райпо за 2010 – 2011 годы

           

Наименование  показателя

Годы

Отклонение

2010

2011

абсолют.

относительное

темп роста, %

темп прироста, %

1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб.

56794

99187

42393

174,64

74,64

2 Розничный товарооборот (сопоставимых ценах), млн.руб.

51762

64798

13036

125,18

25,18

3 Валовой доход, млн.руб.

11408

21304

9896,0

186,7

86,7

4 Покупная стоимость товара, млн.руб.

42020

71211

29191,0

169,5

69,5

5 Среднесписочная численность  торгового персонала, всего, чел.

489

486

-3,0

99,4

-0,6

в том числе:

         

руководители, специалисты, чел.

72

70

-2,0

97,2

-2,8

продавцы, чел.

215

216

1,0

100,5

0,5

6 Издержки обращения,  млн.руб.

11176

17107

5931,0

153,1

53,1

7 Прибыль от реализации  товаров, млн.руб.

232

4197

3965,0

1809,1

1709,1

8 Чистая прибыль, млн.  руб.

235

3728

3493,0

1586,4

1486,4

9 Среднегодовая стоимость  основных средств, млн. руб.

21793

27709

5916,0

127,1

27,1

10 Рентабельность затрат, %

0,44

4,75

4,3

   

11 Рентабельность продаж, %

0,41

4,23

3,8

   

12 Фондоотдача, руб.

2,6

3,6

1,0

137,4

37,4

13 Производительность труда  тыс.руб./ чел.

9679

17007,3

7328,8

175,7

75,7

14 Среднемесячная заработная  плата 1 работающего, тыс.руб.

924

1314

390,0

142,2

42,2

15 Розничный товарооборот  на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2

6,7

11,9

5,3

178,7

78,7

16 Коэффициент текущей  ликвидности, доля ед.

1,14

1,2

0,06

   

 

      По результатам таблицы 2.1 можно сделать вывод, что данное предприятие находится в стабильном экономическом состоянии, необходимом для введения эффективной хозяйственной деятельности. Но несмотря на хорошие показатели в 2011 году по сравнению с 2010 годом Шкловскому районному потребительскому обществу необходимо наращивать темпы роста по основным показателям деятельности. Также увеличивать объем товарооборота (за счет изучения и расширения рынков сбыта, улучшения ассортимента реализуемых товаров); валовой прибыли; выручки от реализации; прибыли от реализации. Этого можно добиться путем оптимизации расходов на реализацию; недопущения операционных и внереализационных расходов и многое другое.

Исследуемый магазин  расположен по адресу: Могилевская  обл., г. Шклов, ул. Красная слобода, 1а. Данный торговый объект построен в 2007 году и является самым крупным объектом реализующим продовольственные товары его общая площадь составляет 800 м2. Режим магазина разработан для удобства покупателей с 7-00 до 23-00 часов в зимний период и с 7-00 до 24-00 часов в летний период, что позволяет сделать покупки, как в ранний, так и в поздний час. По специализации магазин №10 «Парковый» относится к универсаму, в нем представлен широкий выбор товаров разных категорий (приложение Б), однако большая часть ассортимента приходится на продовольственные товары, расположенные на витринах в открытом доступе покупатель сам выбирает, что ему нужно, и расплачивается на кассе при выходе из магазина. Данный  торговый объект оборудован четырьмя узлами расчета, что способствует быстрому обслуживанию покупателей. Продажа товаров осуществляется за наличный расчет и расчет по пластиковым картам. Торговля по пластиковым картам составляет весомую часть розничного товарооборота магазина №10 «Парковый». Данный торговый объект оснащен современным торговым оборудованием, что способствует увеличению пропускной способности магазина. Численность торгового персонала составляет 19 человек, что позволяет качественно обслуживать всех покупателей. Магазин №10 «Парковый» расположен в центре города,  оборудован хорошим подъездом и автомобильной стоянкой, что является плюсом для данного магазина.

Рассмотрим плановые показатели торгово-финансовой деятельности магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества за 2010-2011годы.

Таблица 2.2  Анализ показателей торгово-финансовой деятельности магазина №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества за 2010-2011годы

           

Наименование  показателя

Годы

Отклонение

2010

2011

абсолют.

относительное

темп роста, %

темп прироста, %

1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб.

6700,8

11593,8

4893

173,02

73,02

2 Розничный товарооборот (сопоставимых ценах), млн.руб.

6107,2

7574,2

1467

124,02

24,02

3 Среднесписочная численность  торгового персонала, всего, чел.

19

19

0

100,00

0,00

в том числе:

         

руководители, специалисты, чел.

0

0

0

0,00

0,00

продавцы, чел.

19

19

0

100,00

0,00

4 Общая площадь магазина, м2

800

800

0

100,00

0,00

5 Торговая площадь магазина, м2

400

400

0

100,00

0,00

6 Розничный товарооборот  на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2

16,8

29,0

12,2

173,02

73,02

7 Производительность труда  тыс.руб./ чел.

29389,5

50850,0

21460,5

173,02

73,02


Согласно данных таблицы 2.2 мы видим, что розничный товарооборот    (в действующих ценах) увеличился на 73,02%, а розничный товарооборот (сопоставимых ценах) увеличился на 24,02%, что показывает правильную организацию торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества. Изменение показателей произошло в связи с более рациональным использованием торговой и складской площади, установкой более современного торгового оборудования, увеличением ассортимента.

Глава 3. Исследование торгово-технологического процесса в магазине №10 «Парковый» Шкловского районного потребительского общества

3.1 Организация доставки  и приемки товаров по количеству  и качеству

 

В исследуемом магазине используется  централизованный и децентрализованный метод  доставки товаров. При централизованном методе доставка товаров на объекты розничной торговли производится транспортом поставщика по предварительно разработанным маршрутам и графикам завоза. При децентрализованном методе доставка товаров производится собственным транспортом. Децентрализованным методом в магазин поступают кондитерские изделия (пирожные, торты, печенья), а также фрукты и овощи. Для определенных групп товаров, например, таких как молочные и хлебобулочные изделия разработаны графики завозов (приложение В).

Методы доставки молочных товаров в магазин №10 «Парковый» рассмотрены в таблице 3.1

    Разработка графиков завоза товаров в магазин №10 «Парковый» осуществляется розничными торговыми организациями совместно с поставщиками.

    Приемка товаров в магазине является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется заведующей товарной секцией в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Разгрузка товаров осуществляется грузчиком магазина вручную, что приводит к замедлению приемки товара.

 

 

 

Таблица 3.1 – Методы доставки молочных товаров в магазин №10 « Парковый»

№ п/п

Наименование товара

Поставщик

Частота завоза

Метод доставки

11

Молоко  «Избушка молочника» 1л. 3,0%, 1.5%.

ОАО «Шкловский маслодельный завод»

1раз в день

Централизованный

12

Молоко  «Избушка молочника» 0,5 л. 3,0%;

ОАО «Шкловский маслодельный завод»

1раз в день

Централизованный

 

Сметана 500гр. 26%, 20%.

ОАО «Шкловский маслодельный завод»

1 раз в день

Централизованный

34

Сметана 200гр. 18%. 

ОАО «Савушкин продукт»

3 раза в неделю

Централизованный

45

Творог обезжиренный, 9 %.

ОАО «Шкловский маслодельный завод»

1 раз в день

Централизованный

56

Биопродукт кисломолочный «Бодрость» 1л. 3%.

ОАО «Шкловский маслодельный завод»

1 раз в день

Централизованный

67

Биопродукт кисломолочный «Бодрость» 0,5л. 3%.

ОАО «Шкловский маслодельный завод»

1 раз в день

Централизованный

68

Сливки 10%.

ОАО «Шкловский маслодельный завод»

3 раза в неделю

Централизованный


  

    Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

    Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

    Товары в магазине принимаются по количеству и качеству. В основном, товар по количеству принимается сразу, тут же. При доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в магазин. Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, зав. товарной секцией контролирует тару и проверяет массу нетто и количества единиц в каждом месте.

    Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков) с фактическим наличием товаров (приложение Г). В таблице 3.2 представлен анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине №10 «Парковый».

При обнаружении в процессе приемки недостачи в магазине «Универсам «Парковый» заведующая секцией останавливает дальнейшую приемку, а поступившую партию товара хранит отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечивая их полную сохранность. О выявлении недостачи также составляется акт за подписью заведующей товарной секцией магазина: по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным - не позднее 24 ч, направляется поставщику по средству срочной связи (телефону) вызов-уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара. На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте. Акт подписывает заведующей секцией(приложение Д). В таблице 3.3 представлен анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине №10 «Парковый».

 

 

 

Таблица 3.2 – Анализ организации приемки товаров  по количеству и качеству в магазине №10 «Парковый»

Наименование товара

Место приемки товаров

Документы,

подтверждающие

Фактические сроки приемки, дней (часов)

Способы проверки качества

Оборудование, инструменты и приспособления, используемые в приемке

Сроки хранения (реализации) товара, дней (часов)

Количеств товара

качество товара

всего

по которыми он принимается магазином

 

 

 

Сметана 26%, 200гр.

приёмочная

ТТН

Кач. уд

12 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузоч ная тележка

75 суток

4 суток

 

 

 

Колбаса вареная Докторская в/с

приёмочная

ТТН

Кач. уд

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Весы, тара,погрузочная тележка

130 суток

25 суток

 

 

 

Рыба св. мороженая Морской окунь

приёмочная

ТТН

Кач. уд

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Весы, тара, погрузочная тележка

18 меся цев

16 месяцев

 

 

 

Водка Кристалл 0,5л

приёмочная

ТТН

Кач. уд

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

24 меся ца

18 месяцев

 

 

 

Печенье Шахматное

приёмочная

ТТН

Кач. уд

8 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Весы, тара, погрузочная тележка

4 меся ца

3 месяца

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине